王延壽, Ван Вэнь-као, Ван Цзы-шань. Жил в 1-й трети II в., уроженец г. Сюаньчэн обл. Наньцзюнь (юг совр. пров. Хубэй). Один из ведущих мастеров одич. поэзии (
фу) Поздней Хань (I—III вв.).
Его жизнеописание содержится в «Хоу Хань шу» («Книга [об эпохе] Поздняя Хань», цз. 80/II)
Фань Е (398-445). Ван Янь-шоу, сын Ван И (89158) — сост. свода «
Чу цы», с детства отличался незаурядным лит. даром. Погиб в возрасте 20 лет, утонув при переправе через Сянцзян (пров. Хунань). Известно о существовании собр. соч. Ван Янь-шоу (в 3 цз.), впоследствии утраченного. В свод, составл. Янь Кэ-цзюнем (1762-1843), вошли 3 его оды: «Ван сунь фу» («Ода [о] княжеском внуке»), «Лу Лингуандянь фу» («Ода [о] дворце Божественного сияния [царства] Лу» и «Мэн фу» («Ода [о] сне»). «Ван сунь фу» — произв. на даос.-религ. темы, близкое по содерж. и образности к поэме «
Чжао инь ши» («Призывание скрывшегося от мира»).
«Лу Лингуандянь фу», к-рая считается одним из лучших образцов од-панегириков (включена в антологию «
Вэнь сюань» — «Избранные произведения изящной словесности»), посвящена резиденции правителя удельного царства Лу (юго-запад совр. пров. Шаньдун), где Ван Янь-шоу побывал еще ребенком, и является важнейшим источником по истории кит. изобразит. искусства. Ода содержит развернутое описание стенописных картин, украшающих дворцовые апартаменты, что позволяет судить о степени развитости и характере монументальной живописи во времена Хань: «Нарисованы: небо и земля, / Все сущее, сонмы живых существ, / Духи гор, божества морей. / О как тщательно исполнен их облик!» Описание картин завершается строками, где прослеживается первая в истории кит. эстетич. мысли попытка сформулировать взгляды на природу и смысл живописного тв-ва, наделенного — подобно поэзии в конф. поэтологич. воззрениях — назидательной функцией: «Мудрость и глупость, достижения и поражения — / Ни одна частица не упущена. / [Изображенное здесь] зло послужит предостережением для потомков, / Добро — примером для подражания».
«Мэн фу» — одно из самых своеобразных произведений одич. поэзии Китая. В нем повествуется о зловещем сне поэта — его борьбе с жуткими чудовищами: «Да, то был сон! / Чудовищ-духов сонм как ниоткуда в доме появился. / Вот показался с головой змеи и четырьмя торчащими рогами, / Над птичьим телом — хищной рыбы пасть, / Трехногий там, а рядом — шестиглаз <...> / И яркий свет вонзился в плоть, / Свирепый вепрь рвал клыками, / Рубил с плеча убийца-дух, / И злобный черт кромсал кусками».
Тв-во Ван Янь-шоу очень высоко ценилось в лит. критике V-VI вв. «Божественные лучи Янь-шоу таят в себе могущество [беспредельного] полета» — такая характеристика дается ему в трактате
Лю Се «
Вэнь синь дяо лун» («Дракон, изваянный в сердце письмен»). В кит. традиционной и совр. науч. лит-ре к нему обращаются редко, преимущественно при анализе общего состояния одич. поэзии во времена Поздней Хань.
Источники: Хоу Хань шу, цз. 80, II / Т. 9, с. 2618; Вэнь сюань, цз. II / Т. 1, с. 230-236; сводное изд., куда вошли оды Ван Янь-шоу, см. в Библиогр. II на имя его сост.: Янь Кэ-цзюнь, т. 1, с. 790-791; Ван Янь-шоу. Ода о сне (пер. М. Кравцовой) // Хрестоматия по литературе Китая, с. 109-112; Die Chinesische Anthologie... Vol. 1, p. 166-169; Wen xuan... Vol. 2, p. 263-278.
Литература: Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая., с. 321, 393-395; она же. История искусства Китая, с. 248, 546; Лю Се Вэнь синь дяо лун чжу, цз.2, гл. 8 / Т. 1, с. 134; Цао Дао-хэн. Хань Вэй Лю-чао фуцы, с. 89; Чжунго гудай вэньсюэ цыдянь. Т. 1, с. 13; Gao Jianping. The Expressive Act in Chinese Art..., p. 21; Harper D. Wang Yan-shou’s Nightmare Poem.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 247.