白鹿 Белый олень.
Бай-луСакральное и мифическое животное, чудесным образом переносившее по земле даосских бессмертных и магов, близких к достижению бессмертия. Белый олень являлся своего рода формой материализации их духа, стремления «странствовать в беспредельности». «Пестовать Белого оленя» — значит пестовать свой дух, чтобы стать вровень с бессмертными небожителями. Согласно трактату
Гэ Хуна «Бао-пу-цзы» («[Трактат] Мудреца, Объемлющего Первозданную простоту», цз. 3), олень проживший 500 лет, становится белым. Появление белого оленя считается благовещим знаком (
жуй).
Автор: Лисевич И.С.
Бай-луВ
«Го юй» («Государственные речи», разд. «Чжоу юй», ч. 1) отмечен неудачный карательный поход пятого правителя династии Чжоу Му-вана (ок. 947 – 928) против кочевавшего в районе уезда Фуши пров. Шэньси племени
цюаньжун 犬戎 («собачьи жуны»), которое выплатило ему в качестве дани только четырех белых волков и четырех белых оленей. Позднее сложился образ
Лао-цзы, восседающего на белом олене. В агиографическом сочинении «Шэнь сянь чжуань» («Предания о святых-бессмертных»), приписываемом
Гэ Хуну, сообщается о деве из Лу, ушедшей от мира в горы Хуашань и ставшей разъезжать на белом олене в сопровождении нескольких десятков «нефритовых дев» (
юй нюй).
Источники: Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, с. 25;
Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. Е.А.Торчинова. СПб., 1999, с. 50; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 63.
Литература: Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 132.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 363.