В литературном наследии Китая важнейшее место всегда принадлежало поэзии, которая выступала носителем нравственного опыта. В мире, пожалуй, найдется немного стран, где возводились бы храмы в честь поэтов.
В Китае поэтические занятия воспринимались как чрезвычайно важная и необходимая деятельность, поэтому на протяжении многих столетий люди шли поклоняться замечательным мастерам слова и с благоговением размышляли о силе их таланта и величии духа. Китайскими поэтами издавна владела убежденность в том, что они творят красоту, передают светлые чувства и высокие помыслы. Китайская поэзия представляет собой синтез искусства и философии, поэтому читатель стихов великого поэта вместе с автором проходил путь его нравственного развития и совершенствования. Поэтические образы обладают суггестивным — внушающим — свойством, и нравственные установки у читателя формируются посредством воздействия на эмоциональную сферу, закрепляются в подсознании. Политические и социальные ориентиры авторов классических стихов ушли в прошлое, однако этические идеалы при всей их исторической и идеологической обусловленности несут общечеловеческое содержание. Старая поэзия Китая обладает мировоззренческой функцией, которую в значительной степени утратила массовая культура, и обогащает человека мировосприятием, связанным с идеями
конфуцианства,
даосизма,
буддизма, особенно школы чань, что способствует расширению духовных горизонтов личности.
В классической поэзии Китая с позиций разных философских школ утверждалось понимание ценности красоты окружающего мира, значение природы для материального благополучия и душевного здоровья отдельного человека и всего населения страны. Как бы ни разнились подходы к философскому осмыслению жизни природы, поэты побуждали бережно относиться к ней, звали к слиянию с природой, помогающей человеку познать самого себя.
Истоки лирической поэзии. История поэзии Китая начинается с памятника
«Ши цзин» («Книга/ Канон песен»), который состоит из разделов «Го фэн» («Нравы царств»), «Да я» («Большие оды»), «Сяо я» («Малые оды»), «Сун» («Гимны») и содержит 305 произведений, созданных в период с XI по VII в. до н.э. (разумеется, фольклорная поэзия существовала и ранее). Традиция приписывает составление книги Конфуцию (551—479 гг. до н.э.) и утверждает, что песни собирались специальными чиновниками для того, чтобы царствующий дом мог по ним судить о настроениях подданных и результатах своего правления. Памятник был наделен дидактико-прагматической функцией, включен в конфуцианский канон и на протяжении двух тысячелетий во многом определял нравственные и эстетические идеалы, характер поэтического творчества. Особенностью памятника является весьма небольшое число эпических песен, рассказывающих об истории рода Чжоу, о военных событиях и сочетающих реальные сведения с мифологическими образами. Преобладают лирические песни, большей частью фольклорного характера. В «Ши цзине» воссоздаются разнообразные стороны человеческой жизни: трудовая деятельность и связанные с ней обряды, свадьбы и похороны, жертвоприношения и пиршества. В песнях нашло отражение неравенство в обществе, говорилось о желании уйти от жадных правителей и найти счастье в неведомых краях. Отрицательное отношение к убийству, к войне запечатлено в песнях о воинах и их женах. Привычной лирической героиней стала женщина, тоскующая по мужу отправленному в далекий поход. Важное место занимают песни о любви, отличающиеся психологической правдивостью.
В них поется о зарождающемся чувстве, об ожидании слов любви, которые произнесет юноша, о восхищении благородством любимого. Песни звучат с разной интонацией: шутливой, задорной, насмешливой, грустной и скорбной. В соответствии с правдой жизни рассказывалось о препятствиях на пути к личному счастью, о беззащитности женщины, ее зависимости от мужа. Авторы песен широко использовали образы из мира природы. После «Ши цзина» смысловой и синтаксический параллелизм стал излюбленным художественным средством в китайской поэзии. Песни написаны в основном четырехсложным размером, причем слог (иероглиф) большей частью равен слову, но немало и двусложных слов. Их ритмическая организация усилена рифмой. Песни обычно делятся на строфы, связь между ними закреплена с помощью хорошо разработанных композиционных приемов. Еще в III—II вв. до н.э. были определены «три категории» особых изобразительных методов, применявшихся в песнях: прямое описание событий, открытое изложение поэтической идеи получило название фу; стихи, построенные на сравнении, именовались би [6]; категория син [6] обозначала зачин, который иносказательно предваряет главную тему либо выполняет роль ритмического запева.
