太平 «Великое спокойствие», «Великое равенство», «Великое равновесие», «Великое благоденствии», «Великий покой». Комплекс социально-политич. взглядов; нередко связывается с даос. социально-политич. и утопич. идеями, наиболее полно изложенными в трактате
«Тай пин цзин» («Канон Великого равенства»). Термин
тай пин использовался древнекитайскими мыслителями еще до объединения Китая и возникновения имперской государственности (империя Цинь, 221–207 до н.э.), но исключительно в соч. вне конф. круга, напр., в даос. (см.
Даосизм) трактате
«Чжуан-цзы» («[Книга] учителя Чжуана») и в филос. сб.
«Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя»), где этим термином определялся «предел порядка».
В эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) идея
тай пин была воспринята конф. (см.
Конфуцианство) теоретиками, к-рые придали ему иное смысловое наполнение, чем в древней филос. мысли и даос.-религ. традиции. Начало разработки конф. варианта идеи
тай пин связывается с известным гос. деятелем, мыслителем и литератором II в. до н.э. — Цзя И. Но наибольший вклад внесли представители школы
гунъян, начиная с ее основоположника и одного из гл. идеологов ханьского конфуцианства
Дун Чжун-шу (II в. до н.э.).
В конф. трактовке термин
тай пин стал использоваться для обозначения периодизации становления мирового порядка в теории
сань ши («три эры»), разработка к-рой была завершена во II в. н.э. ее видным представителем Хэ Сю (129–182). Термин
тай пин в сочетании с
сань ши встречается уже в I в. до н.э. в трактате «Янь те лунь» («Спор о соли и железе») Хуань Куаня (I в. до н.э.), написанном по следам придворной дискуссии (81 до н.э.) о государственной монополии на соль и железо.
Теория
сань ши связана с текстом канонич. конф. летописи
«Чунь цю» («Вёсны и осени»). Как считали ученые школы
гунъян, в этой летописи
Конфуций по-разному описывал три периода истории царства Лу (его родины), о к-рых он знал из трех разных источников: древнейший этап был знаком ему по преданиям, след. — из рассказов людей старшего поколения, а последний — по собств. опыту. Каждый из этих периодов Конфуций характеризовал по-разному, стараясь при этом показать, вопреки действительности, что в VIII–V вв. до н.э. мир постепенно трансформировался от беспорядка к порядку, и этот процесс завершился универсальным устроением, свидетелем к-рого стал он сам. Такая трактовка хода истории была воспринята ханьскими учеными как идеальный образец историч. развития и оформлена в отд. социально-политич. концепцию. Согласно ей, мироустроение проходит в три этапа: сначала в мире царит период упадка и смуты (
шуай луань), потом его сменяет период приближающегося спокойствия (
шэн пин) и, наконец, наступает период Великого спокойствия (
тай пин).
Важно, что ханьскими мыслителями идеал Великого спокойствия мыслился реально достижимым. Более того, считалось, что такая эра
тай пин была достигнута в прошлом. Так еще Дун Чжун-шу утверждал, что наступление эры
тай пин вызывают или, точнее, «привлекают» (
чжи), «совершенномудрые» люди (
шэн). Только совершенномудрые императоры (
шэн ди) и просвещенные правители (
мин ван) способны установить в Поднебесной Великое спокойствие.
В результате, в ханьской конф. традиции эрами
тай пин стали считаться периоды правления совершенномудрых государей. Кроме того, эрой Великого спокойствия считались времена регентства Чжоу-гуна, младшего брата основателя гос-ва Чжоу (XI–III вв. до н.э.), при его малолетнем племяннике Чэн-ване (1042–1021 до н.э.).
Важной составляющей концепции
тай пин стали представления о благих знамениях (
жуй). Именно они, в частности, в понимании большинства ханьских теоретиков служили самым верным свидетельством наступления эры Великого спокойствия. Особое значение придавалось появлениям феникса (
фэн хуан) и
цилиня. Символика феникса, как считалось при Хань, была распознана самим
Ван Чуна (I в. н.э.), изложенная в его трактате (цз. 17, гл. 51) «Лунь хэн» («Взвешивание суждений»). О связи цилиня с эрой Великого спокойствия говорится в комментарии Хэ Сю к «Гунъян чжуани».
