санскр. ādi-buddha,
кит. Ати-фото 阿提佛陀 — «Первоначальный будда» (Бэнь-чу-фо 本出佛). В буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд (
фо) и бодхисаттв (
пуса). В терминах доктрины трех тел будды (
сань шэнь) Ади-будда рассматривается как дхармакая (
фа шэнь). Из Ади-будды эманируют другие будды и бодхисаттвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхога-каи,
кит. бао шэнь 报身). Время и место возникновения концепции Ади-будды неизвестны. Попытки видеть в Ади-будде аналогию образа Бога монотеистич. религий не вполне удовлетворительны. В буддизме Ади-будда считается не создателем вселенной, а символом духовного единства безначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ Ади-будды обнаруживается уже на ранних стадиях развития буддизма. Слово «Ади-будда» встречается впервые не позднее VII в. в «Манджушри-намасангити» (в разных пер.: «Вэньшу со шо цзуй шэн мин и цзин» 文殊所说最胜名义经, «Вэньшу пуса цзуй шэн чжэнь ши 真实 мин и цзин», «Шэн мяо цзи сян 圣妙吉祥 чжэнь ши мин цзин»), но только в X–XI вв., в связи с распространением доктрины калачакры («колеса времени»
ши лунь), концепция Ади-будды получила широкое распространение в Индии. До сегодняшнего дня Ади-будда почитается в Непале и в странах Центр. и Вост. Азии. В Тибете в качестве Ади-будды выступали Самантабхадра (в школе ньингмапа,
кит. Саньманьдобато 三曼多跋陀,
Пу-сянь) и Ваджрадхара (в поздних школах,
кит. Чжицзиньган 执金刚), в Китае и в Японии — Вайрочана, или Махавайрочана (
Да-жи 大日).
Литература: Encyclopaedia of Buddhism. Ceylon, 1963, vol. 1, fasc. 2;
Guenther H.V. The Tantric View of Life. Berk.–L., 1972.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 354.