Содержание общественной деятельности
Сунь Ятсена заключалось в построении нового Китая в соответствии с постулатами его, Суня, политической философии. Решение этой задачи, как изначально, так и в последующем (с учетом складывающейся обстановки в Китае) Сунь Ятсен связывал в первую очередь с Японией, уделяя важное значение контактам с представителями как японского истеблишмента, так и радикальных кругов («революционерами»).
Победительница Китая в войне 1894-1895 гг., Япония служит для Сунь Ятсена убежищем и опорной базой для борьбы с правительством Китая в лице маньчжурского дома Цин. В 1895 г., после неудачной попытки антиправительственного выступления, Сунь бежит в Японию. Там, в порядке наблюдения за противниками китайского правительства, власти приставили к Суню двух японцев: Миязаки и Хираяма. С ними Сунь подружился.
Получив известие о выступлениях в Китае «ихэтуаней» (1900), Сунь Ятсен покидает Японию и пытается организовать антиправительственное выступление в провинции Гуандун. В этом ему всемерно помогают японцы (см. [1, Т. I, с. 95]). После провала мятежа Сунь Ятсен ищет убежища в Японии. Японские друзья представили Суню вожака антиправительственного выступления в Китае Хуан Сина, который после разгрома мятежа бежал в Японию.
В августе 1905 г. в Токио Сунь Ятсен с Хуан Сином и другим противником Цинов, Сун Цзяожэнем, создал общество «Тунмэн хуэй» («Китайский революционный союз»). Первоочередной его целью было изгнание маньчжур из Китая. Полноправными членами «Тунмэн хуэя» стали японские друзья Суня. Они были уполномочены вести переговоры от имени «Китайского революционного союза» о закупке вооружения и снаряжения. Официальные власти Японии поддерживали деятельность «Тунмэн хуэя», однако в 1907 г. японское правительство попросило Суня покинуть страну и дало денег, чтобы облегчить тяготы отъезда.
С падением власти дома Цин, Сунь Ятсен в декабре 1911 г. становится временным президентом Китайской республики, но положение его непрочно: перед ним стоит серьезная угроза в лице Юань Шикая, бывшего премьера цинского кабинета. Чтобы справиться с Юанем, нужны деньги для содержания армии.
3 февраля 1912 г. в Нанкине служащий японского концерна Мицуи К
о Цутому Мори встретился с Такахаси Масуда, советником упомянутой фирмы. Встреча состоялась по инициативе влиятельного политического деятеля Таро Кацура при посредничестве Такахаси Масуда. Как писал Мори Масуда (письмо датировано 8 февраля 1912 г.), он предложил, помощь Японии Суню в его борьбе против Юань Шикая, его политического оппонента, если Маньчжурия (Северо-Восточный Китай) перейдет под японское влияние.
Сунь, согласно письму Мори, ответил: «Я оставлю Маньчжурию Японии, и в обмен я попрошу ее поддержать нашу революцию» (JT, 22.05.1995).
Сунь написал Мори, что подготовил адресованную Масуде телеграмму. Если Япония, – говорилось в ней, – в течение четырех дней уведомит его телеграммой, что она подготовила 10 млн. иен, Сунь готов приступить к практическим действиям по сдаче Маньчжурии в аренду (JT, 22.05.1995). Японская сторона настаивала на личном прибытии Суня для обсуждения деталей, но не смогла приготовить 10 млн. иен, и сделка не состоялась.
В феврале 1913 г. Сунь Ятсен прибыл в Японию как назначенец президента
Юань Шикая, находясь в должности директора китайских железных дорог. «Патриоты вашей страны, – говорил Сунь Ятсен японским деятелям, – руководили мною и учили меня, и я считаю Японию моей второй родиной, а ваших государственных деятелей моими наставниками. Китай ожидает вашей спасительной помощи». Всякий раз Сунь Ятсен акцентировал культурное сходство Китая и Японии и логику экономического сотрудничества между двумя странами.
В Токио Сунь Ятсен встречался с генералом Таро Кацура, который в это время третий раз сформировал кабинет, дважды Сунь имел с ним тайные беседы. Генерал с энтузиазмом говорил о китайско-японском сотрудничестве с целью освобождения Индии и спасения цветных рас мира. При этом, говорил он, Япония «никогда не будет исходить из целей колонизации и торговли, и никогда не будет проводить грубой политики захвата». Кацура внушал Сунь Ятсену: Юань Шикай – противник Республики, противник и самого Суня. Однако если в настоящее время начать с ним бороться, то пользы никакой не будет, а будет лишь вред.
