無常,
гоу хунь гуй 鉤魂鬼 — «злой дух, забирающий души». В позднекитайской народной мифологии дух, посылаемый из царства мертвых для того, чтобы забрать душу живого, срок жизни к-рого подошел к концу. Такого рода духов было два — Белый
у-чан и Черный
у-чан. Обычно они изображаются в виде людей в простой длиннополой одежде и высоких шапках, белого и черного цвета, с дырявым банановым листом и с железной веревкой в руках соответственно. Встреча с духом-
у-чан для смертных считалась не безопасной.
Наибольшее количество письменных свидетельств о духах-
у-чан относится к минскому (1368–1644) и гл. обр., к цинскому (1644–1911) времени. Так, в сборнике «Цзуй ча чжи гуай» Ли Цин-чэня содержатся несколько фрагментов, описывающих встречи людей с
у-чанами: «Один
сюцай (низшая ученая степень в системе гос. экзаменов. —
И.А.) по имени Го Мэй-фань ночью пьяный возвращался домой. Встретил духа — ростом с подростка лет десяти с небольшим, в простой одежде и высокой шапке, он стоял слева от дороги, будто глиняное изваяние в храме. Го решил, что, видно, дети забавляются, и крикнул ему: „Эй, уже глубокая ночь, почему вы, мальцы, не идете домой спать, а на улице затеваете дурные шалости, прохожих пугаете?! Вот скажу родителям, пусть вас накажут!“ Тот стоял как каменный. Го отошел от него довольно далеко, как вдруг понял, что это был дух. Хмель разом с него слетел, ноги будто приросли к земле — Го ни шагу не мог ступить. Его нашли стражники и проводили домой». Др. фрагмент: «Когда моя бабушка, ее фамилия Чжу, была еще маленькой, ее старшая сестра заболела и лежала при смерти. Чжу вошла к ней и увидела в комнате духа — в белой одежде и высокой шапке, он стоял, огромный, доставая головой до потолочных балок. Чжу в ужасе упала в обморок, и ее унесли. Она хворала больше месяца. А ее старшая сестра скончалась в тот же вечер».
В областях к югу от р. Янцзы был распространен следующий обычай: когда умирал кто-то из старших, младшие родственники преклоняли колени перед ложем с телом усопшего, обязательно оставляя свободный проход для духа-
у-чан, а ближе к вечеру «провожали
у-чан» подношениями вина и пищи. После того как тело усопшего выносили из комнаты, подстилку, на к-рой оно лежало, полагалось сжечь.
На юге Китая также существовал обычай обращения к
у-чан с мольбой о здоровье и долголетии детей. Родители, захватив новый комплект белой одежды, приходили в храм поднести ее вместо старой. Символическая старая одежда сжигалась, храмовый служитель записывал имена представляемых
у-чан детей. Такая процедура повторялась каждый год в седьмую луну по лунному календарю вплоть до достижения ребенком шестнадцатилетия.
Изображения и глиняные статуи
у-чан часто помещали в храмах, посвященных духу Восточного пика (
Дун-юэ да-ди) и духам
чэн-хуан. В континентальном Китае сохранился до наших дней специально посвященный этому персонажу «Зал
у-чан» (Сычуань, храм, посвященный «столице мертвых» Фэнду), где
у-чан изображен вместе с супругой (у-чан нян-нян).
Ст. опубл. с некот. сокр.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.632-633.