Доклад подготовлен при поддержке «Taiwan Fellowship – 2012» На протяжении последнего столетия в Китае неоднократно предпринимались попытки установить парламентскую форму правления. Даже ещё раньше, в 1895 г.
Кан Ювэй в докладе императору Гуансюю предлагал введение парламента, принятие конституции и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Больше всего такая форма напоминала политическую систему Японии после реформ Мэйдзи.
3 октября 1910 г. маньчжурское правительство объявило о создании в Пекине «Национальной ассамблеи» для изучения проектов будущей конституции [10, c. 239]. Ассамблею, которая была учреждена в последний год правления Цинов, можно рассматривать лишь как консультативный орган с очень ограниченными функциями, к тому же введённый явно с запозданием.
Первым опытом создания высшего выборного органа в Китае после
Синьхайской революции стала Конференция представителей 17 провинций, созванная в декабре 1911 г., сразу после революции. 29 декабря 1911 г. конференция избрала
Сунь Ятсена временным президентом КР. Это событие, бесспорно, сыграло положительную роль в подготовке отречения маньчжурской династии и дальнейшего развития новой системы власти.
28 января 1912 г. в Нанкине было учреждено Национальное собрание (НС), имевшее ограниченный характер и не распространявшее власть даже формально на всю территорию Китая. Однако оно приняло историческое решение – Проект условий почётного отречения династии Цин. 2 апреля 1912 г. Нанкинское Национальное собрание приняло решение о переносе столицы в Пекин, что помогло
Юань Шикаю и его сторонникам провести выборы и созвать новое Национальное собрание в Пекине, на Севере, который находился под их контролем.
В соответствии с суньятсеновской Программой строительства государства, Всекитайское Национальное собрание (國民大會), должно было быть избрано как высший орган власти, имевший право инициировать и принимать законы, избирать и отзывать должностных лиц центрального правительства, в том числе президента. В конце 1912 – начале 1913 гг. состоялись первые выборы в НС с участием более 300 общественных групп и организаций. Выборы были непрямыми, избиратели выбирали выборщиков, которые избирали депутатов, имевших право голосовать на выборах президента. В избранном двухпалатном Национальном собрании были представлены провинции Китая, Внешняя Монголия, Тибет и проживавшие за рубежом китайцы.
Гоминьдан получил 392 места из 870 (269 мест в нижней палате и 123 в верхней) [17, с. 477]. Однако многие делегаты состояли одновременно в нескольких партиях, и им было предложено чётко определить свою позицию. Многие высказались в плане приверженности Гоминьдану, который после окончательного подсчёта голосов получил большинство в Национальном собрании (438 мест) и имел реальную возможность участвовать во власти на самом высоком уровне. Предполагалось, что руководитель Гоминьдана Сун Цзяожэнь может стать премьером, но он был убит в результате покушения 20 марта 1913 г.
6 октября депутаты обеих палат должны были избирать президента. Однако новое давалось с большим трудом. Раскол в политической элите, наличие огромного количества местных интересов, принадлежность одного депутата одновременно к разным политическим группам, страх чётко выразить свою позицию, – всё это не давало возможность получить необходимое количество голосов для избрания президента. Два тура голосования результата не дали. Тогда претендовавший на пост президента Юань Шикай приказал закрыть двери зала и не выпускать никого, пока каждый делегат на проголосует [1, д. 385, л. 29]. Oкружившие здание Национального собрания солдаты выкрикивали: «Пока не выберете угодного нам президента, не покинете здание!» [10, c. 239]. Угрозы, уговоры и откровенный подкуп сделали свое дело. В итоге голосование состоялось, и Юань Шикай стал первым избранным президентом Китайской Республики.
Мысливший категориями монархической республики президент Юань Шикай не мог допустить, чтобы Гоминьдан, выступавший за республиканский строй, после получения большинства в НС, начал бы определять направление деятельности Парламента. Выступая за незначительные и медленные перемены в стране, он совершенно ясно выразил свою позицию в речи на церемонии вступления в должность президента Китая 10 октября 1913 г.: «Нельзя с лёгким сердцем расстаться с учениями и традициями предков, накопленными за 4 тысячи лет» [4, 11.10.1913].