Об этих беседах и их содержании Сунь из политических соображений умалчивал, и только после смерти Кацуры содержание этих бесед стало достоянием гласности (1, Т. I, с. 348). По возращении в Китай Сунь посылает телеграмму в Пекин и провинциальные столицы, заверяя китайских лидеров в доброй воле японцев. Он заявлял репортерам, что «посетил Японию с целью выяснить, какие существуют основания для подозрений в отношении японских мотивов и понял, что заявления о дружеских чувствах не внешние, но исходят из глубины их сердец. То, чего Япония хочет в Китае, это не территория, но торговля».
В июне 1913 г. была создана «Чайна индастриал компани». Президентом компании стал ее Сунь Ятсен, ответственный за развитие железных дорог в Китае, в число директоров вошли японцы, крупнейшие японские торговые компании предоставили капитал. Названная компания имела целью разработку сырьевых месторождений в Китае. Японский бизнес вновь обрел возможности для ведения экономической деятельности в Китае, которых он лишился из-за вмешательства Юань Шикая в 1912 г.
В июле 1913 г. Сунь Ятсен вместе с
Хуан Сином объявили «вторую революцию». Целью ее было свержение Юань Шикая. С провалом революции Сунь бежал в Японию. Здесь в июле 1914 г. Сунь Ятсен организовал «Чжунхуа гэмин дан», Китайскую революционную партию.
В ноябре 1914 г. амбициозное патриотическое общество Кокурю-кай приготовило пространное заявление премьеру Като. Учида Рёку, основатель общества, представил соображения о том, что важнейшей политической целью Японии в Китае является свержение Юань Шикая.
Вскоре после того, как Окума стал премьером, Сунь Ятсен написал ему письмо, в котором испрашивал японской помощи в свержении Юань Шикая и обещал взамен прочный китайско-японский союз. Япония, заверял Сунь Ятсен, получит коммерческие выгоды, неограниченность присутствия, таможенный союз, и даже торговое доминирование.
По утверждению профессора Содзо Фудзии из международного университета Тояма, 5 февраля 1915 г. Сунь, скрываясь в Японии от преследований в Китае, подписал «Китайско-японский пакт». В этом соглашении он от лица Китая принял обязательство предоставить Японии приоритет в совместных предприятиях с использованием иностранного капитала для управления шахтами, железными дорогами и прибрежными океанскими путями (JT, 22.05.1995).
Позиция, которой Сунь Ятсен придерживался в отношении Японии в 1915 г., стоила ему поддержки многих соратников. В 1916 г., когда Сунь Ятсен еще находился в Японии, он прилагал усилия по организации вооруженной борьбы с Юань Шикаем (1, Т. II, с. 397). В 1917 г. Сунь Ятсен, глава сепаратистского режима в Кантоне, именовался генералиссимусом китайского национального военного правительства Китайской Республики. Он намеревался двинуть войска на Пекин и создать общенациональное правительство в соответствии со своими установками, но из-за острых разногласий с командованием местных ВМС Сунь Ятсену пришлось покинуть Кантон. Японская газета «Джапэн уикли кроникл», предвосхищая ход событий, сообщала, что Сунь Ятсен уедет в Японию (JWC, 10.01.1918, p. 42). Она не ошиблась: 10 июня 1918 г. на японском судне «Синано-мару» Сунь Ятсен прибыл в Модзи.
В интервью представителям прессы он сказал, что его визит в Японию не имеет никакого политического значения. Единственная цель его приезда провести лето в Хаконэ с целью поправить здоровье (JWC, 13.06.1918, p. 923). В то же время Сунь счел нужным проинформировать хозяев о положении в Китае и о позиции южан в отношении пекинского кабинета.
Южане – миролюбивые люди, говорил Сунь, они хотели бы придти к компромиссу на предмет обеспечения прочного мира в Китае, но поскольку условия перемирия не выдвигаются, реализация компромисса будет под вопросом. Среди южан популярна идея получения займов от Японии.
После непродолжительного пребывания в Японии Сунь Ятсен возвратился в Шанхай. Перед отъездом он дал интервью представителю газеты «Асахи». В нем Сунь Ятсен говорил о причине отъезда из Японии и об отношении Японии к Китаю.
