無我 (санскр. анатма, анатма-вада), «не-я». Одна из важнейших доктрин
буддизма.Возникла в раннем буддизме в противовес ортодокс. учению брахманизма о существовании индивид. вечного субстанциального субъекта — «я», души и атмана — мирового духа, субстанции всего сущего. Вместо концепции атмана буддизм выдвинул доктрину «пяти скандх» (
у юнь), т.е. пяти групп элементов, составляющих личность. Доктрина
у во тесно связана с буд. учением о всеобщем непостоянстве. В отличие от атмана, скандхи и их элементы — дхармы (см.
Фа [1], п. 2) непостоянны, их возникновение и исчезновение причинно обусловлены. Из доктрины
у во вытекали отрицание существования какой-либо субстанции — носителя отличных от нее качеств и положение о дхарме как единстве качеств и их носителя. Впоследствии в буддизме возникли учения о двух типах отсутствия «я»: пудгала найратмья (
во у во;
жэнь у во — человеч. «не-я» — об отсутствии единой души у личности); дхарма найратмья (
фа у во) — об отсутствии самодостаточных и независимых единичностей (дхарм) вообще. Последняя доктрина характерна для буддизма махаяны и связана с концепцией «пустотности» (шуньята,
кун [1]) сущего. Следствием доктрины
у во явилось отрицание существования высшего существа — творца и промыслителя. Доктрина
у во оказала значит. влияние на развитие средневек. кит. философии, прежде всего
даосизма (см.
«Гуань инь-цзы»).
Литература:
Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983;
Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. М., 1956;
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991;
Торчинов Е.А. О психологических аспектах учения праджняпарамиты // Психологические аспекты буддизма. Новосиб., 1986;
Perez-Remon J. Self and Non-self in Early Buddhism. The Hague, 1981.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 450.