Премьера Чжао Бинцзюня и самого Юань Шикая подозревали в причастности к убийству Сун Цзяожэня, и вопрос был вынесен на рассмотрение Национального собрания. Находившиеся в большинстве члены ГМД, не смогли сформировать единую точку зрения, их позиции разошлись. Попытки выступить против Юань Шикая не увенчались успехом. Обвинив членов ГМД в участии в антиправительственных выступлениях, 4 ноября
[1] Юань Шикай потребовал исключения их из Национального собрания. В течение 10 дней все гоминьдановцы были лишены мандатов, и 15 ноября Юань Шикай распустил Национальное собрание, так как без кворума оно не имело юридических оснований для продолжения работы. Тяньтаньская конституция, проект которой был готов к концу октября 1913 г., и которую должно было утвердить НС, так и осталась проектом.
После смерти Юань Шикая в 1916 г. при президенте Ли Юаньхуне была предпринята попытка возобновить работу Национального собрания на том основании, что его работа была приостановлена, и трёхлетний срок его деятельности ещё не истёк. Однако вскоре Национальное собрание вновь было распущено, так как в 1917 г. произошло восстановление монархии. 130 депутатов Национального собрании, в основном члены ГМД, вынуждены были перебраться на юг, в Гуанчжоу, где 25 августа 1917 г. состоялась внеочередная сессия НС с участием членов, приехавших из Пекина, и сторонников Сунь Ятсена на Юге. После этого Национальное собрание работало в Куньмине и Чунцине, поскольку в Гуанчжоу было неспокойно. В 1919 г. состоялись выборы новых членов НС. В апреле 1924 г. в Гуанчжоу прошла чрезвычайная сессия Национального собрания [12, c. 66].
В период регионального милитаризма Национальное собрание созывалось и распускалось несколько раз. Приходивший к власти очередной милитарист проводил выборы в своих интересах, угрозами, подкупами, хитростью обеспечивая большинство своим сторонникам. Так, Дуань Цижуй, ставший главой Бэйянского правительства, провёл выборы, которые обеспечили преобладающее большинство его сторонникам, меньшинство составляли представители группировки «путей сообщения» Лян Шии и «исследовательской» группировки Лян Цичао. В выборах участвовало 17 провинций, при этом выборы бойкотировали 5 южных и юго-западных провинций, ранее провозгласивших независимость. На сессии 12 августа 1918 г. был избран президент Сюй Шичан. В данном составе Национальное собрание работало, пока в Пекине не пришла к власти Чжилийская военная группировка. В раздираемом местными правителями Китае становилось всё труднее обеспечить представительство всех или хотя бы большинства провинций страны, чтобы провести выборы на основе закона. В выборах в Национальное собрание в 1921 г. готовы были принять участие всего 11 провинций, ещё меньше, чем при предыдущем режиме, и выборы не состоялись. 24 ноября 1924 г. Дуань Цижуй вернулся к власти в Пекине и выступил с предложением к Сунь Ятсену начать переговоры об объединении, пообещав в течение трёх месяцев созвать очередное Национальное собрание с участием Юга. В стране поднялась волна движения за созыв Национального собрания, которое должно было обеспечить более широкое представительство провинций Китая и объединить страну. Сунь Ятсен принял предложение Дуань Цижуя и направился в Пекин. Смерть руководителя Гоминьдана помешала довести переговоры до конца и реализовать план.
Дальнейшее развитие политических событий в Китае не позволяло созывать Национальное собрание. Лишь в 1936 г. Нанкинское гоминьдановское правительство пришло к пониманию необходимости созыва Национального собрания для утверждения очередного Проекта конституции 1936 г. (五五憲草). В соответствии в этим проектом, Национальное собрание как высший орган страны должно было избираться «всеобщим, равным, тайным и прямым голосованием» и имело право инициировать законы и принимать их, избирать и отзывать президента и вице-президента страны, председателя и заместителя председателя Исполнительного юаня (правительства), председателя и членов Законодательного и Контрольного юаней, избирать и отзывать председателя и заместителя председателя Судебного и Экзаменационного юаней, вносить поправки в Конституцию [18, с. 289]. Срок работы Национального собрания был определён в 6 лет с проведением сессий один раз в три года длительностью один месяц. Чрезвычайная сессия Национального собрания могла быть созвана по предложению Президента или 40% членов Национального собрания. Законодательная власть фактически должна была перейти к Законодательному юаню [16, c. 6].
