高克恭, Гао Янь-цзин 高彥敬, прозв. Фаншань-даожэнь 房山道人 (Даос с горы Фан; Фан — горный массив в пров. Хэбэй). 1248, окрестности совр. Пекина, — 1310. Политик, живописец, один из шести крупнейших (наряду с
Ван Мэном,
Ни Цзанем,
У Чжэнем,
Хуан Гун-ваном и
Чжао Мэн-фу)
художников эпохи Юань
元 (1271–1368).
Был родом из древнего уйгурского клана, представители к-рого жили в северо-вост. регионе Китая. Сразу после провозглашения дин. Юань Гао Кэ-гун был принят на службу монг. властями и, сделав успешную карьеру, дослужился до поста начальника Департамента наказаний (
Синбу 形部). В 1299 был введен в штат воссозданной монголами Академии Ханьлинь (Ханьлиньюань
翰林院, см.
Ханьлинь академия) — центрального гос. учреждения. Находясь при дворе, Гао Кэ-гун поддерживал тесные связи с сановниками-китайцами, в т.ч. с
Чжао Мэн-фу.
Гао Кэ-гун творил в жанрах:
шань-шуй (
хуа)
山水(畫), «(живопись/изображения) гор и вод», и
мо-чжу 墨竹, «бамбук, [нарисованный] тушью». Принято считать, что в его композициях на последнюю из двух тем нашла продолжение традиция изображений бамбука в сочетании с каменными глыбами и сама стилистическая манера, разработанная представителями и последователями школы «художников-литераторов» (
вэньжэнь-хуа 文人畫), в первую очередь
Ван Тин-юнем. Известно неск. картин Гао Кэ-гуна в этом жанре, в т.ч. свитки, выполненные на бумаге в монохромной технике — «Юй чжу ту»
雨竹圖 («Бамбук [под] дождем», 121,6x42,1 см) и «Мо чжу ши ту»
墨竹石圖 («Бамбук [и] камни», 147x46 см) (Музей Гугун, Пекин).
Пейзажная живопись Гао Кэ-гуна отличается несколько бóльшим стилистическим разнообразием, чем его «бамбуковые» композиции. Основываясь на творческих находках
Ми Фу и др. представителей
«южной» пейзажной школы (
нань-цзун 南宗, в совр. терминологии — «южное пейзажное направление»,
наньфан-шаньшуй-хуапай 南方山水畫派),
Гао Кэ-гун вместе с тем использовал достижения мастеров академич. пейзажа эпохи Сев. Сун, в первую очередь,
Ли Чэна. О таком подходе свидетельствует самое известное его произведение — картина «Чунь шань цин юй ту»
春山晴雨圖 («Весенние горы в ожидании дождя», 100,5x107 см, шелк, тушь, легкая подцветка, Шанхайский худ. музей), где воспроизводится типичный для «туманно-облачного» стиля (
юньу-яньай 雲霧煙靄) пейзаж — горы, выступающие из дымчатой пелены и дополненные четко выписанными на переднем плане изображениями деревьев. Несколько приподнятая перспектива, обилие воздушной среды, к-рая заполняет собой верхнюю часть свитка и разделяет передний и задний планы, создавая впечатление разреженности и глубины пространства, в сочетании с отчетливой графичностью деталей первого плана, свидетельствуют об усвоении основных композиционно-худ. приемов Ми Фу; тогда как высоко вздымающаяся центральная гора выполнена в манере
Дун Юаня. Аналогичными композиционно-стилистич чертами отмечена и др. сохранившаяся картина Гао Кэ-гуна — «Юнь хэн сю цэнь ту»
雲橫秀岑圖 («Облачные вершины, благоухающие пики» / «Облака, тянущиеся [над] благоухающими пиками», 182,3х106,7, шелк, тушь, легкая подцветка. Музей Гугун, Пекин).
Хотя худ. убедительность произведений в том и другом случае создает иллюзию подлинного, реально существующего пейзажа, прямое цитирование предшественников обнаруживает искусственность умозрительно созданных композиций, т.о. живопись Гао Кэ-гуна отвечает одной из основных тенденций искусства эпохи Юань.
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 4. Пекин, 1986; Шанхай боугуань цзанпинь хуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004;
Cahill J. Hills Beyond a River: Chinese Paintings of the Yuan Dynasty 1279–1368. N.Y., 1974;
Lee Shekman E, Ho Wai-kam. Chinese Art Under the Mongols: The Yuan Dynasty (1279–1368). Cleveland, 1968; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970;
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 4. L., 1958;
Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979; The Shanghai Museum of Art / Ed. by Zhen Zhiyu. N.Y., 1981.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 551-552.