商君書 «Книга правителя [области] Шан», др. назв. — «Шан цзюнь», («[Книга] правителя [области] Шан»), «Шан-цзы» («[Трактат] Учителя Шан [Яна]»). Философско-политич. трактат легистской школы (см.
Легизм), отражающий воззрения Гунсунь Яна (
Шан Ян, IV в. до н.э.), правителя обл. Шан. Самое раннее упоминание о «Шан цзюнь шу» содержится в трактате
«Хань Фэй-цзы» (III в. до н.э.). Отредактированный
Лю Сяном (I в. до н.э.) и Лю Синем (I в. до н.э. — I в. н.э.) текст стал насчитывать 29
пяней (глав); впоследствии 2 главы были утеряны. В наст. время наиболее адекватным принято считать издание Чжу Ши-чэ (1956). Перевод «Шан цзюнь шу» на совр. кит. яз. осуществлен Гао Фэном. Трактат переведен на англ. (Dayvendak, 1928) и рус. (Переломов, 1968) языки.
В трактате изложены экономич. и общественно-политич. взгляды Шан Яна. Он предлагал серию мер, нацеленных на приостановку процесса разорения свободных земледельцев и уменьшения, т.о., налоговых поступлений. Повышение торговых пошлин, согласно Шан Яну, должно ограничить развитие торговли и число купцов, что приведет к уменьшению оттока работников из сельского хоз-ва, остановит разорение земледельцев (гл. 2). В то же время торговля, хотя и под должным контролем, необходима: «Земледелие, торговля и управление — три основы [жизни] гос-ва» (гл. 20). Предложенная Шан Яном идея гос. монополии на разработку естеств. богатств, призванная укрепить могущество царствующего дома, ограничить экономич. активность населения вне сферы сельского хоз-ва, была впоследствии реализована в империях Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
В политич. программе Шан Яна универсальным инструментом упорядочения жизни гос-ва выступает юридич. закон (
фа [1]). Конф. концепцию «гуманного правления» (см.
Конфуцианство) Шан Ян полагал нереальной: «Гуманный может быть гуманным к другим людям, но он не может заставить людей быть гуманными» (гл. 18). Творец законов — правитель, не обязанный ни с кем обсуждать свои планы, не подлежащий критике и тем более наказанию за нарушение закона. В то же время при составлении законов он обязан учитывать уже сложившиеся обычаи, а при решении важных вопросов — мнения руководителей общин и глав семей (гл. 5). В системе законодательства Шан Ян отводил важное место праву частной собственности (гл. 26). Осн. требование Шан Яна к «совершенномудрому» (
шэн [1]) правителю — умение заставить народ заниматься земледелием и «помышлять о войне».
Шан Ян предлагал правителю лишить аристократию традиц. права наследования высших администр. должностей и рангов знатности. Новая система назначений и предоставления рангов знатности — за воинскую доблесть или за деньги — была призвана сконцентрировать усилия подданных на земледелии и войне, что обозначалось термином «сосредоточение на едином» (
и [
2]), — этот процесс рассматривался как проявление некой интегральной функции государства (гл. 3). Земледелие и война — гаранты и внутриполитич. «спокойствия», и «почета», оказываемого государю, а «сосредоточение [народа] на едином» обеспечивает его подчинение единой власти (гл. 3). Длительное отсутствие войн, по Шан Яну, ведет к «рождению шести паразитов»: стремления беспечно пожить на склоне лет, бездумной траты зерна, пристрастия к красивой одежде и вкусной еде, любви к предметам роскоши, пренебрежения своими обязанностями, стяжательства (гл. 4). Важное средство усиления гос. контроля над народом Шан Ян усматривал в ограничении образования: «Если люди глупы, их легко принудить к тяжкому труду, а если умны, то принудить трудно» (гл. 6). В число гибельных для страны «паразитов» он включал, помимо указанных выше шести, также ритуальную «благопристойность» (
ли [2]), музыку, классические памятники —
«Ши цзин»,
«Шу цзин», «сыновнюю почтительность и братскую любовь» (
сяо ти), «гуманность» (
жэнь [2]), бескорыстие, красноречие, острый ум и т.п., т.е. нормы обычного права, культурные традиции и конф. этич. принципы. По Шан Яну, жадность, своекорыстие и тщеславие — основные черты человеч. природы, поэтому правитель может опираться прежде всего на непреходящее стремление человека к «выгоде» (
ли [
3]). Принцип «наград и наказаний», предложенный Шан Яном, подразумевал акцент на наказании, к-рое должно быть предельно строгим даже за малую провинность (гл. 5).
Теоретич. построения Шан Яна содействовали оформлению легизма в целостный идейный комплекс, завершенный в III в. до н.э.
Хань Фэем, и легли в основу гл. направлений гос. строительства в первой кит. централиз. империи Цинь (221–207 до н.э.).
Источники: Шан цзюнь шу цзегу динбэнь (Аутентичный текст «Шан цзюнь шу» с текстологическим комментарием) / Сост. и коммент. Чжу Ши-чэ. Пекин, 1956; Книга правителя области Шан / Пер., вступ. ст. и коммент. Л.С. Переломова. М., 1968, М., 1993;
Гао Хэн (пер.). Шан цзюнь шу цзиньи («Шан цзюнь шу» с переводом на современный язык). Пекин, 1974;
он же. Шан цзюнь шу чжу и («Шан цзюнь шу» с комментариями). Т. 1–4. Пекин, 1974; The Book of Lord Shang: A Classic of the Chinese School of Law / Tr. from the Chinese with Introd. and Notes by J.J. Duyvendak. L., 1928.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 612-613.