非行非坐三昧 «самадхи [обретаемое] не через хождение и не через сидение». Религ. практика погружения в самадхи (
саньмэй) с целью выявления в себе в «мира будды» (т.е. достижения просветления), развитая патриархом
тяньтай-цзун Чжи-и в контексте учения о
чжи гуань (см.
«Мо хэ чжи гуань»). Для этого вида самадхи не установлены продолжительность действа, а также положение, в к-ром его следует совершать (передвигаясь или сидя в «позе лотоса»; отсюда его название). Данная практикаподразделяется на два типа.
1) «
Самадхи,[
обретаемое просьбой к бодхисаттве]
Внимающему Звукам [
Мира]» (кит.
цинь Гуань-инь саньмэй). Этот метод заключается в произнесении имен будды Амитабхи (кит.
Амито-фо, япон. Амида),
бодхисаттв Внимающего Звукам [Мира] (кит.
Гуань-инь) и Обретшего Великие Силы (кит. Дашичжи). Практика проводится в отд. помещении. В комнатах ставят балдахин, лампы, развешивают флаги, пол покрывают благовонной грязью. На алтаре, к-рый устанавливают у западной стены помещения, размещают статуэтку будды Амитабхи и по обеим сторонам от нее — статуэтки бодхисаттв. Перед алтарем кладут мат, сплетенный из веревок. Во время церемонии практикующие (в церемонии обычно участвуют несколько человек) сидят на нем лицом к алтарю.
Церемония начинается в 8-й, 14-й, 15-й, 23-й, 29-й и 30-й день лунного месяца и, хотя ее продолжительность не регламентирована, она длится, как правило, от 21 до 49 дней. Перед вхождением в комнату, где проводится церемония, практикующий совершает омовение и надевает новую одежду (выходя, переодевается в старую).
Практика этого типа проводится по следующей схеме: а) называние каждого из «трех сокровищ» (
сань бао), произнесение имен семи будд (Випашьин, Шикхин, Вишбаху, Кракуччханда, Канакамуни,
Кашьяпа, Шакьямуни), будды Амитабхи, обоих бодхисаттв, различных святых и трех дхарани (
толони) из «Сутры о просьбах ко Внимающему Звукам [Мира]» (кит. «Цинь Гуань-инь цзин»); б) подношение цветов будде Амитабхе и бодхисаттвам и воскуривание благовоний; в) медитирование в «позе лотоса», к-рое начинается со счета вдохов и выдохов, продолжается сосредоточением на «буддах десяти сторон [света]» (т.е. на всех буддах) и пробуждением мыслей о сострадании ко всем живым существам без исключения; г) произнесение названия каждого из «трех сокровищ»; д) чтение стихов-гатх и трех дхарани из указанной сутры; е) признание в грехах, покаяние и принятие заповедей; ж) совершение поклонений «трем сокровищам»; з) хождение в комнате по кругу (7 или 8 раз), после чего один из участников садится на возвышенное место и читает всю «Сутру о просьбах ко Внимающему Звукам [Мира]». Полностью данный цикл повторяется утром и вечером. В полдень, во второй половине дня, в полночь и глубокой ночью практикующие занимаются медитированием и отдают поклоны буддам.
2) «
Самадхи, [
обретаемое путем]
следования собственным намерениям» (кит.
суй цзи саньмэй).
В данном виде практики гл. внимание уделяется медитации, причем допускаются любые объекты медитирования, которые подразделяются на «хорошие», «плохие» и «нейтральные».
Сначала практикующий сосредоточивается на шести парамитах (
боломидо) как на совершенствах бодхисаттвы, затем на восприятии этих «совершенств» шестью «корнями» и на выражении их во время шести действий» (ходьбы, стояния на месте, сидя, лежа, во время разговора и в молчании) в четыре временных момента (задолго до того, как он начал думать о них; непосредственно перед тем, как он начал сосредоточение; в процессе медитирования и после его окончания) в четырех местах (в том, что он ощущает; в том, что он не ощущает; между тем, что ощущает и не ощущает; за пределами ощущений). В результате практикующий постигает «три истины», сформулированные Чжи-и.
Далее объектом медитирования становятся шесть «зол» (алчность, гнев, нарушение заповедей, лень, смятение в мыслях, глупость). Практикующий размышляет, каким образом эти шесть «зол» воздействуют на живое существо, если оно утеряло «совершенства»; не утеряло их; и утеряло, и не утеряло; и не утеряло, и не не утеряло. В результате, как и в предыдущем случае, он постигает «три истины».
Наконец, практикующий сосредоточивается на «нейтральном», размышляя, отличается ли «нейтральное» от «хорошего» и от «плохого». И если отличается, то каким образом проявляется «нейтральное» в случаях, когда «хорошее» или «плохое» исчезает; не исчезает; и исчезает, и не исчезает; и не исчезает, и не не исчезает. В результате практикующий постигает «три истины».
Данный вид практики не имел четко структурированного ритуала (за исключением сидения практикующих в «позе лотоса» в соответствующих этому типу действа помещениях), поскольку исключительное внимание уделялось медитации, к-рая занимала гл. место в тяньтайской религиозной практике — общая ее продолжительность составляла 8 часов в сутки.
Источники: Сэкигути С. Кайсэцу (Комментарии) // Мо хэ чжи гуань. Т. 1. Токио, 1975;
Чжи-и (
Тиги). Мо хэ чжи гуань (Мака сикан). Т. 1–2. Токио, 1975.
Литература: Оно Т. Нихон-но буккё (Японский буддизм). Токио, 1961;
Ch’en K. Buddhism in China. Princ., 1964;
Hurvitz L. Chih-i. An Introduction to the Life аnd Ideas of a Chinese Buddhist monk. Brux., 1962;
Stevenson D. The Four Kinds of Samadhi in Early T'ien-t'ai Buddhism // Traditions of Meditation in Chinese Buddhism / Ed. by P. Gregory. Honolulu, 1986.
По материалам
А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 649-650.