常坐三昧 «самадхи, [обретаемое] через постоянное сидение». Религ. практика погружения в самадхи (
саньмэй) с целью выявления в себе «мира будды» (т.е. достижения просветления), предложенная патриархом школы
тяньтай-цзун Чжи-и в контексте учения о
чжи гуань (см.
«Мохэ чжи гуань»).
Согласно «Мо хэ чжи гуань», данного типа самадхи достигают в тихой комнате или в уединенном месте. Обязательным условием является устранение любых внеш. раздражителей. В помещении находится только сплетенный из веревок мат для медитирования. Наличие к.-л. сидений или помостов не допускается. Практика длится строго фиксированное время — 90 дней — и может проводиться индивидуально или небольшой группой.
В течение всего периода, за исключением кратковременной ходьбы, во время к-рой совершается медитация, и отлучек для отправления естественных потребностей, практикующий неподвижно пребывает в традиционной «позе лотоса». Он дает обет не спать, не ложиться, не стоять, не передвигаться без цели, не прислоняться к чему-либо.
Чжи-и, ссылаясь на «Сутру о праджне, поведанную Манджушри» (санскр. «Манджушри-париприччха-сутра», кит. «Вэньшушили сошо божэ цзин»; см.
Вэньшушили), различает два подхода к медитационной практике: радикальный способ — непосредственное «созерцание» реальности «мира будд» и более постепенный — концентрация мыслей на имени, образе и на достоинствах к.-л. будды. «Радикальный» способ предполагает умение практикующего отказаться от всех ложных теорий, отбросить все случайные мысли, избегать к.-л. характеристик и полностью погрузиться в переживание «мира будды», с к-рым отождествляется собственное состояние. При «постепенном» подходе практикующий сам выбирает будду, поворачивается лицом к той стороне света, в к-рой пребывает этот будда, и произносит его имя, визуализируя его образ. Как правило, рекомендовалось выбрать будду Амитабху (яп. Амида, кит.
Амито-фо), т.е., обратившись к Западу, визуализировать его образ и повторять его имя. Гуань-дин, 4-й патриарх школы
тяньтай-цзун, указывал, что имя будды должно произноситься громко, особенно в тех случаях, когда практикующий ощущает усталость или сонливость, что помогает ему перейти к более глубокой медитации. Данная практика эквивалентна, по утверждению Чжи-и, произнесению имен всех будд в десяти сторонах света, т.е. во всем мире (восемь стран и полустран света с верхом и низом).
Считается, что если практикующий выполняет это действие искренне и с верой, то оно помогает не только контролировать сознание и деятельность ментального органа, но и воспринимать передаваемую ему буддами силу. Практикующий должен ощутить это семью точками тела (теменем, зубами, губами, деснами, языком, горлом и грудью).
Источники: Сэкигути С. Кайсэцу (Комментарии) // Мо хэ чжи гуань. Т. 1. Токио, 1975;
Чжи-и (
Тиги). Мо хэ чжи гуань (Мака сикан). Т. 1–2. Токио, 1975.
Литература: Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан ∕∕ Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998;
Оно Т. Нихон-но буккё (Японский буддизм). Токио, 1961;
Ch’enK. Buddhism in China. Princ., 1964;
Hurvitz L. Chih-i. An Introduction to the Life and Ideas of a Chinese Buddhist monk. Brux., 1962;
Stevenson D. The Four Kinds of Samadhi in Early T’ien-t’ai Buddhism // Traditions of Meditation in Chinese Buddhism / Ed. by P. Gregory. Honolulu, 1986.
По материалам А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.708.