孔融, Кун Вэнь-цзюй, прозв. Кун Бэйхай (Бэйхайский Кун). 153, царство Лу (совр. уезд Цюйфу пров. Шаньдун) — 208. Сановник, обществ. деятель, литератор. Один из ведущих представителей поэтич. течения
Цзяньань фэнгу (Цзяньаньская поэзия), входит в плеяду Цзяньань ци цзы («Семь цзяньаньских мужей»).
Жизнеописание Кун Жуна содержится в офиц. историографич. соч. «Хоу Хань шу» («История [династии] Поздняя Хань», цз. 70)
Фань Е (398—445). Он был прямым потомком
Конфуция в 20-м поколении и, по утверждению биографов, с детства отличался развитым умом, самостоятельностью и стремлением к участию в обществ. жизни страны. Еще десятилетним мальчиком Кун Жун тщетно попытался стать полноправным членом движения «чистой критики», представители к-рого — столичные чиновники и ученые — протестовали против засилья евнухов при дворе. Он добился встречи с одним из лидеров этого движения (Ли Ин: 110—169) с просьбой принять его в свои ряды. Кун Жун поступил на службу (180—181) в адм. аппарат принца Хэ Цзиня (ум. 189) — брата императрицы Хэ, супруги императора Лин-ди (168—189); был назначен министром царства Бэйхай (пров. Шаньдун) — удельного владения Хэ Цзиня. Неск. лет фактически самолично управлял им, за что и получил прозвание Бэйхайский Кун. Во время восстания «Желтых повязок» (184—185) принимал непосредственное участие в боевых действиях по его подавлению. После назначения
Цао Цао канцлером (196) Кун Жун стал одним из его ближайших помощников. Назначенный гл. зодчим (цзянцзо дацзян), он отвечал за восстановление (после войн 189—190) столицы Лоян. Был пожалован почетной придворной должностью хранителя имп. одежд и драгоценностей (шаофу) и вельможным титулом чжун дафу. Все это время он оставался советником Цао Цао, ведая офиц. бумагами и документами. Но сочтя, что Цао Цао стремится узурпировать верховную власть, Кун Жун осмелился открыто его критиковать, в результате чего был обвинен в подготовке мятежа и казнен.
Осн. часть творч. наследия Кун Жуна занимают составленные им разл. офиц. бумаги (обращения к трону, докладные записки, отчеты, распоряжения и т.п.). Все они считаются выдающимися произведениями общественно-политич. характера и относятся к прозаич. (
вэнь) группе жанров. Точное число поэтич. произведений Кун Жуна неизвестно. Ему приписываются 6—7 стихотв. текстов (
ши). Существует три наиб. авторитетных издания собр. соч. Кун Жуна: одно — «Кун шаофу цзи» («Собрание произведений Куна — [сановника] - шаофу») — входит в сводное изд. Чжан Пу (1602—1641); два других — под назв. «Кун Вэнь-цзюй цзи» («Собрание произведений Кун Вэнь-цзюя») — включены в сводные изд. Ян Фэн-чэня (XIX в.) и Дин Фу-бао (1874—1952; публ. 1916). Лирич. произведения Кун Жуна представлены в сводных изд. Лу Цинь-ли (1911—1973) и того же Дин Фу-бао (1964); прозаические — в своде Янь Кэ-цзюня (1762-1843).
Наиболее изв. поэтич. произведение Кун Жуна — стихотворение «Линь чжун ши» («В ожидании конца») и цикл (3 текста) «Лю янь ши» («Стихи с шестисловными строками»). Первое — предсмертное творение, написанное Кун Жуном в тюрьме незадолго до казни, в к-ром он с горечью обвиняет Цао Цао в неумении разбираться в людях и в жестокости его правления. В стихотворениях цикла «Лю янь ши» описываются недавние ист.-политич. события, потрясшие страну, подчеркиваются общая деградация правящего режима и нар. бедствия: «Безвременно дом Ханей угасал, / Поэтому Дун Чжо и сеял смуту. / Всякий высший низшего терзал, / Служилый люд смиренно трепетал, / Простой народ терпел за мукой муку» (1-е стихотв. / пер. И.И. Семененко). Совпадая по содержанию с произведениями Цао Цао и [Ван Цань[|Ван Цаня]] (цикл «Ци ай ши» — «Стихи о семи печалях»), эти стихотворения Кун Жуна заметно уступают им по худ. уровню и эмоциональности.
