法相 (санскр. дхармалакшана) вид дхармы. Термин буддийской философии, подчеркивающий значение дхармы как «носителя признака». Учение о «дхармалакшанах» было изложено в сутре «Sandhi-nimocana» (кит. «Цзе шэнь ми цзин» — «Сутра, раскрывающая глубокие тайны»). В Китае это учение получило большую популярность в учении школы, получившей одноименное название —
Фасян-цзун. Согласно учению о дхармалакшанах, многообразие дхарм сводится к трем гл. видам: обусловленный привязанностью к повсеместному (санскр. «парикалпита», кит.
бянь цзи со чжи син); обусловленный законом совместно-зависимого происхождения (санскр. «паратантра», кит.
и та ци син); отождествляемый с совершенной реальностью (санскр. «паринишпанна», кит.
юань чэн ши син).
Парикалпита означает привязанность индивида к внеш. миру и внутр. «я», т.е. принятие иллюзорных проекций сознания за реально существующие. Парикалпита характеризует омраченное сознание, пребывающее в неведении. Для иллюстрации состояния неведения буддисты часто используют пример с веревкой, к-рую ошибочно приняли за змею.
Паратантра отражает уровень относительного познания того, что внеш. мир и внутр. «я» не обладают собств. природой существования, а зависят от причин. Паратантра характеризует рациональное знание об иллюзорности внеш. предметов и внутр. «я», об их зависимости от сознания. Однако паратантра еще не есть истинное знание, поскольку она еще не может раскрыть истинную природу сознания. Мы уже поняли, что нет змеи, а есть только веревка, но мы не знаем ничего о самой веревке. Паринишпанна — это «истинная таковость», она характеризуется как постижение истинной сути вещей, что равнозначно постижению истинной природы сознания — истинносущего.
Насчитываемые школой
фасян семь признаков «истинной таковости» (см.
Чжэнь жу) указывают на отсутствие дуализма существования и не-существования. «Истинная таковость» присутствует во всех дхармах, отражающих как феноменальные, так и истинные признаки бытия, она не адекватна дхармам, проявляющим ее признаки, но не отличается от них. Дхармы «истинной таковости» не участвуют в феноменальном проявлении бытия, хотя сама «истинная таковость» лежит в основе проявления как феноменального бытия, так и истинного. Она лежит в основе круговорота перерождений, но не всегда может проявить себя. Это зависит от дхарм. «Истинная таковость» находится в сознании каждого, лежит в основе всех поступков людей. Но не каждый может обнаружить в себе «истинную таковость». Возможность проявления «истинной таковости» зависит от неомраченности « семян» (
чжун цзы) как содержания сознания (
алайе ши).
Учение о трех видах дхарм в школе
фасян дополнялось учением о трех природах отсутствия природ: природа отсутствия природы собственного вида (
сян у цзы син син); природа отсутствия природы рождения (
шэн у цзы син син); природа отсутствия природы побеждающего значения (
шэн и у цзы син син).
Литература:Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991;
Хуан Чань-хуа. Фоцзяо гэ цзун да и. Тайбэй, 1973; Чжунго фоцзяо. Пекин. Т. 1–2, 1980–1982;
Chatterjee A.K. The Yoga chara idealism. Delhi, 1987;
Chen K.K.S. Buddhism in China: A historical Survey. Princ., 1964.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 466-467.