文子 один из древнейших даосских трактатов (V–III вв. до н.э.; см.
Даосизм). Впервые упоминается в
«Ши цзи» (II–I вв. до н.э.). В
«Хань шу» (разд. «И вэнь чжи», I в.) говорится о трактате «Вэнь-цзы» из девяти глав (
пянь [
1]), автор к-рого Вэнь-цзы (Мудрец письмен) якобы был учеником
Лао-цзы и современником
Конфуция. Наряду с идеями даосского характера (гл. обр.
«Дао дэ цзина») содержит высказывания конф., моистского и легистского толка (см.
Конфуцианство;
Мо-цзя;
Легизм): напр., глава «Дао дэ» содержит параллели с памятником легизма
«Шан цзюнь шу». Некоторые пассажи близки к тексту
«Хуайнань-цзы». «Вэнь-цзы» — один из первых даос. трактатов, построенных на сочетании диалоговых и монологовых форм изложения (ср.
«Чжуан-цзы»), что характеризует его как компиляцию фольклорных мистич. рассказов и текстов эзотерич. школ. Уже в первые века н.э. нек-рые южные даосские школы отдавали «Вэнь-цзы» приоритет перед «Дао дэ цзином». В эпоху Суй (кон. VI — нач. VII в.) получила распространение версия «Вэнь-цзы» из 12
пяней, а в VII–IX вв. этот текст под названием «Тун сюань чжэнь цзин» («Истинный канон проникновения в сокровенное») стал почитаться как один из основополагающих наравне с «Дао дэ цзином» и «Чжуан-цзы». Долгое время «Вэнь-цзы» считался произведением II–I вв. до н.э., основанным гл. обр. на «Хуайнань-цзы». Находка текста «Вэнь-цзы» на бамбуковых дощечках в ханьских погребениях уезда Динсянь пров. Хэбэй (1973) подтвердила версию более раннего его создания.
Источники: Вэнь-цзы (с коммент. Ду Дао-сяна) // Чжу цзы бай цзя и шу (Истинные книги ста школ). Шанхай, 1989; Вэн-цзы. Познание тайн. Дальнейшее развитие учения Лао-цзы. М., 1999 (пер.: Wen-tzu. Understanding the Mysteries / Tr. by Th. Cleary. Bost.–L., 1992).
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 194.