蟠桃 Персик бессмертия(от
пань «извиваться» (?) и
тао «персик»),
лин-тао («чудесный/божественный персик»),
сянь-тао («персик бессмертия», см.
сянь [1]). В китайской мифологии персик, дарующий бессмертие. В наиболее архаических версиях мифов персиковое дерево (
тао-шу) наделяется чертами мирового древа. В
«Шань хай цзине» («Канон гор и морей») упомянуто огромное персиковое дерево на горе Душо, в ветвях к-рого, изгибающихся на 3 тысячи
ли, находятся ворота духов (
гуй-мэнь). Согласно мифу, стрелок
И был убит палицей из персикового дерева и впоследствии стал почитаться под именем Цзун-бу как божество, отвращающее нечисть. Существовало поверье, что этого дерева боятся злые духи. В древности вырезанные из него фигурки богов дверей ставили у входа в дом с целью отвратить злых духов. Позднее (видимо, с первых веков н.э.) из персикового дерева даосами вырезались различные талисманы-обереги. Ветками персикового дерева хлестали больного лихорадкой, чтобы изгнать духа болезни.
Пир у Си-ван-му с персиками (тао) бессмертияНа более поздней стадии развития мифологии, скорее всего при сложении даосской религ.-мифологич. системы (рубеж н.э.), появляется представление о
пань-тао как о плоде, дарующем долголетие и бессмертие. В «Шэнь и цзине» («Канон божественного и удивительного») говорится о растущем на северо-востоке большом персиковом дереве, плоды к-рого в поперечнике составляют более 3
чи (ок. 1 м).
Пань-тао прочно связывается с
Си-ван-му. В ее садах растут персиковые деревья, к-рые цветут и дают плоды раз в 3 тысячи лет. Согласно даос. легендам, Си-ван-му в свой день рождения 3-го числа 3-й луны угощает
пань-тао всех гл. божеств и бессмертных. Впоследствии даосы в этот день стали устраивать торжества в память о пирах у Си-ван-му, получившие название
пань-тао-хуй. По представлениям, отраженным в фантастич. эпопее
У Чэн-эня «Си ю цзи» (
«Путешествие на Запад», XVI в.), в саду Си-ван-му из 3600 деревьев на одной трети плоды созревают раз в 3 тысячи лет, на другой — раз в 6 тысяч лет, на последней — раз в 9 тысяч лет; соответственно отведавшие плодов становятся либо бессмертными, познавшими истину, либо вечно юными и могущими свободно летать на облаках, либо равными небу и земле и вечными, как солнце и луна. Одновременно существовали и предания о похитителях чудесных персиков (
Дунфан Шо и царь обезьян
Сунь У-кун). Ср. также связанные с представлением о
пань-тао как о дарующем долголетие обычаи у даосов пить сок персикового дерева или отвар из персиков (
тао-тан) на новый год, есть в день рождения особые хлебцы в форме персиков, вывешивать в первый день нового года на воротах дощечки из персикового дерева для моления о ниспослании счастья. С персиком в руках обычно изображался бог долголетия
Шоу-син, иногда его рисовали выходящим из огромного персика.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники: Ван Чун. Лунь хэн (Весы теорий), гл. 65 // Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Пекин, 1956. Т. 7, с. 221;
У Чэн-энь. Путешествие на Запад / Пер. А.Рогачева. Т. 1 – 4. М., 1959; то же. Рига, 1994; Неофициальное жизнеописание ханьского У-ди, государя Воинственного / Пер. К.И.Голыгиной // Бамбуковые страницы. Антология древнекит. литературы / Сост. Л.С.Лисевича. М., 1994, с. 334; Lun Heng / Tr. by. A. Forke. Vol. 2. N.Y., 1962.
Литература: Вильямс К.А. Энциклопедия кит. символов. М., 2001, с. 266 – 267; Редкие кит. нар. картины из советских собраний / Сост. Б.Л.Рифтин, Ван Шуцун. Л., Пекин, 1991, с. 34 – 35 и др.;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 130, 448.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 544.