法相宗 школа дхармалакшана, школа свойств дхарм. Кит. название этой буд. школы (см.
Буддизм) представляет собой производное от выражения
чжу фа ши сян (реальность свойств всех дхарм) — гл. доктринальной формулы
фасян-цзун. Принято полагать, что этот тезис в противоположность учению школы
фасин (школа сущности дхарм; см.
Фасин-цзун) подразумевает гл. обр. отрицание «пустотности» (
кун [1], санскр. шунья) дхарм в качестве основы и содержания бытия.
Фасян-цзун известна также как школа
цыэнь (
цыэнь-цзун — школа сострадания и милосердия), по названию буд. монастыря в Чанъани, где подвизались основоположники этого направления Сюань-цзан и Куй-цзи. Уделяла особое внимание проблемам буд. логики, известной в Китае под названием
иньмин («прояснение резона», санскр. хетувидья, хетувидьястхана; в широком смысле
иньмин означает древнюю инд. логику).
Фасян-цзун считается другим названием школы
вэйши (см
. Вэйши-цзун), однако нек-рые кит. мыслители нового времени, напр.
Оуян Цзин-у, рассматривали эти учения в качестве разных направлений: школа
вэйши делала акцент на трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (
ши [
4]) и склонялась к отрицанию наличия «сущности будды» (
фо син; см.
Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя ее создание посредством религ. практики; собственно же
фасян-цзун толковала преимущественно о «свойствах дхарм», по сути не противореча положениям школы
фасин и во многом будучи ей тождественной. Аналог школы
фасян в Корее — школа попсан (с VII в.), в Японии — школа хоссо сю (с VII–VIII вв.).
Литература:Дагданов Г.Б. Школа Фасян в истории китайского буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма: Страны Центральной Азии. Новосиб., 1986; Ленков П.Д. Философия сознания в Китае: Буддийская школа фасян (вэйши). СПб., 2006; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995, с. 57 – 83.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 467-468.