刻帖 (букв. «гравированные прописи») — оттиски (отпечатки на бумаге или др. материале) с каменных или деревянных блоков, на к-рых выгравированы методом углубления тексты (др. изображения); в отличие от копий кистью (
линь [2]) были тиражными воспроизведениями оригиналов. Начало практики гравирования подлинников из императорского собрания для пользования в придворной среде и более широких кругах провинц. чиновничества было положено при дин. Тан (618–907). Техника снятия оттисков была такова, что фон на оттисках выходил черным, а иероглифы — белыми, т.е. изображение становилось негативом. Особенности каллиграфич. пластики позволяли воспринимать ее достоинства как в виде позитива, так и негатива. Также с оттисков делались копии кистью, к-рые затем могли опять гравироваться и становиться оттисками. По мере возрастания числа оттисков качество репродуцирования ухудшалось. Если оригинал был сохранен, то через определенное время его использовали для гравирования новых блоков. Если же оригинал отсутствовал, то блоки резались с первых оттисков, к-рые уже сами по себе высоко ценились антикварами.
С Х в.
кэ-те начинают публиковать отд. сборниками. Первый сборник «Чуньхуагэ те»
淳化阁帖 («Прописи из Павильона Чистоты нравов»), составленный в 992, выпущен при дин. Сун (960–1279) имп. Тай-цзуном (прав. 976–998). След. сборник составлен в 1109 при личном участии имп. Хуй-цзуна (прав. 1101–1126), был заново гравирован в 1185 при имп. Сяо-цзуне (прав. 1163–1190), к-рый дополнил издание публикациями памятников, приобретенных после переезда двора в Ханчжоу в связи с нашествием
чжурчжэней. Сборник, получивший то же назв. «Чуньхуагэ те», в последующие столетия многократно переиздавался. Цинский имп.
Цянь-лун (прав. 1736–1795) осуществил фундаментальное издание подборки классич. прописей «Саньситан фа те»
三稀堂法帖 («Собрание прописей из Зала трех раритетов).
С мемориальных и погребальных стел
бэй [4], а также с памятников наскальной каллиграфии
мо-яй тоже снимались оттиски (
бэй-то 碑拓 или
бэй-те 碑帖). В отличие от каллиграфич. прописей (
帖 те), к-рые неизменно широко использовались начиная с дин. Сун, интерес к оттискам со стел и скал то возникал, то затухал, и лишь с XVIII в. стал постоянным. Техника снятия оттиска с надписей и текстов на памятниках крупного формата была аналогична гравированию прописей, но более трудоемка. Поверхность камня покрывалась увлажненным листом бумаги, по к-рому мастер, последовательно «простукивая», проводил матерчатым тампоном с красителем. Краска на бумаге покрывала ровную поверхность камня, а гравированные знаки оставались не прокрашенными. После того, как бумага высыхала, ее снимали с камня. На снятии оттисков специализировались династии ремесленников. Цена на оттиски зависела не только от их последующего оформления в виде свитков или альбомов, но в значительной степени от репутации изготовивших их мастеров, имена к-рых регулярно упоминаются в трактатах по каллиграфии.
Литература:
Чжан Жуй-фэнь. Шухуа фучжи эр цзэ (Два способа репродуцирования произведений каллиграфии и живописи) // Вэньу тяньди. 1986, № 2;
Billeter J.Fr. L’art Chinois de l’ecriture. Geneve, 1989;
Chang Leon L.-Y.,
Miller P. Four Thousand Years of Chinese Calligraphy. Chic.–L., 1990;
Oertling S. Painting and Calligraphy in the Wu-tsa-tsu: Conservative Aesthetics in Seventeenth-Century China. Ann Arbor, 1997.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 599-600.