Цзян Цзы-я, Люй Шан, Люй Ван, Тай-гун Ван. В китайских мифологических преданиях мудрый советник. По популярной версии легенды, князь Вэнь-ван (основатель дин. Чжоу, XII/XI в.) однажды, собираясь на охоту, обратился к астрологу с просьбой совершить гадание, удачной ли будет охота. Ответ был таков: «Когда ты будешь охотиться на южном берегу реки Вэй, получишь крупную добычу. Это будет не дракон, не тигр и не медведь... Небо подарит тебе наставника». По др. варианту, Небесный государь (
Тянь-ди) явился Вэнь-вану во сне и сказал, что дарует ему советника. Вэнь-ван отправился к реке Вэй и встретил там старца, удившего рыбу. Вэнь-ван побеседовал с ним и воскликнул: «Вы действительно
тот самый человек, появление к-рого предрекал мой отец, я давно уже вас жду». Он усадил мудреца в свою колесницу, сам сел на место кучера и повез к себе, дал ему титул
тай-гун («великий князь») и прозвище Ван («долгожданный» или «смотрящий вдаль»). Согласно древнему апокрифическому преданию, Цзян тай-гун, сев в колесницу, повелел Вэнь-вану самому впрячься и везти ее. Тот осилил лишь 800 шагов, что вызвало горестный вздох мудреца, разъяснившего Вэнь-вану, что сколько он сделал шагов, столько лет и будет править его династия. По одной из легенд, Вэнь-ван сперва назначил Цзян тай-гуна правителем небольшого городка Гуаньтань, где он сделал покорным даже ветер. Тогда князь назначил Цзян тай-гуна главнокомандующим войсками (Гань Бао, IV в.) и стал одерживать над
иньцами одну победу за другой. Образ Цзян тай-гуна чрезвычайно популярен и в средневековых мифологических сказаниях, связанных с фантастической эпопеей XVI в. «Фэнь шэнь янь-и» («Возвышение в ранг духов»). Там Цзян тай-гуну отведена особая роль бога богов, к-рый по приказу Верховного Небесного владыки назначает всех богов и духов на соответствующие должности. По поздним народным легендам, Цзян тай-гун не позаботился только о себе самом, и когда явился в Небесный дворец с просьбой к
Юй-ди, то оказалось, что вакансий уже нет, и государь повелел ему сидеть не на троне, а на уголке глинобитной стены. В народных же верованиях Цзян тай-гун, помогший некогда своему князю разгромить последнего правителя дин. Шан-Инь тирана Чжоу-синя и завоевать всю страну, превратился в могущественнейшего мага, заклинателя злых духов. На народных картинах (
нянь хуа) его изображали часто в виде старца верхом на сказочном монстре с желтым знаменем, творящим чудеса по его воле, и скипетром
жу-и («исполнение желаний») в руках. Надпись на картине свидетельствовала о его мощи и бесстрашии и о повелении злым духам убираться прочь. Поскольку Вэнь-ван встретил Цзян тай-гуна, когда тот удил рыбу, то китайские рыбаки почитали его также своим богом-покровителем.
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 290;
Инь Вэй, Инь Фэй-жань. Чжунго миньцзянь су шэнь (Китайские народные божества). Куньмин, 2003, с. 66–71;
Ян Юнь-жу. Цзян син-ды миньцзу хэ Цзян-тай-гун-ды гуши (Народность с родовой фамилией Цзян и предания о Цзян-тайгуне) // Гу ши бянь (Спорные вопросы древней истории) / Сост. Гу цзе-ган. Пекин, 1932. Т. 2, с. 109–118;
Ян Вэнь-вэй. Гуаньюй Цзян-тай-гун-ды гуши сань цзэ (Три предания о Цзян-тайгуне) // Миньсу. 1930, № 101, с. 27–28;
Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 59–65.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, с. 183, 309, 310, 334. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. M., 1987, с. 39 – 42, указ.;
Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994; Бамбуковые анналы: древний текст / Пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, с. 212, 260.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 700.
В мифологии и народных верованиях образ Цзян тай-гуна как мудрого гос. мужа и глубокого военного стратега соединился с чертами чудодейственного наставника (Наставник отец-Шан), кудесника-экзорциста, повелевающего духами, и божества, покровительствующего рыбакам. Благодаря этому он занял место патриарха не только в школе военной философии (
бин цзя) и
конфуцианстве, но и в
даосизме, где считался автором отмеченного в библиографической гл. «И вэнь чжи» (цз. 30 «Трактат об искусных и искусственных текстах»)
«Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань») как даосский обширного (237 глав-пянь) трактата «Тай-гун», а также соавтором самого
Хуан-ди (Желтый император/первопредок) и первым комментатором крайне лапидарного (ок. 400 иероглифов), но основополагающего
«Инь фу цзина» («Канон тайных знаков/сокровенных свидетельств»). В XX в. в Дуньхуане (пров. Ганьсу) были найдены мантические тексты 2-й пол. I тыс. до н.э., в одном из к-рых система восьми триграмм (ба гуа, см.
Ба гуа чжан, а также
гуа [2])
«Чжоу и» («Чжоуские/Всеохватные перемены») охарактеризована с помощью девяти имен наиболее выдающихся личностей древнейших «трех эпох/дин.»: Ся, Шан-Инь и Чжоу. К этому сонму причислен также Цзян тай-гун, в частности, видимо, потому, что исконно военная теория методологически базировалась на нумерологии – «учении о символах и числах» (
сяншучжи-сюэ) «Чжоу и».
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 918-919.