陰符經 «Канон тайных знаков» («Книга сокрытых знаков»). Один из основных даосских канонических текстов. Считался в средневековом
даосизме не менее авторитетным, чем
«Дао дэ цзин». «Инь фу цзин» оказал также влияние на формирование
неоконфуцианства, один из основоположников к-рого,
Чжу Си (XII в.), не только высоко оценил этот памятник, но и прокомментировал его. По традиции авторство приписывается мифич. императору
Хуан-ди («Желтый император»), «основателю» китайской цивилизации. Автором заключительной части трактата и первым его комментатором считается легендарный полководец и мудрец Цзян-тай-гун (XII/XI вв. до н.э.). Первое упоминание об «Инь фу цзине» содержится в
«Ши цзи» Сыма Цяня (II–I вв. до н.э.). Согласно ему, изучение «Инь фу цзина» позволило древнему дипломату Су Циню обрести высшую гос. мудрость. Совр. текст якобы был найден в горной пещере даосом Ли Цюанем (VIII в.), написавшим комментарий к нему. Не исключено, что Ли Цюань и является его автором.
Осн. содержание этого небольшого (ок. 400 иероглифов) текста, разделенного на три части, посвящено учению о единстве мира, в к-ром все сущее взаимосвязано и каждая вещь существует за счет всего целого, как бы «обкрадывая» его, поэтому «пять элементов» (
у син) называются в тексте «пятью ворами» (
у цзэй). Мудрец, постигая взаимозависимость всего сущего и используя ее в своих целях, обретает совершенство и бессмертие. Данная установка позволяет рассматривать «Инь фу цзин» как трактат по методологии алхимии и др. видов даосской религиозной практики (см.
Сянь-сюэ). Нек-рые фрагменты «Инь фу цзина» содержат военную лексику, что делает его внешне похожим на соч. по стратегии, однако эта терминология применена для обоснования и описания даос. практики. В собрании даосских текстов
«Дао цзан» помимо самого «Инь фу цзина» содержится ок. 20 коммент. к нему, бóльшая часть к-рых относится к периоду дин. Сун (960–1279).
Источники: Маракуев А.В. Инь-фу-цзин — страничка из истории китайской философии // Ученые записки Томского пед. ин-та. Томск, 1946, т. 3.; Иньфу цзин //
Торчинов Е.А. Даосизм: опыт сравнительно-религиоведческого описания. СПб., 1993, (переизд. 1998); Иньфу цзин / Пер. Е.А. Торчинова // Религии Китая / Сост. Е.А. Торчинов. СПб., 2001, с. 97–102; Yin Fû King, or Classic of the Harmony of the Seen and the Unseen // The Texts of Taoism / Tr. by J. Legge. Pt. 2. Oxf., 1891, p. 255–264.
Литература:Торчинов Е.А. Даосская философия в памятниках религиозного даосизма (на материале «Иньфу цзина» и «Глав о прозрении истины» Чжан Бо-дуаня) // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1985.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 271.