Синология.Ру

Тематический раздел


Цзао-ван

Князь очага, Цзао-шэнь (Бог/дух очага), Цзао-цзюнь (Повелитель очага), Цзао-пуса (Бодхисаттва очага), Дун-чу сы мин-чжу (Повелитель судеб восточного [угла] кухни). В китайской мифологии популярное божество домашнего очага. Само слово «очаг» (в совр. произношении цзао) ранее записывался иероглифом, представляющим собой пещеру с сидящей в ней лягушкой. Хотя семантика древних представлений об очаге остается неразгаданной, можно предположить, что первоначально у китайцев существовала вера в духа очага в облике лягушки, затем в облике женщины (в период господства материнского рода), а в более позднюю эпоху в мужском обличии. Вероятно, культ Цзао-вана сложился на основе исчезнувших древнейших представлений в I-м тыс. н.э. Согласно поздним верованиям, Цзао-ван следит за всем, что происходит в доме, и в конце года — 23-го или 24-го числа 12-го месяца по лунному календарю (см. Инь-ян ли) отправляется к Юй-ди (Нефритовому государю), к-рому докладывает о всех делах, происшедших в своем доме. Считалось, что Цзао-ван возвращается обратно 1-го числа Нового года. Судя по анонимному сочинению VII–IX вв. «Нянь-ся суй-ши цзи» («Записки о временах года в столице»), обычай задабривания Цзао-вана уже существовал в то время. Тогда окропляли очаг вином, что называлось «опьянять повелителя жизни». Это упоминание о Повелителе жизни (Сы-мин) свидетельствует о весьма ранней контаминации архаич. образа Сы-мина и Цзао-вана, со временем приведшей к полному слиянию обеих фигур и передаче функций бога судьбы Сы-мина Цзао-вану, к-рый становится в период позднего средневековья уже фактическим хранителем семейного благополучия. Со временем Цзао-вана стали почитать также в качестве бога — покровителя поваров и официантов. Нередко Цзао-ван именуется еще Нань-фан хо-ди-цзюнь (Южный государь огня), возможно, что в этом прозвище сохраняется представление о боге очага как о боге огня.
 
В различные эпохи существовали разные версии происхождения Цзао-вана. В позднесредневековом фольклоре в Цзао-вана превратился некий бедный лентяй Чжан, который кормился за счет жены. Под новый год жена послала его к своим родителям за рисом, а те, жалея бедствующую дочь, положили на дно мешка серебро. Лентяю надоело тащить тяжелую ношу, и он отдал мешок встречному нищему. Разъяренная жена забила его насмерть, но т.к. дело было в новогоднюю ночь, временно закопала труп под очагом. Сожалея о содеянном, она потом повесила над очагом поминальную табличку с именем мужа и стала молиться перед ней. С тех пор обычай почитания Чжана в качестве Цзао-вана распространился, по преданию, по всему Китаю. Существуют и др. версии этого сюжета. В религ. текстах, отражающих верования различных сект, происхождение Цзао-вана объясняется таким образом: в ответ на жалобы духов о том, что им трудно уследить за делами людей, Верховный Нефритовый государь — Юй-ди пригласил святого Чжан Чжаня с горы Куньлунь и повелел ему стать Цзао-ваном. Получив это повеление, Чжан преобразился в 5 владык очага, соответствующих 4 сторонам света и центру, те в свою очередь превратились в 10 тысяч Цзао-ванов, к-рые и стали наблюдать за людьми во всех домах («Цзао-цзюнь бао-цзюань» — «Драгоценный свиток о Боге очага»). В др. произведениях того же жанра Цзао-ван выступает в виде доброго старца, спасающего людей и наставляющего их на путь добродетели. Образ Цзао-вана чрезвычайно популярен в нар. искусстве, бумажные картины (нянь хуа) с изображением Цзао-вана, его супруги и помощников печатались с досок в большом количестве экземпляров. Существовали и картины с портретом одного Цзао-вана, ибо нек-рые китайцы верили, что если повесить картину Цзао-вана с его супругой, то в доме не будет согласия.
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина, М., 1966, с. 155–156; Баранов И.Г. Китайский Новый год. Харбин, 1927; то же// Лян IIIэн-хуй. Цзао-шэнь-ды яньцзю (Исследование о Цзао-шэне) // Дунфан цзачжи. 1926. Т. 23, № 24, с. 103–108; Сыту Юн. Цзао-пуса-ды гуши (Предание о Бодхисаттве очага) // Миньсу. 1928, № 25–26, с. 34–36; Хао Те-чуань. Цзао-ван-е, Ту-ди-е, Чэн-хуан-е. Чжунго миньцзянь шэнь яньцзю (Цзао-ван, Ту-ди, Чэн-хуан. Исследования по китайской народной религии). Шанхай, 2003, с. 3–138; Xу Цзя. Хань-жэнь сы цзао као (Разыскания о жертвопринониях очагу в эпоху Хань) // И цзин. 1937, № 21, с. 4–7; Чжоу Цзо-жэнь. Гуаньюй сун Цзао (Относительно проводов Цзао[-шэня]) // Сянту. Т. 2, № 2; Чжу Цзе-фань. Гудай сы цзао сису (Обычаи, связанные с жертвоприношениями очагу в древности) // Дунфан цзачжи. 1969. Т. 2, № 10; Цзао-ван-е-ды чуаньшо эр мянь (Две легенды о боге очага) // Миньцзянь вэньсюэ. 1957, № 12, с. 42–49; Юй-минь. Цзао-шэнь-ды гуши (Предание о Цзао-шэне) // Там же, № 53–55, с. 128–131; Ян Кунь. Цзао-шэнь као (Разыскания о Цзао-шэне) // Ханьсюэ. 1944, № 1, с. 107–167; Ян Фу-цюань. Цзао юй Цзао-шэнь (Очаг и бог очага). Пекин, 1994; Тайбэй, 1996; Ян Фу-цюань. Хуася чжушэнь. Цзао-шэнь цзюань (Божества Китая. Том «Цзао-шэнь»). Тайбэй, 2000; Икэда Суэкадзу. Сина-ни окэру кагами-но кигэн (Происхождение Бога очага в Китае) // Сю-кё кэнкю. № 134; Мasреrо Н. Le Taoїsm et les religion chinoises. P., 1971, р. 129–131; Цуда Сокити. Сина-но минкэн синко-ни окэру кагами (Бог очага в китайских народных верованиях) // Цуда Сокити. Сина хокё-но кэнкю. Токио, 1957, с. 545–581; Карино Наоси. Сина-но кагами-ницуйтэ (Относительно Бога очага в Китае) // Синагаку бунсу. [Б.м., б.г.].
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 679-680.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.