虞世南, имя
-цзы Бай-ши
伯施, прозвище
-хао Юй Юн-син
虞永興, Юн Син-гун
永興公. 558 род. в Юйяо уезда Юэчжоу (совр.пров. Чжэцзян) – 638.
Юй Ши-наньЮй Ши-нань вместе с
Оуян Сюнем 歐陽詢 и
Чу Суй-ляном 禇遂良 входит в тройку знаменитых каллиграфов начала правления династии Тан. Учителем каллиграфии Юй Ши-наня был монах
Чжи-юн 智永, что предопределило прямую преемственность его стиля от великого
Ван Си-чжи 王羲之. Начав, как и Оуян Сюнь, карьеру при дворе династии Суй, Юй Ши-нань с почестями продолжил ее при танском императоре Тай-цзуне, который уважал каллиграфа не только за талант, но и за его добродетели. Стала легендарной следующая фраза императора: «Ши-нань в одном лице совмещает пять достоинств: первое – добродетель
дэ, второе ‑ преданность, третье ‑ широкая образованность, четвертое ‑ литературный дар, пятое ‑ мастерство в каллиграфии. Даже одного [из этих достоинств достаточно, чтобы] стать прославленным сановником. Юй-нань [обладает] всеми». Юй Ши-нань был излюбленным собеседником императора, с которым тот подолгу обсуждал принципы искусства каллиграфии. Им написаны трактаты «Изложение каллиграфических установок» (
Шу чжи шу 書旨述), «Главы о взглядах на обучение» (
Гуань сюэ пянь 觀學篇), «Беседы о сути кисти» (
Би суй лунь 笔髓論). В последнем трактате он пишет: «Для постижения сокровенного совершенства
Дао каллиграфии необходимо, чтобы случилось духовное озарение (
шэнь юй 神遇); этого нельзя добиться силой. Суть мастерства требует интуитивного постижения (
синь у 心悟)».
В почерках
синшу и
цаошу Юй Ши-нань умел быть на редкость непринужденным. Но основной его вклад в историю китайской каллиграфии связан с уставом. Одной из наиболее почитаемых стел периода династии Тан является стела в храме Конфуция
Кун-цзы мяо тан бэй 孔子庙堂碑, воздвигнутая ок. 626–630 гг. в связи с реставрацией храма. Юй Ши-нань выполнил стелу почерком
кайшу. Стиль Юй Ши-наня элегантен и серьезен, естествен и глубок. Техника его работы кистью отличается внутренней твердостью при внешней мягкости. В силу ее ясности каллиграфию Юй Ши-наня всегда копировали и продолжают копировать вплоть до наших дней все учащиеся. Но тайна гармонии стиля Юй Ши-наня открывалась лишь избранным каллиграфам последующих поколений, которые на протяжении долгих десятилетий изучали его творчество. Таковыми считаются сунский мастер
Цай Сян 蔡襄, юаньский
Чжао Мэн-фу 趙孟頫, корифеи династии Мин
Чжу Юнь-мин 祝允明 и
Дун Ци-чан 董其昌.
Источники:
Суй Тан Удай шуфа (Каллиграфия периода династий Суй, Тан, Удай) / Под ред. Ян Жэнь-кая. Пекин, 1989; Суй Тан Удай шуфа (Каллиграфия периода династий Суй, Тан, Удай) / Под ред. Ван Цзин-сяня. Пекин, 1998; Чу Тан шу лунь (Антология сочинений по каллиграфии раннего периода династии Тан) / Под ред. Сяо Юаня. 2-е изд. Чанша, 2004.
Литература:
Белозёрова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Малявин В.В. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. М., 2004; Бао Бэй-у. Чжунго шуфа цзяньши (Краткая история китайской каллиграфии). Шанхай, 1983; Чжу Гуань-тянь. Тан дай шуфа (Каллиграфия периода династии Тан). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Чу Тан шу лунь (Антология сочинений по каллиграфии раннего периода династии Тан) / Под ред. Сяо Юаня. – 2-е изд. – Чанша, 2004.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 888-889.