Мнения ханьских мыслителей по поводу возможности достижения эры Великого спокойствия разделились. Одни из них, (напр., Гун Юй, 124–44 до н.э.), полагали, что этот идеал был реализован только в древности, и последним таким периодом было время правления Чжоу-гуна и Чэн-вана. Другие, напротив, доказывали, что эра
тай пин достигалась при первых императорах Хань и вполне достижима в ближайшем будущем. Ярым сторонником этой точки зрения был и Ван Чун, давший своеобразную интерпретацию
тай пин. Он заостряет внимание не на пространственно-политич. аспекте мироустроительного процесса, а на состоянии народа (
байсин), к-рое, по мысли Ван Чуна, является главным критерием для определения эпохи Великого спокойствия. Не исключено, что на его взгляды оказал влияние еще один вариант концепции
тай пин, к-рый едва прослеживается в ханьских текстах. В нем эра Великого спокойствия соотносилась с эпохой правления легендарного совершенномудрого императора
Яо. И считалось, что периодом «приближающегося спокойствия» (
шэн пин) тогда называли времена, когда после трех лет пахоты оставалось пищи на один год, «нарастающим спокойствием» (
дэн пин) — когда после девяти лет пахоты оставалось пищи на три года, а Великим спокойствием — времена, когда после двадцати лет пахоты оставалось пищи на семь лет.
Примечательно, что говоря о достижении при Хань эры Великого спокойствия, Ван Чун апеллирует к совр. ему социально-политич. и хоз. реалиям. Он подчеркивает успехи империи в области расширения ее территории, упрочении ее внешнеполитич. связей, развитии земледелия и т.д. Все это, по его мнению, должно было положительно сказаться на благосостоянии народа.
Уверенность в возможность достижения эры Великого спокойствия разделял и великий ханьский историк, современник Ван Чуна,
Бань Гу, полагавший, что эта эра уже наступила в начальный период правления дин. Вост. (Поздняя) Хань (25–220) или она вот-вот будет достигнута.
Такое видение
тай пин приобрело, судя по всему, широкую популярность у ханьских конфуцианцев, т.к. после объединения Китая империя остро нуждалось в такой идеологич. конструкции, к-рая бы доказывала возможность идеального правления не только в далеком прошлом или необозримом будущем, но и в настоящем.
Идеи
тай пин оказали значительное влияние на идеологию имперского Китая в послед. историч. эпохи. В большинстве офиц. документов наст. рисуется в качестве периода универсального гармонизированного мироустроения. Термин
тай пин неск. раз использовался императорами в качестве девиза правления (
нянь хао). Новый всплеск популярности концепции Великого спокойствия наблюдается в общественно-политич. мысли эпохи Цин (1644–1911). При этой дин. идеолог и вождь восстания тайпинов (1850–1864)
Хун Сю-цюань объединил это понятие с теорией Великого единения (
да тун). Впоследствии синтез теорий
сань ши,
тай пин и
да тун получил свое развитие в учениях
Кан Ю-вэя и
Лян Ци-чао.
Источники: Чунь цю Гунъян чжуань чжу шу («„Вёсны и осени“ и „Комментарий Гунъян“ с комментарием и субкомментарием») // Ши-сань цзин чжу шу («Тринадцатиканоние с комментарием и субкомментарием»). Т. 33–34. Пекин, 1957;
Ван Чун. Лунь хэн («Взвешивание суждений») // Чжу-цзы цзи-чэн. Т. 5. Шанхай, 1988, с. 163–174, 189–191;
Хуань Куань. Спор о соли и железе (Ян те лунь). Т. 1 / Пер. с кит., введ. и коммент. Ю.Л. Кроля. М., 2001 (по
Указателю терминов).
Литература: Кроль Ю.Л. К проблеме объективности древнекитайского историка // Письменные памятники и проблемы истории культуры Востока XXIV. М., 1991, с. 168–179;
он же. Отношение империи и сюнну глазами Бань Гу // Страны и народы Востока. Вып. XXXII. Дальний Восток. Книга 4. М., 2005, с. 249–281;
Мартынов А.С. Девизы правлений китайских императоров (нянь-хао) // Письменные памятники и проблемы истории культуры Востока XII. Ч. 1. М., 1977;
он же. Конфуцианская утопия в древности и средневековье // Китайские социальные утопии. М., 1987;
Cheng A. Étude sur le Confucianisme Han: L’élaboration d’un tradition exégétique sur les classiques. P., 1985, р. 171–205.
См. также лит-ру к ст.
Жуй.
Автор: Терехов А.Э.
Источники: Ли Фан и др. Тай-пин гуан цзи (Обширные записи [годов] Тай-пин). Кн. 1 – 5. Пекин, 1954; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указ.; Религии Китая. Хрестоматия / Ред.-сост. Е.А.Торчинов. СПб., 2001, с. 130 – 136.
Литература: Лейкин С.Ф. Идеал «Тай-пин-цзина» (Канонической книги Великого благоденствия): гармония космического и социального // Литература и культура народов Востока. М., 1993;
он же. Осуждение целомудрия в «Тай-пин-цзине» (Критика буддизма в главе «Одному мужчине – две женщины») // XXIII НК ОГК. Ч. 1. М., 1991, с. 50 – 56;
Eickhorn W. T`ai-ping Religion // Mitteilungen des Instituts fur Orientforchung. Vol. 5, № 1, 1957;
Robinet I. Les Commentaires du
Tao Tö King jusqu`au VII
e siècle. P., 1981, index.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 600-602.