Сессию Национального собрания для принятия Конституции планировалось созвать 12 ноября 1936 г. Из-за задержки с проведением выборов начало сессии перенесли на 12 ноября 1937 г. Однако начавшаяся 7 июля японская агрессия отложила созыв Национального собрания. Сессия НС состоялась лишь 15 ноября 1946 г. Абсолютное большинство среди более, чем 2 тысяч делегатов составляли представители Гоминьдана
[2]. Малые партии были представлены Социал-демократической партией и Китайской молодёжной партией. Коммунисты и демократические организации отказались от участия в работе Национального собрания. Сессия НС 25 декабря приняла Конституцию Китайской Республики, которая вошла в силу 25 декабря 1947 г. и известна как «Конституция 1947 года». Среди других важных документов, которые были одобрены, следует упомянуть «Временные правила на период мобилизации для подавлений коммунистического мятежа», которые впоследствии длительное время действовали на Тайване.
После 1949 г. Национальное собрание продолжало функционировать на Тайване, хотя решением Политической консультативной конференции, состоявшейся 10–20 января 1946 г., оно было официально распущено. Принятое на материке решение не было признано на Тайване. Национальное собрание продолжало работать, считая себе законным представителем Китайской Республики, под которой подразумевались как Тайвань, так и континентальная часть Китая.
В соответствии с Конституцией 1947 г. [6, c. 712–721] полномочия Национального собрания сводились к следующим: избирать и отзывать президента и вице-президента, вносить поправки в Конституцию двумя третями голосов при условии кворума в ¾ присутствующих делегатов, изменять территориальные границы. На право законодательной инициативы был наложен мораторий до тех пор, пока не менее половины уездов будут пользоваться этим правом через уездные собрания делегатов.
Первое Национальное собрание было избрано сроком на 6 лет, но перемещение национального гоминьдановского правительства на Тайвань и введение Чрезвычайного положения не позволили провести выборы в сроки, предусмотренные конституцией. В результате почти 40 лет Национальное собрание работало в старом составе. В 1960 году Национальное собрание состояло из 1576 человек [7, c. 563].
В первые годы работы на Тайване Национальное собрание приняло ряд поправок к «Временным правилам» и предоставило дополнительные полномочия президенту. Условия чрезвычайного положения помогли в обход конституции предоставлять президенту чрезвычайные права. НС приняла эти поправки по непосредственному указанию ГМД.
Все члены НС были прикреплены к двум комитетам. Один комитет должен был изучать основной закон и «Временные правила» и возможные поправки к ним. Другой – перспективы дальнейшего развития Китайской Республики на случай реализации плана Гоминьдана по возвращению на континент [22, с. 155–156].
Первые довыборы, вызванные увеличением численности населения Тайваня и административно-территориальной реформой
[3], состоялись в 1969 г. Было дополнительно избрано 11 членов [13, c. 206, 592]. Позднее, в 1972 г. и 1986 г. было доизбрано соответственно 53 и 84 делегата [16, c. 22]. Выборы не были прямыми, хотя в провинциальное Национальное собрание прямые выборы проводились с его второй сессии в 1954 г. [20, c. 34-37].
Тем не менее, Национальное собрание выполняло возложенные на него функции, и все президенты в период с 1954 по 1990 гг. были избраны Национальным собранием:
Чан Кайши (蔣中正), Цзян Цзинго (蔣經國), Ли Дэнхуэй (李登輝).
Однако отношения между Национальным собранием и Законодательным юанем постепенно обострялись, в основном из-за того, что разделение обязанностей и прав между ними не было прописано чётко. Например, в соответствии со статьей 174 конституции, и Национальное собрание, и Законодательный юань имели право вносить поправки в конституцию. В период единоличного правления Гоминьдана решения принимались на партийном уровне, и отношения между НС и Законодательным юанем не имели особого значения. Однако по мере развития процесса демократизации встала проблема разделения полномочий и субординации между двумя органами.
После отмены чрезвычайного положения в 1987 г. и снятия запрета на политическую деятельность в 1986 г. население стало принимать активное участие в политической жизни Тайваня. Люди выражали неудовлетворение неэффективной работой Национального собрания и требовали проведения конституционных реформ для приведения политической системы в соответствие с существовавшими реалиями. Пересмотр конституции и внесение в неё поправок были необходимы с самого момента перемещения Гоминьдана на Тайвань, однако реально ситуация созрела лишь к началу 1990-х годов.
