Алексеев В.М.
Рабочая библиография китаиста
Введение
Академик Василий Михайлович Алексеев умер в 1951 году. Это был учёный огромных знаний, редкий знаток истории китайской культуры.
Среди многих рукописей, неопубликованных им при жизни, находится и издаваемая нынче «Рабочая библиография китаиста. Книга руководств для изучающих язык и культуру Китая», как он с полным основанием назвал её.
В этой книге собраны сведения о тех синологических трудах, которые были созданы учёными разных стран в разные времена и без знания которых не может быть образованного китаиста.
Сведения эти систематизированы, о каждой из книг автор «Рабочей библиографии китаиста» высказывает своё, вполне определённое мнение, всегда подкреплённое научно аргументированными доказательствами, в которых тщательно взвешиваются достоинства и недостатки анализируемого пособия.
Само чтение «Рабочей библиографии китаиста» знакомит нас с мыслями автора о способах подготовки китаиста, о подходе к тексту, о значении коллектива для воспитания учёного, о лаборатории синолога.
Пафос книги в том, что автор, всю жизнь посвятивший нелёгкому труду китаиста, с увлечением говорит о своей науке, щедро делясь накопленным опытом: книга приучает к упорному, систематическому труду, без которого не может сформироваться ученый.
Мы видим книгу и в её историческом аспекте, и в её большой актуальности.
Уже нет тех китайских начётчиков, о которых говорит автор и с которыми он был знаком очень хорошо, меняется облик страны, которую любил и знал автор, не сравнить и масштабы синологической науки в нынешнем народном или старом Китае. Как важно и интересно суждение компетентного учёного о прошлой китайской и европейской синологии!
Нет уже и некоторых проблем, затрагиваемых автором. Только улыбку может вызвать вопрос о том, нужно ли знание китайского языка китаисту. Доказательство же необходимости этого знания, обоснованное и остроумное, никогда не теряет своей научной ценности.
Так эта книга может рассматриваться как свидетельство цепи лет, в которые развивалась синология, как свидетельство размышлений большого учёного на протяжении долгого времени. В этом её историчность.
Но она и актуальна. Это рабочая книга, из которой начинающий китаист узнает о том, как подходить к тексту, избегая излишней опрометчивости и бездумной самоуверенности, и, в то же время, не боясь намёков, реминисценций, имён, которыми так богата старая китайская фраза. Только ли начинающий? Все эти сведения обогатят и зрелого китаиста. Что же до обзора книг, статей и справочников на китайском и других языках по литературе, культуре, языковедению, философии, искусству, религии, то здесь найдёт для себя много необходимого всякий, интересующийся Китаем и народом, населяющим его, а это значит — каждый советский читатель.
Кроме того книга очень ценна отступлениями автора по разному поводу, в которых он говорит о том, в какой библиотеке можно найти какую книгу, и об издателях каталогов, и о поэзии Пушкина и Байрона, и о мифах, и о поэтике Лю Се — автора VI века, и о Ляо Чжае, и о китайском театре, и о русском научном языке.
Это очень целенаправленная научно и при этом широчайшего охвата книга, единственная в своём роде, и выпуск её в свет, являясь научным событием, вызовет большой интерес к ней не только у нас в Советском Союзе.
Книге присуща некоторая стилистическая усложнённость, характерная для В. М. Алексеева, но мы не сочли возможным изменять то, что написано уже покойным учёным.
При заслуженно высокой оценке трудов академика В. П. Васильева о буддизме, В. М. Алексеев излишне полемичен в суждениях о других сочинениях выдающегося русского синолога. Мы должны отметить, в частности, огромную заслугу В. П. Васильева в исследовании «Шицзина» как памятника народного творчества. Мы думаем также, что больше внимания следовало уделить и такому замечательному деятелю русской синологии, как Иакинф Бичурин.
В. М. Алексеев при жизни мечтал об издании своей «Рабочей библиографии китаиста», желая этой книгой помочь воспитанию отечественных китаистов.
Это осуществилось после его кончины. Задача нашего поколения — продолжить этот замечательный труд академика В. М. Алексеева, так как с каждым годом всё больше развивается синология и появляется всё больше книг, принадлежащих перу советских и зарубежных китаистов.
Н. Т. Федоренко, Л. З. Эйдлин