Синология.Ру

Тематический раздел


Цзи-цзан

Цзя-сян да-ши (Великий учитель из монастыря Цзясян). 549, Цзиньлин (совр. Нанкин), — 623, Чанъань. Буд. мыслитель, монах, главный систематизатор учения школы саньлунь (cаньлунь-цзун). Родовая фамилия — Ань (от Аньси — Парфия, откуда его семья была родом). Свое имя Цзи-цзан получил от Парамартхи (Чжэнь-ди, буд. переводчик и миссионер), с к-рым был знаком его отец. В возрасте семи лет родители отправили Цзи-цзана в монастырь Синхуан, где его наставником стал Фа-лан. На протяжении ряда лет собирал буд. сочинения и комментарии к ним, впоследствии занялся их систематизацией. На протяжении 15 лет жил в Хуйцзи (совр. пров. Чжэцзян, уезд Шаосин) в монастыре Цзясян-сы, расположенном на горе Циньван. Здесь Цзи-цзан занимался активной проповеднической и комментаторской деятельностью. В 606 по приказу императора поселился в столичном монастыре Хуйжи-сы, а затем — в Жиянь-сы. Был одним из десяти монахов, к-рым император Гао-цзу присвоил титул «высокодобродетельный» (да дэ; см. Дэ [1]).

К наст. времени известно 38 произв. Цзи-цзана общим объемом более 170 цзюаней (свитков). Из них 11 произведений объемом более 33 цзюаней утеряно. Осн. сочинения — «Сокровенный смысл трех шастр» («Сань лунь сюань и»), «Смысл двух истин» («Эр ди и»), «Рассуждения о сокровенном в махаяне» («Да шэн сюань лунь»), «Пространный комментарий к Махапраджняпарамита сутре» («Да пинь цзин гуан шу»), «Толковый комментарий к Вималакирти сутре» («Вэймо цзин и шу»), «Комментарий к шастре о срединном видении» («Чжун лунь шу»), «Комментарий к шастре в ста строфах» («Бай лунь шу») и «Коммента-рий к шастре в двенадцати вратах» («Ши эр мэнь шу»). В сочинениях Цзи-цзана содержится богатый материал по истории кит. буддизма и его различных школ, традиц. кит. философии (конфуцианству, даосизму), школам инд. философии (брахманизму, джайнизму, адживике и др.).

Цзи-цзан продолжил разработку основных положений учения мадхьямики. В качестве основного методологич. приема Цзи-цзан использовал доктрину «устранение ложных [учений], выявление правильного [учения]» (по се сянь чжэн), согласно к-рой ложными признавались все учения, не соответствующие мадхьямике. «Выявление правильного» предполагало рассмотрение реальности с позиций «пустоты» (санскр. шунья, кит. кун [1]), «двух истин» (эр ди), «срединного пути» (чжун дао).

Следуя учению мадхьямики, Цзи-цзан рассматривал «пустоту» через взаимозависимость и взаимообусловленность дхарм (фа [1]), среди к-рых нет ни одной самосущей. Развивал учение о «восьми отрицаниях» (ба бу), к-рое впервые встречается в сочинении Нагарджуны «Мула-мадхьмика-карики» («Коренные строфы о срединном видении») и подробно обосновывается в комментариях Пингалы к «Мадхьямика шастре» — «Шастра о срединном [видении]» («Чжун [гуань] лунь») Нагарджуны (см. Ба бу чжун дао).

На основании учения о «двух истинах», сформулированного в инд. буддизме, применяя метод «чатушкотика» (сы цзюй, буд. логическая тетралемма), Цзи-цзан выдвинул теорию «трех видов двух истин» (сань чжун эр ди) и «четырех видов двух истин» (сы чжун эр ди). Развил мадхьямиковскую концепцию «срединного пути» в теории «видов срединного пути». Поддерживал идею наличия «природы будды» (фо син) во всех живых существах и неодушевленных объектах. Придерживался широко распространенной в буддизме концепции «двух канонов, трех поворотов [колеса Учения/Дхармы]» (эр цзан сань лунь). «Два канона» — это «палийский канон», неполное учение, буддизм хинаяны, и т.н. «санскритский канон» — «канон бодхисаттв», полное учение, буддизм махаяны. «Три поворота [колеса Учения/Дхармы]» — три этапа, к-рые проходит буд. учение в своем развитии. Считал, что три колесницы спасения (трияна, сань шэн) — шравакаяна (колесница мирян, «слушающих учение», идущих к освобождению под руководством наставников), пратьекабудда-яна (колесница монахов, самостоятельно достигающих нирваны) и бодхисаттва-яна (колесница совершенных существ, давших обет привести в нирвану все живое) — равноценны.

Источники:
ТСД. Т.42, 45; Чжунго фо-цзяо цзыляо сюаньбянь (Избранные материалы по философии китайского буддизма). Т. 2, ч. 1. Пекин, 1983; Chan Wing-tsit. A Source book of Chinese Philosophy. Princ., L., 1963, p. 357 – 369.

Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1987. Янгутов Л.Е. Единство, тож-дество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995. Тан Юн-тун. Суй Тан фо-цзяо ши гао (Очерки по истории буддизма [династий] Суй и Тан). Пекин, 1982; Хань Тин-цзе. Цзи-цзан саньлунь сюань и цзяо ши (Комментарии к «Сокровенному смыслу трех шастр» Цзи-цзана). Пекин, 1987; Chen K. Buddhism in China: A Historical Survey. Princ., 1964; Cheng Hsueh-li. Chi-Tsang’s Treatment of Metaphysical Issues // JCP. 1981, vol. 8; id. Truth and Logic in San-lun Madhyamika Buddhism // International Philosophical Quarterly. 1981, vol. XXI, № 3; Fox A. Self-Reflection in the Sanlun Tradition: Madhyamika as the “Deconstructive Conscience” of Buddhism // JCP. 1992, vol. 19; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. Vol. 2. Princ., 1953; Koseki A.K. Chi-tsang’s Sheng-man pao k’u: The True Dharma // PEW. Honolulu, 1984, vol. XXXIV, № 1; id. The Concept of Practice in San-lun Thought. Chi-tsang and the Concurrent Insight of the Two Truths // PEW. Honolulu, 1981, vol. XXXI, № 4; Liu M.-W. Madhyamaka Thought in China. Leiden, 1994; Robinson R.Н. Early Madhyamika in India and China. Leiden, 1967; Takakusu J. The Essentials of Buddhist Philosophy. Hononulu, 1956.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 540-541.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.