В первом случае Сунь сказал: «Мой внезапный отъезд домой в некоторых кругах рассматривают как имеющий политическое значение, но это ошибка. Когда я покинул Кантон некоторое время тому назад, я намеревался вернуться в Шанхай, но поездка морем, которую я предпочел путешествию по суше из-за моей личной безопасности, побудила меня продолжить вояж и посетить Японию. Моя семья, которую я не видел год, в Шанхае, и я естественно имею сильное желание встретиться с ней». Касаясь отношения Японии к Китаю, Сунь сказал, что уяснил за время своего короткого пребывания – симпатии японской нации на стороне Юга.
В другой раз Сунь Ятсен выразился так: «Что касается отношения японского правительства, то оно было совершенно отличным от первого. Поскольку кабинет подвергался изменениям, то нет необходимости придавать большое значение отношению того или другого министра. Народные чувства гораздо более важны» (JWC, 4.07. 1918, p. 46). В 1921 г. Сунь возглавляет правительство в Гуанчжоу. Инициируемая им военная кампания требует денег, и 5 февраля 1922 г. Сунь заключил соглашение с японской фирмой. В обмен на поставку ею оружия и снаряжения для двух дивизий и предоставления 5 млн. золотых иен, ей передавались права на использование острова Хайнань и островов на побережье провинции Гуандун, равно как и права на рыбную ловлю в районе к югу от Сямэнь до о. Хайнань.
После подавления направленного против него выступления торговцев в Гуанчжоу (Кантон), Сунь Ятсен 24 ноября 1924 г. прибыл в Японию. Здесь он выступил с изложением основ своей политической философии, применительно к развитию международной обстановки.
28 ноября 1924 г. по просьбе торгового союза Кобэ и других организаций Сунь выступил с речью «Паназиатизм». Ниже следуют ее основные положения.
1) Азия – место возникновения самой древней цивилизации в мире. Восточная Азия – источник всей цивилизации.
2) За последнее время государства Европы последовательно процветают. Национальности Азии подвергаются их гнету, шаг за шагом утрачивают свою независимость. До тех пор, пока не покончить с этим, будем подвергаться угнетению со стороны стран Европы.
3) Япония посредством реформ самоусилилась, аннулировала неравноправные договора, самоотверженно трудясь, стала сильной, стала авангардом возрождения Азии, в результате чего государствам и нациям Азии дана безграничная надежда.
4) Япония, победив в войне Россию, положила прецедент, когда впервые за последние несколько веков азиатская нация одержала победу в войне с европейцами. Нации Азии так же восприняли это событие и воодушевились. Азиатские нации, как например, персы, турки, афганцы, арабы, индийцы и другие развертывают движение за независимость.
Япония прикрывает собой восток Азии, Турция прикрывает собой запад Азии.
5) В восточной части Азии самые большие нации — это Китай и Япония. Они фактически являются движущей силой азиатских наций. Западный империализм пробуждения азиатов боится.
6) Азиатская культура есть культура добродетельного правления, ее суть – гуманность и справедливость, нравственность, фактически она превосходит культуру Запада, суть которой есть силой и страхом, ее сердцевину составляют сила и насилие. Хотя материальная культура Азии не сходня с западной, нравственность Восточной Азии фактически превосходит западную. Мы хотим создать паназиатизм с тем, чтобы сделать основой добродетель, и вдобавок изучать европейскую науку для самозащиты.
7) Паназиатизм является тем, посредством чего страдающие нации Азии ударят по неравенству, поэтому пропагандируемая культура борьбы с неравенством является культурой борьбы с культурой, основанной на принципе управления силой и страхом, что позволяет добиться культурного равенства для всех наций (1, Т. II c. 715-716).
В тот же день Сунь Ятсен выступил перед представителями различных организаций. Основная тема его выступления «Япония должна помочь Китаю аннулировать неравноправные договора». Китай и Япония — государства общей культуры, соседи-братья, Япония недавно уже добилась успехов, китайская революция еще находится в состоянии трудной борьбы. Китай связан неравноправными договорами с десятком с лишним государств… Если Япония может с Китаем искренне быть в добрых отношениях, то она должна прежде всего помочь Китаю ликвидировать неравноправные отношения (см. [1, Т. II с. 716]).
Периодические издания JT – The Japan Times
JWC – The Japan Weekly Chronicle
Литература 1. Сунь Чжуншань сяньшэн Гофу няньпу чугао (Биография господина Сунь Чжуншаня – отца нации). Т. I, II. Тайбэй, 1958.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXLII научная конференция: К 100-летию со дня рождения Л.И.Думана / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. С.И.Блюмхен. – М.: Вост. лит., 2007. – 352 с. – ISBN 5-02-018544-2 (в обл.). С. 121-125.