Самым ярким и запоминающимся является второе стихотворение цикла «Цза ши» («Стихи о разном», 2 текста), авторство к-рого, правда, остается спорным. Подобно
Чэнь Линю и
Жуань Юю, Кун Жун использует здесь мотивы нар. песен (
юэфу миньгэ). Рассказывается о человеке (его соц. статус не раскрывается), к-рый, вернувшись домой после длительного отсутствия, застает убитую горем жену: их маленький сын умер, так и не дождавшись отца: «Столько времени в дальних краях проведя, / Возвратился домой на исходе он года. / Ищет сына глазами, едва лишь вступив на порог, / Взгляд не видит жены, потемневшей от горя. / „Где же сын?!“ — вновь и вновь задает он вопрос, / Мысли нет, что их солнышко скрылось навеки». Облачившись в траурные одежды, безутешный отец идет к месту погребения сына. Дальнейшее повествование порой переходит в монолог героя. Он не только оплакивает страшную утрату, но и с горечью думает о страданиях человека в этой жизни. Даже после смерти душа усопшего обречена на вечные скитания: «Где-то в далях предвечных одинокая вьется душа, / Тщетно ищет опору, несомая яростным ветром. / <...> / Да, любому из нас предназначен свой срок, / Но везде и всегда смерть живым причиняет страданья». Подкупают психологизм стихотворения, искренность автора, сострадающего своему герою, сдержанная выразительность повествования.
Правомерность включения Кун Жуна в плеяду «Семи цзяньаньских мужей» и в список ведущих представителей течения Цзяньань фэнгу изначально вызывала сомнения у теоретиков лит-ры. Ведь он погиб еще до окончательного утверждения при дворе семейства Цао поэтич. плеяды. И даже не был лично знаком с другими «Мужами». Таким вопросом задавались еще лит. критики V—VI вв. В трактате
Вэнь синь дяо лун» («Дракон, изваянный в сердце письмен») имя Кун Жуна отсутствует в списке Цзяньань ци цзы. В трактате
Чжун Жуна «
Ши пинь» («Категории стихов») о нем вообще не упоминается. В первом сводном изд. соч. «Мужей» «Хуйкэ Цзяньань ци цзы цзи» («Собранные воедино собрания произведений „Семи цзяньаньских мужей“», изд. 1638, 1758) Ян Дэ-чжоу (2-я пол. XVI — 1-я пол. XVII в.) вместо собр. произв. Кун Жуна помещено собр. произв.
Цао Чжи. В сводных изд. и в антологиях лирич. поэзии эпох Хань и Шести династий (III в. до н.э. — VI в. н.э.) произведения Кун Жуна обычно публикуются отдельно от творч. наследия представителей Цзяньань фэнгу — в разделах, посвященных поэзии эпохи Хань. В науч. лит-ре преобладает т. зр., что
Цао Пи, назвав имя Кун Жуна в трактате «
Дянь лунь лунь вэнь» («Рассуждения о классическом»), не имел в виду его принадлежность к «Семи цзяньаньским мужам», а лишь хотел тем самым выказать свое уважение к нему: «Кун Жун своим стилем и духом высок и чарует меня как никто» (пер. В.М. Алексеева). В ряде новейших литературоведч. исслед. (начиная с 1970-х) тв-во Кун Жуна также рассматривается вне рамок Цзяньань фэнгу. Осн. внимание уделяется ему как выразителю настроений служилой интеллигенции конца эпохи Хань и как автору прозаич. произведений.
Источники: Хоу Хань шу, цз. 70 / Т. 8, с. 2261—2279; Кун Вэнь-цзюй цзи; Кун шаофу цзи; сводные изд., куда вошли лирич. произв. Кун Жуна, см. в Библиогр. II на имена их составителей: Дин Фу-бао 1964 (т. 1, с. 44—45) и Лу Цинь-ли (т. 1, с. 196—198); его прозаич. произв. см.: Янь Кэ-цзюнь, т. 1, с. 919-924; Хрестоматия по литературе Китая, с. 162—163.
Литература: Алексеев В.М.Труды по китайской литературе. Кн. 1, с. 382; Малявин В.В. Гибель древней империи (см. Указ. имен); СемененкоИ.И. Цзи Кан — китайский писатель III в. н.э., с. 19— 24; Вэй Цзинь вэньсюэ ши, с. 134—137; Лю Се Вэнь синь дяо лун чжу, цз. 9, гл. 45 / Т. 2, с. 673; У Юнь. Цзяньань ци цзы цзи цзяо чжу, с. 1—6; Юй Гуань-ин (сост.), с. 17—20.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 315-317.