В IV в. до н.э. произошел важнейший переход от эстетики фольклора к нормам индивидуального творчества. Первый по времени поэт, сведения о котором дошли до нас,
Цюй Юань (340-278 гг. до н.э.) опирался на опыт «Ши цзина», использовал лексику и стилистику исторических и философских сочинений, в течение предшествующих 300 лет главенствовавших в словесном искусстве. Самое существенное, что поэт воспринял духовный мир южных районов Китая, в котором наряду с конфуцианскими идеями заметную роль играли даосские представления, песенно-мифологическая традиция и местные культы. Занимая высокое положение при дворе правителя царства Чу (XI—III вв. до н.э.), поэт выступал за объединение с другими царствами против агрессии царства Цинь. Политические воззрения Цюй Юаня были осуждены, его дважды изгоняли из столицы. Во время скитаний поэт, оказавшийся свидетелем позорных поражений Чу, покончил с собой, бросившись в р. Мило.
Наследие Цюй Юаня состоит из поэм «Ли сао» («Скорбь отверженного») и «Тянь вэнь» («Вопросы к небу»), цикла стихов «Цзю чжан» («Девять элегий») и 11 текстов цикла «Цзю гэ» («Девять песен»). Прежде не было стихов, на которых бы лежала такая яркая печать индивидуальности автора, которые с подобной полнотой отражали бы идеалы, чувства, жизненные невзгоды поэта. Для него определяющей стала тема конфликта чистого и честного человека с миром зла и несправедливости.
В поэме «Ли сао» рассказывается, как правитель поверил клевете и устранил поэта от дел. Гнев автора направлен на «ничтожных людишек», ложью и обманом сбивающих князя с пути легендарных мудрых правителей древности: «Не о моем несчастье говорю я: я гибели династии страшусь». Мифологизированное мышление обусловило описание воображаемого путешествия на небо в поисках сочувствия и поддержки. Образ поэта вырастал до грандиозных, каких-то космических размеров, трагически звучит тема его одиночества. Поэт убеждается, что не только на земле, но «и в Небесном царстве правды нет». Отчетливо выраженное личностное начало в «Девяти элегиях» сближает их с «Ли сао». Прославлению мужественных людей, сохраняющих верность идеалам, служит аллегорическая «Цзюй сун» («Ода мандариновому дереву»). Поэма «Вопросы к небу», состоящая из 173 вопросов и не содержащая ответов, свидетельствует об осведомленности автора в мифологии Китая, о его ищущем уме, который не удовлетворяется привычными объяснениями событий прошлого и явлений природы. Свежестью поэтических красок отличается цикл «Девять песен», представляющий собой обработку обрядовых песен, бытовавших в народе. В большинстве песен действуют боги и передается любовное томление, тоска влюбленных, находящихся в разлуке. Поэзия Цюй Юаня давала пример разнообразия форм и размеров. Строки в его стихах разной длины, от двух до восьми слов, чаще всего пяти-, шести- и семисловные с постоянным использованием частицы си, которая либо придавала эмоциональную окраску, либо обозначала паузу в конце и середине строки. Поэзия Цюй Юаня и его последователей получила название «чуских строф» (чу цы). Автор трактата «Ши пинь» («Категории стихов») Чжун Жун (467?—518?) видел истоки творчества одних поэтов последующих веков в «Ши цзине» и большинства — в чуских строфах.
При централизованной империи Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) главенствовали прозопоэтические произведения в жанре фу (ода, поэма в прозе). Их отличала ритмическая организация, свободное использование рифмы, насыщенность тропами, богатство и красочность слога. В династийной истории «Хань шу» (I в. н.э.) указаны имена более 60 авторов и свыше 900 названий произведений в этом жанре. Признанный мастер Сыма Сян-жу (179-117 гг. до н.э.) в приподнятых тонах воспевал величие дома Хань, чувство законной гордости за сильную необъятную империю. Сакральное и политическое могущество китайского императора живописал
Бань Гу (32-92) в «Лян ду фу» («Ода о двух столицах»), широко используя гиперболы. Авторы од преуспели в описании дворцов, храмов, праздников, охоты, оружия, нарядов и т.п.; порой они вводили в сочинения обличительные мотивы. Три века создавались значительные по объему оды, к концу Хань получили распространение произведения малого размера, которые стали более эмоциональными и лирическими. В этой манере писали Чжан Хэн (78-139), Ма Юн (79-166).
