Синология.Ру

Тематический раздел


Бхайшаджья-гуру

санскр. bhaisajyaguru, Бхайшаджья-гуру (Яо-ши жу-лай)Бхайшаджья-гуру (Яо-ши жу-лай)букв. «Врач-учитель», кит. Шашэбияо, Яо-ши [жу-лай]  藥師[如来]). Будда врачевания в мифологии махаяны (да шэн). Культ Бхайшаджья-гуру возник не позже II в., т.к. он упоминается уже в «Шатасахасрика-праджняпарамита-сутре» («Яо-ши жу-лай бэнь юань цзин» 药师如来本願经). Основой образа Бхайшаджья-гуру служат, по-видимому, врачи-бодхисаттвы Бхайшаджья-раджа и Бхайшаджья-самудгата, упоминаемые в «Саддхарма-пундарика-сутре» (I в., «Лотосовая сутра» - «Мяо фа лянь хуа цзин»). По описанию «Бхайшаджья-гуру-сутры», Бхайшаджья-гуру обитает в своем раю — вайдурья-нирбхасе (букв. «блеск драгоценного камня вайдурьи», кит. лю-ли гуан 琉璃光), к-рый расположен на Востоке (между ним и земным миром находится в десять раз больше миров, чем в реке Ганг песчинок). В этом раю почва состоит из вайдурьи, дома построены из разных драгоценных камней, там отсутствуют страдания и нет женщин. Функцией Бхайшаджья-гуру является проповедь Дхармы (буд. учения, фа [1]) в своем раю, а также лечение болезней и продление жизни в др. мирах. Культ Бхайшаджья-гуру имеет, т.о., цель получить «временные» и «земные» преимущества, он не предназначен для конечного освобождения. Бхайшаджья-гуру был чрезвычайно популярен в Китае и особенно в Японии (наряду с Буддой Шакьямуни и Амито-фо).
 
Источники:
ТСД, № 449 – 451.
 
Литература:
Edkins J. Chinese Buddhism. L., 1880; Encyclopaedia of Buddhism. Ceylon, 1968, vol. 2, fasc. 4. р. 661–670.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 396.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.