Представители демократического движения называли членов НС «старыми мошенниками». Один из известных тайваньских демократов Чжу Гаочжэн заимствовал этот термин у Конфуция, что придавало определению ещё больший вес. Во время студенческих выступлений в знак протеста против попыток правительства ограничить право на манифестации и демонстрации в 1990 г., молодёжь называла членов НС «представителями на 10 тыс. лет» и требовала их отставки [5, 01.06.1991].
Образованная в 1986 г. Демократическая прогрессивная партия и другие молодые политические партии, выросшие из недавних общественных организаций и движений, настоятельно требовали политических реформ, в том числе роспуска исчерпавшего себя Национального собрания.
В декабре 1987 г. Цзян Цзинго предложил план реформирования парламентской системы, в соответствии с которым должны были быть проведены прямые выборы президента, членов Законодательного собрания и Национального собрания. XIII съезд ГМД в 1988 г. одобрил план проведения реформ, и 3 февраля 1988 г. был принят «Закон о выборах и отзыве».
Было совершенно очевидно, что требовалось внести поправки в конституцию и предложить их для одобрения Национальному собранию. Однако после снятия чрезвычайного положения на Тайване было доизбрано лишь 84 члена НС, которые, как полагали, действительно могли представлять население Тайваня. Остальные, избранные ещё на материке депутаты, по-прежнему мыслили категориями своих родных мест и плохо воспринимали тайваньскую действительность. Они состарились, не могли работать в полную силу, мыслили категориями давно прошедшего времени, часто отсутствовали на заседаниях, под предлогом болезни избегали участия в принятии важных решений, думали о своей материальной выгоде [2, 08.06.2005]. Однако для утверждения поправок к конституции нужно было, чтобы все члены НС были избраны на Тайване.
3 февраля 1989 г. президент подписал закон, в соответствии с которым члены Национального собрания, которые не могли исполнять свои обязанности или часто отсутствовали на заседаниях, лишались своих полномочий. Остальные члены должны были добровольно уйти в отставку до конца декабря 1991 г. [19, с. 456–457]. 21 июня 1990 г. Совет верховных судей одобрил документ. Совет национальной безопасности внёс предложение о численном составе Национального собрания – 375 человек и сроке его полномочий – 6 лет.
Необходимо было в законодательном порядке решить проблему переноса сроков выборов в НС, намеченных на 1992 г. На чрезвычайной сессии Национального собрания в апреле 1991 г. были отменены «Временные положения» и приняты поправки к конституции, что давало Гоминьдану в изменившихся условиях право перенести выборы.
Предпринятые меры позволили провести выборы в Национальное собрание 21 декабря 1991 г. Это были первые в истории Тайваня полномасштабные прямые выборы высшего органа власти. В состав НС вошли: 291 новый делегат и 84 избранных ранее. В этот период Национальное собрание считалось высшим законодательным органом Тайваня. Обращаясь к народу накануне выборов, премьер Тайваня Хао Боцунь (郝柏村) отмечал, что таких важных выборов ещё не было, что в руках избирателей «жизнь или смерть, безопасность или угроза нации» [3, 19.12.1991]. Население проявило высокую степень заинтересованности, которая проявилась в 71,65% явке. В Гаосюне, центре недавних демократических выступлений, в выборах участвовало ещё больше населения – 82 %. Гоминьдан получил в HC 254 места из 325 [3, 22.12.1991]. Демократические силы завоевали право на 66 мест и возможность заседать в Национальном собрании, принимать участие в процессе принятия важных решений. Кроме двух главных партий, в НС были представлены Демократический союз (3 места) и независимые (2 места). Из избранных в 1986 г. делегатов ГМД представляли 64, ДПП – 9. Таким образом, в Национальном собрании второго созыва Гоминьдан по-прежнему обладал абсолютным большинством голосов, т.е. имел
3/
4, необходимые для принятия поправок к конституции. Гоминьдан сохранил командные позиции, хотя теперь при наличии других политических партий он вынужден был прислушиваться к альтернативным мнениям.
