李邕, Ли Тай-хэ
泰和, прозв. Ли Бэй-хай
李北海. 678?, Янчжоу (пров. Цзянсу), — 747. Известный каллиграф стел (
бэй [4]), чье иск-во ценилось кит. знатоками за то, что среди плеяды выдающихся мастеров, стремившихся приблизиться к достижениям знаменитого каллиграфа времени правления дин. Цзинь (265–420)
Ван Си-чжи 王羲之, он достиг наивысших результатов. Его называли «рукой бессмертного в каллиграфии» (
шу чжун сянь шоу 書中仙手). Стиль Ли Юна является соединительным звеном между цзиньским корифеем и тв-вом ведущего каллиграфа периода дин. Юань (1271–1368)
Чжао Мэн-фу 趙孟頫. Это стало возможным благодаря тому, что Ли Юн развивал свой стиль не путем внешн. подражания Ван Си-чжи, а через достижение внутр. созвучия творческих принципов. Если Ван Си-чжи добивался непроизвольной спонтанности утоньшением пластики черт, то Ли Юн ее усиливал и уплотнял. Ему приписываются слова: «Похожий на меня — вульгарен; [тот, кто] учится у меня, — мертв», к-рые подчеркивают его убежденность в необходимости создания собств. стиля. К сожалению, произведения каллиграфа известны только по оттискам (
кэ-те) и копиям (
линь [2]) дин. Сун (960–1279). Одним из лучших примеров стиля Ли Юна почерком
синшу считается стела в честь живописца
Ли Сы-сюня 李思训 (651–716). Стела «Ли Сы-сюнь бэй»
李思训碑 была создана ок. 720; состоит из 30 стб. по 70 иероглифов в каждом. Стиль Ли Юна основывался на соединении двух почерков —
синшу и
кайшу. Его каллиграфия лишена строгой нормативности, характерной для танского устава, а чертам присуща нек-рая удлиненность пропорций, восходящая к произведениям каллиграфа периода правления дин. Южная Ци (479–502) Бэй И-юаня
貝義淵.
Источники:
Суй Тан У-дай шуфа (Каллиграфия [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Ян Жэнь-кая. Пекин, 1989; Ли Юн шуфа (Каллиграфия Ли Юна) / Под ред. Чжу Гуань-тянь. Пекин, 1996; Суй Тан У-дай шуфа (Каллиграфия [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Ван Цзин-сяня. Пекин, 1998; Суй Тан У-дай мучжи (Погребальные эпитафии [эпох] Суй, Тан, Пяти династий) / Под ред. Гуань Да-чжуна. Пекин, 2002.
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007;
Чжу Гуань-тянь. Тан-дай шуфа (Каллиграфия эпохи Тан). Цзянсу, 1999;
Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992;
Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981;
Chang Leon L.-Y., Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chic.; L., 1990;
Ch’en Chih-mai. Chinese Calligraphers and their Art. Melbourne, 1966;
Tseng Yuho. A History of Chinese Calligraphy. Hong Kong, 1998.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 620.