馬麟, г. Цяньтан
錢唐 (пригород совр. г. Ханчжоу 杭州, пров. Чжэцзян). Художник эпохи Южная Сун (Нань Сун
南宋, 1127-1279). Даты жизни не установлены.
Представитель известной династии художников Ма и старший сын прославленного живописца эпохи Южная Сун
Ма Юаня. Продолжая семейные традиции, поступил в Академию живописи (
Хуа-юань 畫院), где учился у отца, и, будучи принят затем в ее штат, работал в период правления императора Нин-цзуна
寧宗 (1195-1227). Слава отца отрицательно сказалась на творческой судьбе этого художника: согласно письменным источникам того времени, среди современников ходили упорные слухи, что многие его произведения на самом деле созданы Ма Юанем, который будто бы подписывал некоторые из своих картин именем сына в надежде помочь его карьерному росту. Подобные сведения побудили последующих теоретиков живописи относится к живописному наследию Ма Линя с недоверием. Современные искусствоведы тоже отмечают наличие среди 40 с лишним приписываемых ему работ очень разных по художественным достоинствам произведений - от мастерски выполненных композиций до откровенно посредственных картин. Ряд произведений отца и сына Ма демонстрирует очевидную технико-стилистическую близость, различаясь лишь в незначительных деталях, например, в графических нюансах манеры передачи деревьев, предметов и фигур людей.
Тем не менее, следует признать, что хотя бы несколько работ Ма Линя обладают достаточной самобытностью, позволяющей включить их в список шедевров эпохи Южной Сун. К ним относится, прежде всего, свиток «Цзин тин сун фэн ту»
靜聽松風圖 (««Спокойно слушая [звуки] ветра [среди] сосен», другой вариант перевода названия – «В умиротворении слушаю, как поют сосны», 226,6х110,3 см, бумага, тушь, краски. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй), варьирующий характерный для творчества Ма Юаня и
Ся Гуя сюжет «созерцания природы», но предложенный Ма Линем в оригинальной трактовке. Он отказался от традиционной и несколько нарочитой асимметрии художественного пространства, сделав смысловой и композиционной доминантой свитка изображение двух могучих сосен на ближнем плане, которые, благодаря огромным размерам, как бы не умещаются в картине и частично срезаны ее краями. Показывая, вслед за Ма Юанем, деревья причудливой формы с раскидистыми, изогнутыми ветвями, Ма Линь больше подчеркивает мощь ствола, обыгрывая контраст между ним и кроной. Фигура человека, сидящего на изгибе старого дерева, тоже дана в своеобразном ракурсе, отсутствующем у Ма Юаня. Фоном ближних изображений служат берега ручья, затянутые дымкой, и едва намеченные горные склоны, составляющие эффектный контраст тщательно прописанным соснам. В результате художнику удалось добиться впечатления театральной декорации, передающей приметы какого-то особого, сказочного места. По существу эта картина дает начало традиции идеализированных пейзажей, прозванных «райскими уголками» и получивших распространение в живописи эпохи Мин
明 (1368-1644).
Вторая бесспорная работа Ма Линя – альбомный лист «Гао ши люй хэ ту»
(
高士鶴 圖 люй - фамильный знак, в т. ч. Люй Дун-биня, с ключом «человек», Словарь Ошанина, №2327
- «Высокопоставленный чиновник/чиновник высоких [помыслов] с журавлем», 21,5 х 22, 5 см, шелк, тушь, краски, Музей азиатского искусства, г. Берлин) - многими деталями тоже напоминает картины Ма Юаня на тему «созерцания природы». Но здесь традиционный живописный сюжет пронизан настроениями даосских легенд, в которых журавль почитался священной птицей, спутником или перевозчиком бессмертных (
сянь 仙), благодаря чему композиция так же, как и в предыдущая, превращена в сказочный пейзаж. Использованное Ма Линем сочетание образов сосны и журавля - символов бессмертия, стало впоследствии стандартным художественным приемом для живописных композиций с благопожелательным смыслом и простонародных картин (
нянь-хуа 年畫).
Совершенно иной манерой характеризуется альбомный лист «Фан чунь юй чжай»
芳春雨齋 («Благоухающая весна после дождя», 27,3х41,5 см, бумага, тушь, легкая подцветка. Национальный дворцовый музей, г. Тайбэй). Эта камерная пейзажная композиция состоит из нескольких изображений старых деревьев с изогнутыми, узловатыми стволами и корявыми ветвями, растущих на каменистом берегу реки. На заднем плане чуть намечены в дымке горы, поросшие лесом, при этом, вопреки благостному названию картины, она воспринимается отражением зловещего, хаотического мира, исполненного тревоги. Т. о. в этой картине Ма Линь сумел выразить чувства смятения и безысходности, охватившие китайское общество после побед
чжурчжэней, занявших значительную часть исконных территорий Китая.
Заслуживают внимания и работы Ма Линя в жанре «цветы и птицы» -
хуа-няо (
хуа)
華鳥 (畫), «живопись/изображения цветов и птиц», которые, судя, например, по альбомному листу «Цзюй люй ту»
橘綠圖 («Мандариновая зелень», 23х23,5 см, шелк, краски, тушь. Музей Гугун, Пекин), отмечены редким мастерством в передаче натуры.
Ма Линю принадлежит также серия вертикальных полихромных свитков с портретами легендарных правителей прошлого:
Фу-си 伏羲,
Яо 堯,
Шуня 舜,
Юя 禹,
Чэн-тана 成湯 и
У-вана 武王. Независимо от их художественных достоинств, эти картины интересны, прежде всего, тем, что в них воссозданы образы перечисленных персонажей: достаточно сказать, что трактовка образа Фу-си, данная Ма Линем, со временем стала хрестоматийной для китайской культуры.
Литература:
Купер Р.,
Купер Дж. Шедевры, искусства Китая (Пер. с англ.). Минск, 1997;
Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X - ХШ вв.М., 1976; Сокровища Музея Императорского дворца Гугун. М., 2007;
Чжуан Цзя-и,
Не Чун-чжэн. Чжунго хуйхуа (Китайская живопись). Пекин, 2000; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т.4. Ханчжоу, 1999;
Cahill J. The Art оf Southern Sung China. N.Y. -Tokyo, 1962;
Lidderose L. Orchiden und Felsen. Chinesische Bilder im Museum fur Ostasiatische Kunst Berlin. Berlin, 1998; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Possessing the Past. Treasures from the National Palace Museum, Taipei. Taipei, 1996;
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 2-3. L., 1958;
Waley A. An Introduction to the Study of Chinese Painting. L., 1923.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 655-656.