Синология.Ру

Тематический раздел


Гончаров С.Н.

Заметки о военно-техническом сотрудничестве Китая с СССР и Россией во 2-й половине ХХ века

Фрагмент 3

с. 294–297

Копирование советской военной техники в 1960-е гг.

5 мая 1961 г. канцелярия Центрального Военного Совета спустила официальный документ о задачах Седьмой академии[1], в котором излагалась соответствующая резолюция относительно этой структуры.

В резолюции говорилось: «В настоящее время курс исследовательской работы Академии военных судов состоит в следующем – сконцентрировав все силы, прежде всего завершить выполнение задачи копирования изделий, переданных по “Соглашению от 4 февраля”, а также посредством копирования овладеть техническими материалами, переданными Советским Союзом, освоить их, воспитать и закалить технические силы, постепенно сформировать сравнительно целостную систему исследований в сфере судостроения, заложить основу для самостоятельного проектирования новых судов».

Под «Соглашением от 4 февраля», упомянутым в резолюции, имелось в виду «Соглашение об оказании КНР технического содействия в области изготовления в Китае военно-морских судов», подписанное между СССР и КНР 4 февраля 1959 г. В соответствии с этим соглашением советское правительство согласилось на возмездной основе предоставить нам военные корабли пяти типов (ракетную подводную лодку с дизельным двигателем, торпедную подводную лодку среднего класса, крупный катер-ракетоносец, малый катер-ракетоносец и катер-торпедоносец на подводных крыльях), а также чертежи и технические материалы по их оснащению, часть оборудования военных кораблей и образцы ракет. Китаю также передавались права на изготовление этих моделей. Советская сторона должна была направить специалистов для руководства работой[2].

В резолюции Центрального Военного Совета были изложены требования к Седьмой академии и определены ее долгосрочные цели, что явилось основополагающим курсом нашей работы. После прибытия на место службы я немедля заставил всех заняться научно-исследовательской работой, что стало моим основным приоритетом.

Тем не менее при определении плана работы на следующий год, внезапно возникли проблемы. Сотрудники для институтов и лабораторий Седьмой академии были набраны из разных мест, все пришли с задачами, которые решали прежде, включая практически весь объем копирования в соответствии с «Соглашением от 4 февраля». Но в это время Советский Союз уже разорвал соглашения и отозвал всех специалистов. Сложности, с которыми сталкивалась наша академия, оказывались чрезвычайно серьезными.

Но и это оказалось лишь частью проблемы. Другая трудность состояла в том, что в то время часть исследователей и даже руководящих кадровых работников, в период «большого скачка» были преисполнены энтузиазма, хотели заниматься исключительно новыми технологиями, вооружениями и военной техникой, основанными исключительно на достижениях высокой науки и техники. Они не были полны такого энтузиазма в отношении изделий, запланированных в рамках «Соглашения от 4 февраля», вопросы по которым нужно было решать срочно. Поэтому в утвержденном ими плане предполагалось одновременно взяться за высокотехнологичные и обычные объекты, одновременно ухватиться за близкие и отдаленные цели, разом взяться за тактические и стратегические вооружения, за копирование изделий и разработку новых. Прогресс намечали слишком быстрый, цели задавали чрезмерно высокие.

Я считал, что хоть в этих планах присутствовали энтузиазм и решительность, однако был и некоторый отрыв от реальности. Они также не соответствовали духу указаний руководства.

В ходе исследования я выяснил, что разработка и копирование нескольких проектов военных судов, вместе с некоторыми необходимыми темами фундаментальных теоретических исследований составляли более 9 тысяч тем, из которых на деле осуществлялось лишь 30%. Было организовано изучение лишь 47% важнейших тем. Темы фундаментальных теоретических исследований осуществлялись еще хуже – имелись 14 проектов в области гидродинамики и структурной динамики, но условия для развертывания работ существовали лишь для четырех из них. В области новых материалов нужно было изучить более 200 тем, но доля тех, работу по которым можно было организовать, не достигала и 50%; одновременно по двум важнейшим проектам судов, подлежащих проектированию, еще не было выполнено даже 10% документации.