Выборы 1991 г. имели большое значение для трансформации Тайваня в демократическое государство. Во-первых, эти выборы восстановили систему выборов в НС, которая не соблюдалась на протяжении 40 лет. Во-вторых, население Тайваня впервые получило возможность принять участие в выборах в высший орган власти и выразить свою волю. В-третьих, выборы продемонстрировали растущую силу новых политических партий с разными и даже оппозиционными власти политическими платформами. Эти новые партии получили поддержку населения и обозначили переход от однопартийной системы, где доминировал ГМД, в многопартийное представительство в Национальном собрании. После выборов на некоторое время власть и полномочия Национального собрания усилились.
Следующие выборы в Национальное собрание состоялись в марте 1996 г. и отразили дальнейшее развитие многопартийности на Тайване, продемонстрировав сокращение влияния правящего Гоминьдана в Национальном собрании. Было избрано 334 делегата, 234 из которых представляли Тайвань, 80 – общенациональный избирательный округ, 20 – зарубежных граждан Тайваня. ГМД представляли 183 делегата (54,8%), ДПП – 99 делегатов (29,9%). ГМД получил лишь простое большинство, его представительство значительно сократилось по сравнению с предыдущим составом НС [15, c. 9]. Для принятия решений ему следовало теперь искать союзников среди других партий. На выборах в Национальное собрание третьего созыва значительную роль сыграла образованная в 1993 г. из молодых членов ГМД Новая партия (新黨), получившая 46 мест. В выборах принимали также участие кандидаты от Партии зелёных (綠色本土清新黨), Прогрессивной партии (先進黨), Трудовой партии (勞動黨), Китайской молодёжной партии (中國青年黨), а также беспартийные кандидаты (無黨籍). Всё это демонстрировало рост плюрализма мнений и позиций в обществе, протестовавшем против диктата одной партии.
После выборов 1996 г. парламентские функции Национального собрания стали постепенно переходить к Законодательному юаню, который в период действия чрезвычайного положения не играл существенной роли, выполняя роль «печати» на документах президента или правительства, а по мере развития демократических процессов стал приобретать важное значение. Таким образом, на Тайване роль «парламента» в течение длительного времени играли вместе Национальное собрание и Законодательный юань. Многие политики стремились стать членами НС из соображений престижа, а не для приобретения реальных полномочий, или, чтобы использовать НС как трамплин в большую политику.
В 2000 г. Национальное собрание имело 6 функций: избирать вице-президента, если эта должность оказывалась незамещённой; отзывать президента и вице-президента; принимать решение об импичменте президенту или вице-президенту, инициированном Законодательным юанем; голосовать по поводу возможности проведения предложенного Законодательным юанем референдума о внесении поправок в конституцию; утверждать назначения предложенных президентом должностных лиц. Спикер НС имел право созвать сессию НС для решения вопроса об импичменте президенту или вице-президенту. Только Национальное собрание имело право изменять государственные границы.
Позже в соответствии с очередными поправками к конституции, Национальное собрание перестало быть постоянно действующим органом, и его функции ограничивались голосованием по поправкам к конституции, вынесением вотума недоверия президенту, голосованию по государственным границам по предложению Законодательного юаня. Все остальные функции, включая заслушивание ежегодного послания президента, передавались Законодательному юаню [8, c. 81–82]. Тем не менее, ГМД выступал за сохранение НС, в то время как ДПП требовала распустить НС как орган власти, не соответствующий изменявшейся политической системе Тайваня.
Очередные выборы должны были состояться 24 апреля 2000 г. Однако Национальное собрание приняло поправку, в соответствии с которой выборы, которые должны были впервые проводиться на основе пропорционального представительства, переносились на 2002 г. и увязывались с выборами в Законодательный юань. Также было решено сократить число делегатов с 300 до 150. Однако президент Ли Дэнхуэй не признал эти решения правомочными. Поправка широко обсуждалась на Тайване, особенно в связи с предстоящими президентскими выборами. Предложение о продлении полномочий НС не нашло поддержки ни у политиков, ни у населения.
