土地 (букв. «почва-земля»), или
ту-ди-шэнь («бог почвы-земли»),
ту-ди лао-е («господин земли»). В поздней китайской мифологии божество данной местности или деревни.
Ту-ди подвластны все строения данной местности, он считался охранителем жителей от всякого зла, ему молились об урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. Считалось, что
ту-ди после смерти человека делает в особой книге отметку про душу умершего. Он сообщает о ней своему начальнику
чэн-хуану. В качестве
ту-ди нередко почитались исторические деятели, напр. историк и теоретик поэзии
Шэнь Юэ (441–513), литератор
Хань Юй (768–814), полководец Юэ Фэй (1103–1141). Последний стал
ту-ди императорской академии, когда она была в XIII в. переведена в Ханчжоу в дом, где он некогда жил. Считалось, что
ту-ди может быть смещен и заменен другим, если он плохо выполняет свои обязанности. Изображается
ту-ди в виде старика в шапке гражданского чиновника древних времен. Рядом с ним один или два прислужника. Изображения
ту-ди наклеивались на стену комнаты, фигурку
ту-ди (иногда деревянную дощечку с его именем) ставили на стол. В новый год в жертву
ту-ди приносили ощипанную курицу и живую рыбу в сосуде с водой. 2-го числа 2-й луны отмечался его день рождения.
Источники: Xуан Бо-лу. Цзи шо цюань чжэнь (Полный свод преданий). Т. 2. Шанхай, 1882, с. 127–130.
Литература: Баранов И.Г. Загробный суд в представлениях китайского народа //
он же. Верования и обычаи китайцев. М., 1999, с. 233–284;
Попов П.С. Китайский пантеон // Сборник Музея по антропологии и этнографии. Т. VI. СПб., 1907, с. 19–21;
Хао Те-чуань. Цзао-ванъе, Ту-ди-е, Чэнхуан-е. Чжунго миньцзянь шэнь яньцзю (Цзао-ван, Ту-ди, Чэнхуан. Исследования по китайской народной религии). Шанхай, 2003, с. 139–195;
Цзун Ли, Лю Цюнь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 207–218;
Чжан Ши-ю. Ту-ди юй чэнхуан синьян (Верования, связанные с Ту-ди и Чэнхуаном). Пекин, 1994.
Автор: Рифтин Б.Л.
Культ ту-ди восходит к древности. Наиболее ранним его проявлением следует, видимо, считать жертвоприношения Земле с просьбами о богатом урожае и древний культ
Хоу-ту. По традиц. кит. представлениям,
ту-ди назначался «загробной администрацией» каждой местности и ведал в ней всеми духами и волшебными существами. Для взаимоотношений с
ту-ди сооружались святилища — маленькие, как правило, до 1 м в высоту, примитивные и грубые. Такие святилища можно видеть в Китае и в наши дни.
Поскольку в представлении кит. народа облик и жизнь
ту-ди мало отличались от человеческих, божество непременно наделяли супругой —
ту-ди-по.
Случались и курьезные случаи: так, при Сун (Х – ХIII вв.) в области Вэньчжоу существовали два святилища
ту-ди — одно посвящена девице Ду, у к-рой не было супруга, другое — У Цы-сюю, у к-рого не было
ту-ди-по. Заботясь о духах, местные жители построили для них общий храм, куда поместили обе статуи и даже сыграли духам свадьбу. Пикантность ситуации состояла в том, что невежественные люди, подобрав сходные по звучанию иероглифы, под именем девицы Ду обожествили великого танского поэта Ду Фу и даже поменяли ему пол, а затем выдали его замуж за
У Цзы-сюя (здесь: У Цы-сю), жившего в эпоху Чунь-цю (770 – 476 до н.э.).
