喜神, Бог радости, Дух радости. В китайской народной мифологии божество радости, наслаждения; покровитель бракосочетания. Одно из первых упоминаний о
cи-шэне содержится в «И чжуань» («Комментарии к „[Канону] перемен“», см.
Чжоу и) Лу Цзи (III в. н.э.). По нек-рым поверьям,
cи-шэнь отождествляется в определенном аспекте с Чжоу-вано — последним государем дин. Шан, прославившимся своим любвеобилием (изображался на древних рельефах сидящим на спинах двух коленопреклоненных женщин).
Си-шэнь имеет облик человека, несущего корзину или (чаще) решето с тремя стрелами из персикового дерева, к-рыми отгоняли злых духов. Считается также, что
cи-шэнь, как Чжоу-ван, обитает на планете Венера.
Во время церемонии бракосочетания необходимо было сперва провести церемонию встречи
си-шэня. После того как невеста садилась в свадебный паланкин, полагалось подождать нек-рое время, повернувшись в направлении появления
си-шэня, к к-рому жених и невеста должны были обратиться, чтобы их жизнь была радостной.
Си-шэня часто включали в свиту бога богатства —
Цай-шэня и изображали на народных картинах (
нянь хуа) позади бога богатства со свитком бумаги, на к-ром крупно написан иероглиф
си, «радость». Особый иконографический тип —
си-шэнь в зеленом одеянии (цвет весны и растительности, отсюда цвет радости наряду с красным), с иероглифом «радость» в руке или сгребающим с улыбкой золотые и серебряные слитки в большую корзину.
Литература: [
Кульчицкий]
Александр, иеромонах. Брак у китайцев. Пекин, 1908, с. 25–26;
Инь Вэй,
Инь Пэй-жань. Чжунго миньцзянь су шэнь (Китайские простонародные божества). Куньмин, 2003, с. 32–37;
Bredon J.,
Mitrophanow L., The Moon Year. Shanghai, 1927, р. 416–417;
Werner E.T.S. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, р. 161.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 573.