公羊傳 «Комментарий Гунъяна». Др. назв. — «Чунь цю Гунъян чжуань» («Комментарий Гунъяна к „Вёснам и осеням“»), «Гунъян чунь цю» («„Вёсны и осени“ [в версии] Гунъяна»). Одна из гл. канонич. книг
конфуцианства, коммент. к летописи «Чунь цю» древнекит. царства Лу. «Гунъян чжуань» публикуется с предваряющим текстом «Чунь цю», поэтому назв. может переводиться как «„[Летопись] вёсен и осеней“ с комментарием Гунъяна». Приписывается ученому V в. до н.э. Гунъян Гао — ученику Цзы Ся, к-рый был учеником самого
Конфуция, предполагаемого автора или редактора «Чунь цю». По традиц. версии, принятой каноноведами эпохи Тан (VII — нач. X в.), «Гунъян чжуань» передавалась изустно в пяти поколениях, пока не была записана во II в. до н.э. Гунъян Шоу и Хуму-шэном (Хуу Цзы Ду). Охватывает период с 722 по 481 до н.э. Акцентирует внимание на «сокровенных речениях» (вэй янь) и «великих принципах» (да и), скрытых в лапидарном изложении историч. фактов «Чунь цю». Эта особенность «Гунъян чжуань» стала характерной чертой т.н. направления (или школы) гунъян в русле «школы текстов совр./новых знаков/письмен» каноноведения (см.
Цзин-сюэ) эпохи Хань (кон. III в. до н.э. — нач. III в. н.э.). Начало направлению гунъян положил создатель ортодоксальной версии конфуцианства Дун Чжун-шу (II в. до н.э.), убедивший императора У-ди в том, что «Гунъян чжуань» отличается «исключительным почитанием искусства ученых» (ду цзунь жу шу), т.е. конфуцианства, и содержит его незыблемые «великие принципы». В их числе, напр., принцип «великого единства» (да и тун), подразумевавший опору законодательства только на конфуцианство, «раскрытие [идеи] трех эр» (чжан сань ши) и др. Выражение «три эры» (сань ши) подразумевает периодизацию событий, описанных в «Чунь цю»: первая «эра» — со цзянь (все виденное), события, очевидцем к-рых был Конфуций; вторая — со вэнь (все слышанное), события, ход к-рых был изложен Конфуцию очевидцами; третья — со чуань вэнь (все переданное), то, что стало известно Конфуцию через предание. Для
Дун Чжун-шу и последующих толкователей понятие сань ши послужило образцом для троичной периодизации историч. процесса вообще (см.
Сань цзяо;
Хэ Сю;
Кан Ю-вэй). При У-ди за доскональное знание «Гунъян чжуань» присваивалось звание бо ши (гл. эрудит). Постепенно «Гунъян чжуань» стала важнейшим канонич. текстом «школы текстов новых письмен», в нем искали обоснование политич. и кадровых решений.
«Гунъян чжуань» является одним из гл. источников по идеологии конфуцианства конца периода Чжань-го и эпох Цинь–Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.). Осн. коммент. к «Гунъян чжуань» — «Чунь цю Гунъян цзе гу» («Разъяснения слов „Вёсен и осеней“ [в версии] Гунъяна») Хэ Сю (II в. н.э.); «Гунъян чжуань шу» («Толкование „Комментария Гунъяна“») Сюй Яня (VII–VIII в.), вошедший в свод «Ши сань цзин чжу шу» («Тринадцать канонов с комментариями и толкованиями»); «Чунь цю Гунъян тун и» («Проникновение в смысл „Вёсен и осеней“ [в версии] Гунъяна») Кун Гуан-фэня (1752–1787); «Чунь цю Гунъян и шу» («Толкование смысла „Вёсен и осеней“ [в версии] Гунъяна») Чэнь Ли (1809–1869).
Источники:
Ши сань цзин. Пекин, 1957, кн. 33–34.
Литература:
Early Chinese Texts: A Bibliographical Guide / Ed. M. Loewe. Berkeley, 1993, p. 67–76.
См. также лит-ру к ст.:
«Чунь цю»;
«Цзо чжуань»;
«Ши сань цзин».
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 214.