Национальное собрание собиралось лишь для принятия определённого решения, регулярные сессии не проводились. Деятельность НС постепенно сходила «на нет». Тем не менее, 15 мая 2005 г. в соответствии с Постановлением Законодательного юаня от 23 августа 2004 г. состоялись выборы в Национальное собрание, было избрано 300 делегатов. Однако 7 июля 2005 г. вошла в силу поправка к конституции, предусматривающая роспуск Национального собрания. Последние функции НС – ратификация поправок к конституции и изменение территориальных границ – были переданы на голосование посредством референдума.
Подводя итоги, отметим, что история Национального собрания Китайской Республики демонстрирует сложность становления парламентской системы, как в континентальном Китае, так и на Тайване. В период раздробленности Китая образованное в Пекине Национальное собрание не могло эффективно представлять интересы всего населения, так как не было признано на всей территории Китая. Сменявшие друг друга правители использовали его для выборов президента или подготовки и принятия проекта конституции, чтобы формально соблюсти законность.
После объединения Китая и установления власти Нанкинского гоминьдановского правительства, хотя в Национальное собрание были избраны делегаты от всех провинций, в нём не были представлены все политические течения. Коммунисты и демократические силы, имевшие в 1946 г. значительное влияние в Китае, не участвовали в его работе. Оно не могло считаться высшим представительным органом всей страны.
На Тайване после 1949 г. НС долгое время «представляло интересы» населения, жившего на территории, неподконтрольной властям Тайваня, и не представляло интересы населения самого Тайваня, вследствие чего не могло эффективно развивать свои функции, а лишь усложняло работу политического механизма на острове, во многом дублируя функции Законодательного юаня. Национальное собрание на Тайване так и не стало «легислатурой», т.е. законодательным органом, под которым на Тайване чаще понимается Законодательный юань [9, c. 52]. Политические реформы и развитие демократических процессов на Тайване лишили Национальное собрание самой основы для существования и привели к его роспуску в 2005 г. и передачи оставшихся функций Законодательному юаню.
Литература 1. АВПР. Китайский стол. Опись 491.
2. Цзыю шибао 自由時報. Тайбэй.
3. Ляньхэ бао 聯合報. Тайбэй.
4. Рeking Gazette.
5. Taiwan Today.
6. Republic of China Yearbook. 1990–91. Taipei, 1991.
7. The Republic of China Yearbook – 2005. Taipei, 2005.
8. The Republic of China Yearbook – 2000. Taipei, 2000.
9.
Гудошников Л.М.,
Кокарев М.Б. Политическая система Тайваня. Б.М. 1997.
10. История Китая с древнейших времён до наших дней. М., 1974.
11. Выборы в Китайской Республике // Китайская Республика (Тайвань) в вопросах и ответах. Тайбэй, 1993.
12. Новейшая история Китая. М., 1972.
13. Чжунхуа миньго сюаньцзюй гайкуан 中華民國選舉概況 (Выборы в Китайской Республике. Обзор). Тайбэй, 1984.
14. Чжунхуа миньго сюаньцзюй гайкуан 中華民國選舉概況 (Выборы в Китайской Республике. Обзор). Тайбэй, 1991.
15. Дисань цзе гоминь дахуэй дии цы хуэйи хуэйи шилу. 第三屆國民大會第一次會議會意實錄 (Первая сессия Национального собрания 3-го созыва. Материалы). Тайбэй, 1997.
16.
Chiu Hungdah. Constitutional Development and Reforms in the Republic of China on Taiwan. Baltimore, 1993.
17.
Hsu Immanuel C.Y. The Rise of Modern China. London, 1995.
18.
Pan Wei-tung. The Chinese Constitution. A Study of Forty Years of Constitution-making in China. Washington, 1946.
19.
Tang De-zong. Judicial Review and the Transition of Authoritarianism in Taiwan // Change of an Authoritarian Regime: Taiwan in the Post-Martial Law Era. Taipei, 2001.
20.
Тien Hung-mao. The Great Transition. S/l, 1996.
21.
Wu Chung-li. Taiwan political parties: Social change and political response. Taipei, 1997.
22. Determined Steps Toward Constitutional Reform. Taiwan Today. 06.01.1991.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 684 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 8 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 325-335.
- ↑ В работах западных авторов чаще встречается дата 4 ноября 1913 г. [16; 17], в «Истории Китая с древнейших времён до наших дней» – январь 1914 г.
- ↑ В [17] встречается явно заниженная цифра делегатов – 1744 человека.
- ↑ Тайбэй стал городом центрального подчинения.