В среде исследователей преобладали два мнения – одно состояло в нежелании заниматься копированием, поскольку оно в основном решает технологические вопросы, является задачей предприятий, академия же должна заниматься лишь исследованиями и проектированием. Второе заключалось в ограничении себя исключительно копированием, пренебрежении, вплоть до нежелания вплотную заниматься фундаментальными исследованиями в области новых технологий, для которых могли быть созданы условия. К первым можно было применить поговорку «поспешишь – людей насмешишь», а вторые «метод превращали в цель».

Проведя анализ, руководство академии пришло к единому мнению, что прежде всего нужно взяться за реализацию уже утвержденного курса, создать единую идеологию, упорядочить задачи, сократить линию фронта, определить приоритеты, рассматривать копирование изделий в рамках «Соглашения от 4 февраля» в качестве приоритета посредством копирования создавать предпосылки к развитию собственных разработок и проектирования.

В 1962 г., подводя итоги на одном из рабочих научно-технических совещаний в Седьмой академии, я четко указал на несколько вопросов, которые требовали правильного понимания и достойного урегулирования.

Прежде всего «необходимо заниматься копированием». Для нашего государства со слабыми научно-техническим уровнем и промышленной базой копирование является неизбежным историческим этапом и наиболее эффективным путем, если мы хотим за короткое время достичь мирового уровня. Для выполнения задачи проектирования обычно требуется сделать четыре шага – изучение и освоение чертежей и материалов, экспериментальное производственное изготовление и совершенствование характеристик изделия. Только если надлежащим образом выполнить работу по реализации этих четырех шагов, можно китаизировать скопированные изделия, создать основу для их совершенствования, а также самостоятельных исследований и проектирования.

Кроме того, «копирование должно быть объединено с усовершенствованием и замещением». Из-за различия в источниках поступления материалов и условий применения осуществление копирования в нашей стране неизбежно сталкивается с немалым числом проблем. Что касается материалов и оборудования, вопросы с которыми нельзя в течение небольшого отрезка времени решить внутри страны в соответствии с техническими стандартами, то нужно, проведя эксперименты, изучение и анализ, исходя из ситуации проводить усовершенствования и замещения, дабы сокращать производственный цикл, как можно скорее выдавать изделия для оснащения войск.

В третьих, «копирование должно быть обязательно соединено с исследовательской и проектной работой». Научно-исследовательская работа в сфере национальной обороны должна идти путем независимого и самостоятельного творческого развития. В ходе осуществления работы по копированию нужно обязательно организовать самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность. Копирование нельзя отрывать от исследований и проектирования, они должны быть тесно связаны друг с другом.

В-четвертых, «копирование должно идти параллельно с созданием базы». Необходимо уделять внимание сбору данных о проектировании и расчетах, накапливать данные опытов и материалы фундаментальных исследований, вести работу по стандартизации, планомерно укомплектовывать и развивать лабораторное оборудование.

В-пятых, нужно четко определить разделение труда и координацию с промышленными ведомствами. Развитие китайских судостроительных науки и техники должно полноценно развиваться с копирования и усовершенствования, а далее идти в направлении самостоятельного исследования и проектирования. Это сформулировано исходя из обобщения опыта предшествующего этапа.



  1. 7 июля 1961 г. Центральный Военный Совет официально спустил документ об организации «Исследовательской академии военных судов», которой было присвоено название «Седьмая исследовательская Академия Министерства обороны».  – См.: Воспоминания Лю Хуацина. С. 284.
  2. Практически в тех же выражениях о значении этого соглашения и его реализации см.: Современная Народно-освободительная армия Китая. Т. 1. С. 540.
 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.