В целях укрепления авторитета дома Хань как наследника государственной практики древнейших правителей в годы царствования
У-ди (на троне 140-87 гг. до н.э.) была учреждена Музыкальная палата (Юэфу), задачей которой был сбор по всей стране народных песен. От наименования палаты записанные песни получили название юэфу. Впоследствии термин стал применяться и к стихам, созданным поэтами в подражание фольклорным произведениям. В XII в. Го Мао-цянь составил обширный «Юэфу ши цзи» («Свод стихов юэфу»). В «Хань шу» упоминается 138 песен Западной/Ранней Хань, но сохранилось лишь около 40. Тексты песнопений для жертвенных церемоний писали литераторы. Военные песни для исполнения под барабан заимствовали ритмы северных неханьских народностей. Большинство песен сопровождалось аккомпанементом струнных и духовых инструментов. В дальнейшем музыка была забыта, но текст оставался художественно значимым. Следует подчеркнуть, что связь слова с музыкой характерна для поэзии Китая и определяет особенности некоторых ведущих жанров. В юэфу по сравнению с песнями «Ши цзина» усилен эпический элемент, часто в их основу положено какое-то обыденное событие («Фу бин син» — «Жена больна»; «Дун мэн син» — «У Восточных ворот»). В песне «В пятнадцать лет ушел в поход с войсками» престарелый воин рассказывает о возвращении домой, где его ждут нищета и одиночество. В песне «Чжань чэн нань» («Битва к югу от города») описание поля, устланного трупами после сражения, завершается призывом к императору прекратить военный поход. В юэфу нашла широкое воплощение тема любви. Как одно из средств выражения чувств используется одушевление природы. Встречаются песни («Лебеди», «Бабочка», «Рыба без воды»), представляющие собой развитие одной метафоры, которая переносит на природу переживания человека. Особое место занимает лироэпическая поэма из 353 строк «Кунцюэ дун нань фэй» («Павлины летят на юго-восток»), показывающая бесчеловечный семейный уклад, при котором судьба молодых людей всецело зависела от прихоти старших в доме. Злая свекровь разлучила молодых супругов, и они покончили с собой. Над могилами выросли два дерева, в переплетенных ветвях которых поселилось семейство птиц, чей печальный крик заставлял вспоминать о погибших. Помимо конфуцианской идеи верности супружескому долгу в поэме утверждалось право человека на счастливую любовь, на свободу чувств. Песня «Мо шан сан» («Туты на меже») написана на традиционный сюжет, воспевает красоту и добродетель героини, отвергающей ухаживания вельможи. Юэфу отличал простой язык, распространенными приемами стали монолог и диалог. Строки имели разную длину — от двух до десяти слов, их порядок определялся развитием лирической темы и характером музыкального сопровождения. В юэфу наметилась устойчивая тенденция использовать пятисловный размер. Вероятно, в конце эпохи Хань были написаны произведения (в VI в. объединены в цикл «Гу ши ши цзю шоу» — «Девятнадцать древних стихотворений»), созданные безымянными авторами под влиянием народных песен. Тоска в разлуке по родному краю и жене, грусть от расставания с другом, мысли о бренности жизни и анакреонтические мотивы — главное содержание цикла. Поэтесса Цай Янь в поэме «Бэй фэнь ши» («Стихи о скорби») поведала о 12 годах плена у гуннов (сюнну), о возвращении на родину и о чувствах матери, сыновья которой остались с отцом-иноземцем. В годы социальных потрясений и утраты конфуцианским учением своего авторитета литераторы обратились к воссозданию внутреннего мира отдельного человека, его переживаний. Вместо торжественных од появились довольно просто написанные лирические стихи, в которых многое идет от усвоенного опыта юэфу. Крупный политический деятель, человек сложный и противоречивый,
Цао Цао (155—220) был одним из первых, кто стал обращаться к форме юэфу. Цао Цао, о котором говорили, что он «сочиняет стихи в седле, с копьем наперевес», умел рассказать о тяготах и опасностях солдатской жизни. Стихи часто грустные, но в них чувствуются сила и мужество. Автор смог обогатить содержание юэфу — привнести в них раздумья о важнейших общественных событиях того времени. Мягкие и нежные стихи его старшего сына
Цао Пи (187—226) звучат несколько камерно, его называют поэтом «с женской душой». Самым талантливым в семье был младший сын —
Цао Чжи (192—232), чья поэзия гуманна, взволнованна. В ней жажда деятельности сменяется грустными раздумьями, стремление к героическим подвигам — печальными вздохами. Тема скитаний нашла в его стихах эмоциональное отражение именно потому, что он на себе испытал горечь жизни вдали от родных и друзей. У него много стихов о бренности всего земного, о мимолетности человеческого бытия. Подобные настроения порождались как даосскими представлениями, так и опасениями: жизнь пройдет, а пользы людям принести не успеешь и не сможешь проявить свои дарования. Даосские мечты о бессмертии видны в цикле «Ю сянь» («Путешествие [к] бессмертным»). В поэме «Ло-шэнь фу» («Фея реки Ло») вымысел сочетается с реальностью, искусно использован мифологический материал. В поэтическом наследии Цао Чжи юэфу составляют почти половину; при сравнении с народными юэфу в них чувствуется авторская установка на совершенствование техники стиха, на поиск выразительных образов. Для развития в будущем пейзажной лирики имели значение введенные в стихи Цао Чжи развернутые описания природы. Вокруг семьи Цао объединились «Семь цзяньаньских поэтов» (Цзяньань ци цзы) — Кун Жун (153-208), Чэнь Линь (ум. 217), Ван Цань (177-217) и другие, которые писали о горестных испытаниях в годы военных беспорядков, о стойкости человека. Появление поэтических сообществ стало с той поры приметой культурной жизни страны.