Первоначально духи местности имели четкую персонификацию и связывались с прославленными историч. лицами, занявшими пост
ту-ди после смерти. Первым из известных нам
ту-ди стал ханьский Цзян Цзы-вэнь (III в), «служивший начальником стражи» в Молине. Преследуя разбойников, он оказался возле горы Чжуншань. Те ранили его в лоб; он перевязал рану тесьмой от печати, но все-таки вскоре умер. После смерти он явился одному чиновнику как живой и сказал, что должен стать духом этой местности и принести счастье простым людям, но для этого они должны соорудить святилище. Если этого не будет, их ожидают беды. В том же году летом случилось моровое поветрие, и среди простолюдинов многие, движимые тайным страхом, стали поклоняться Цзян Цзы-вэню, а советники вынесли решение: «нужно предоставить духу все, что он требует, и он перестанет творить беды и умиротворится. И вот был послан человек с известием, что Цзы-вэню жалуется титул Чжундуского
хоу, а дети его младшего брата будут сменять друг друга на посту начальника охраны в Чаншуе, и все получат печати со шнурами. Для него самого был возведен храм, а гора Чжуншань получила новое имя Цзяншань — гора Цзяна... С этого времени все бедствия прекратились, а простой народ и сейчас его высоко почитает» (
«Соу шэнь цзи», пер. Л.Н. Меньшикова).
Однако позже
ту-ди перестали связывать с конкретным лицом; божество местности стало безличным.
Расцвет культа
ту-ди относится к минскому времени, когда повсеместно на территории Китая стали появляться святилища
ту-ди-шэнь. Видимо, это следует связывать с политикой Чжу Юань-чжана (1368 – 1399), направленной на придание гос. значения культам божеств местности. В 1400 г., когда был издан указ о ремонте нанкинского храмового комплекса Тета-сы, на его территории был возведен особый «зал
ту-ди». Святилища
ту-ди можно было видеть не только в деревнях, но и на территории религ. учреждений, складов, рынков и т.п. В конце правления дин. Мин (1-я пол. XVII в.) в среде
ту-ди наметилось нечто вроде «специлизационного» расслоения: в «Мин шань сянь чжи» («Уездные описания знаменитых гор») цинского Чжао И 赵懿 отмечено множество разновидностей
ту-ди —
хуа-юань ту-ди (
ту-ди садов и парков),
мяо-шэнь ту-ди (храмовые
ту-ди),
чан-шэн ту-ди (
ту-ди долгой жизни, храмы им сооружали прямо в домах) и пр. Наряду с ними в каждой местности непременно существовал и общий
ту-ди, отвечавший за регион в целом.
Потусторонний мир и его «администрация» в сознании кит. народа были организованы на манер мира людей и обладали присущими последнему чертами, в частности сложной бюрократич. системой управления.
Ту-ди, отвечая за конкретную местность, занимал в этой иерархии одну из самых нижних ступеней и имел свой штат мелких подчиненных: писарей, служителей разного рода, мелких чиновников, посылаемых с поручениями — в частности для наведения порядка, вызова душ живых в его канцелярию и пр. В больших городах было несколько святилищ
ту-ди, отвечавших за различные районы. В старом Пекине, напр., насчитывалось более сорока таких храмов. А в Чунцине в свое время располагался храм всекит.
ту-ди, власть к-рого распространялась на всю страну — ввиду большой подведомственной территории в его храме было целых три зала, где помещались более тридцати пар
ту-ди и
ту-ди-по, подчиненных главному
ту-ди.
Литература: Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Божества китайцев). Пекин, 1990, с. 250–261.
Автор: Алимов И.А.
Источники: Ту-ди бао-цзюань (Драгоценный свиток/
бао-цзюань о
ту-ди). [Б.м., б.г.];
У Чэн-энь. Путешествие на Запад / Пер. А.П.Рогачева. Т. 1. Рига, 1994, с. 93 – 96.
Литература: Чжунхуа шэньми вэньхуа цыдянь (Словарь китайской мистической культуры) / Гл. ред. У Кан. Хайкоу, 2002, с.133-134;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 17 – 19;
Wang Shucun. Chinese Gods of Old Trades. Beijing, 2004, p. 54 – 55.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 610-611.