(досл. «Дхарма просветления»), санскр. Bodhidharma, кит. Путидамо 菩提達摩, сокр. Дамо. Ум. 528 или 536. В чань-буддизме традиционно считается 28-м буд. патриархом, 1-м патриархом
чань школы. Личность во многом легендарная, нек-рые исследователи отрицают ее историчность. По преданию, родом из Южн. Индии, принадлежал к варне брахманов или кшатриев, происходил из царской семьи, был третьим наследником царя. Покинув семью, принял
буддизм махаянского толка и стал монахом-миссионером. Прибыл в Китай (г. Гуанчжоу) морским путем либо в конце V, либо в начале VI в. Между 516 и 526 отправился в г. Лоян, где в монастыре Юннин-сы проповедовал буддийское учение. Затем ушел в монастырь Шаолинь-сы на горе Суншань, где в течение девяти лет «непрерывно созерцал каменную стену в сидячей медитации» (
цзо чань би гуань), поэтому современники прозвали его «брахманом, созерцающим стену» (
би гуань поломэнь). В общей сложности провел на севере Китая более 40 лет, распространяя учение о «просветлении» (
у [
4]) и передавая эзотерические методы буддийской практики психотренинга. Пользовался большим уважением среди китайских монахов как «наставник медитации» и знаток буддийского канона, имел много учеников и последователей, среди к-рых наиболее известны Хуй-кэ, Тань-линь, Дао-юй и др. Своим преемником и 2-м чаньским патриархом назначил Хуй-кэ, передав ему для распространения в качестве осн. канонич. текста
чань школы «Ланкаватара сутру» в четырех
цзюанях (свитках). Наряду с толкованием этой и др. махаянских сутр (гл. обр. в традиции йогачары) разработал учение о «двух путях и четырех методах» достижения «просветления». Первый путь — «вхождение в принцип» (
жу ли) — означал осознание того, что все живые существа обладают одной и той же изначально «чистой» (
цин [
1]) природой, лишь поверхностно омраченной (
у мин [
2]) неведением, поэтому необходимо отбросить все ложные взгляды и вернуться к «истинной реальности»
(чжэнь жу) посредством практики «созерцания стены» (
би гуань). Под вторым путем — «вхождением в практику» (
жу ши) имелось в виду освоение адептом «четырех методов»: охотно принимать все горести и печали, не проявляя ненависти к тому, кто наносит тебе вред; следовать закону причинности и быть довольным своей судьбой, спокойно воспринимая счастье и несчастье, приобретение и утрату; избавиться от страстей и ни к чему не стремиться; быть в согласии с дхармой (см.
Фа [1]), т.е. учением Будды. Ему приписывается также разработка четырех основополагающих принципов чань-буддизма: «особая передача вне учения»; «не опираться на слова и тексты»; «прямое указание на сознание человека»; «созерцая свою природу, становиться буддой». Однако новейшие исследования показали, что эти принципы были сформулированы не ранее периода правления династии Тан (618–907).
Литература:
Дюмулен Г. История Дзенбуддизма: Индия и Китай. СПб., 1994; Письмена на воде: Первые наставники Чань в Китае / Сост., пер., иссл. и комм. А.А. Маслова. М., 2000;
Дао-сюань. Сун гао сэн чжуань (Биографии высоких монахов, составленные в эпоху Сун) // Тайсё синсю Дайдзокё (Заново составленная Трипитака гг. Тайсё). Т. 50. Токио, 1960;
Дао-юань. Цзин-дэ чуань дэн лу (Записи о передаче светильника, составленные в эру Цзин-дэ) // Там же. Т. 51; Early Ch'an in China and Tibet. Berk., 1985.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 156-157.