Гончаров С.Н.
Заметки о военно-техническом сотрудничестве Китая с СССР и Россией во 2-й половине ХХ века
Фрагмент 2
с. 265–268
Учеба в Советском Союзе
В июне 1954 г. по решению Центрального Военного Совета КНР[1]флот отобрал группу кадровых работников от полкового уровня и выше для учебы в советской Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова[2]. До этого 10 человек во главе с зам. начальника штаба флота Лю Даошэном[3] уже отправились учиться в СССР. Нашу группу можно считать второй. В ней были Гао Личжун[4], Чэнь Юньчжун[5], Чэнь Цинчжун, Юань Ифэн[6], Ху Дайгэн[7], Вэй Дайфэн, Лю Тяо, У И, переводчик Сюй Чжити[8] и я, всего 10 человек.
Когда я услыхал эту новость, то испытал некоторые сомнения. Все же мне было уже 38 лет, да еще и не понимал по-русски, физико-математическая подготовка была слабой. Сознавал, что в учебе наверняка будет много трудностей. Думал и о том, что представляется редкая возможность поучиться, организация выбрала меня и я не могу обмануть эти ожидания. Осознав это, я взбодрился и начал учебную подготовку перед выездом на учебу. Я попросил тов. Лю Хэ помочь мне дополнительно изучить математику, а тов. Сюй Чжити – помочь изучить русский язык. Также я изучал навигацию и другие предметы.
В августе люди, выезжающие на учебу, собрались в Даляне. Начальник отдела управления военно-морскими училищами штаба флота Ло Юйжу[9] прибыл в Далянь, проводил нас. Отъезжающие на учебу сформировали партийную группу, и я стал ее секретарем.
Мы сели на поезд в Шэньяне и въехали в Советский Союз через станцию Маньчжурия. В поезде в каждом купе ехало по два человека. Дорога была очень длинная, все захватили учебники по русскому языку и математике, использовали время в пути для напряженной учебы. После пересечения государственной границы поезд объехал озеро Байкал, проследовал через Иркутск, Красноярск. Новосибирск, Омск и доехал до находящегося в уральских горах Свердловска, где проходит граница между Европой и Азией. Постукивали колеса поезда. Повсюду был дикий лес, в течение нескольких дней не видно было следов человеческой деятельности. Спустя еще два дня мы приехали в Москву.
Когда мы прибыли в Москву, советская сторона прислала людей встречать, приехал и военный атташе нашего посольства в Москве Хань Чжэнцзи. Мы провели ночь в одной из гостиниц и на следующий день сели на поезд, через шесть-семь часов прибыли в пункт назначения – Ленинград (нынешний Санкт-Петербург). Академия прислала машину, доставившую нас в общежитие для иностранных студентов. Всего этот путешествие заняло целых 11 дней.
В начале сентября приступили к учебе. Не было никакой церемонии начала учебы. После того как начальник факультета для иностранцев огласил учебный план, официально начали учиться.
Вторая партия китайских слушателей из девяти человек образовала отдельную учебную группу, и выбрала меня старостой. Жили мы в двухэтажном здании вне помещения академии. Оно находилось недалеко от корпуса академии, в десяти с лишним минутах пути. Вместе с нами в этом здании жили студенты из Румынии, Болгарии, Восточной Германии, КНДР и других стран. Кадровые работники от уровня армейского руководства и выше жили по одному человеку в комнате, остальные – по двое. Питались в офицерской столовой академии, каждый сам покупал себе еду. Ели сравнительно простую европейскую пищу, одно основное блюдо, суп и сладкий десерт. К обеду предлагался хлеб, из напитков были кофе, какао и чай. В нашем общежитии имелась общая кухня, в праздники мы сами покупали продукты и готовили китайские блюда. Мы пользовались государственными субсидиями – кадровый работник армейского уровня получал 1200 рублей, а дивизионного уровня – 1000 рублей. На еду в месяц тратили 600 рублей, остальные предметы повседневной необходимости были недорогими.
Военно-морская академия им. К.Е. Ворошилова имела столетнюю историю и была одним из высших военных учебных заведений с самой продолжительной историей. С момента своего основания она воспитала большую группу военачальников и военных ученых. Адмиралы С.Г. Горшков[10], Н.Г. Кузнецов[11], Г.М. Егоров[12], Н.Д. Сергеев[13]– все они были выпускниками этой академии. В период Отечественной войны несколько тысяч выпускников академии удостоились различных государственных орденов и медалей, а 97 из них – звания Герой Советского Союза. В то время на командных должностях в советском флоте находились в основном выпускники этой академии. Среди преподавателей академии и людей, занимавшихся научно-исследовательской работой, было много академиков, членов-корреспондентов и ученых-орденоносцев. Все преподаватели были выпускниками академии, служившими ранее на военных судах и имевшими боевой опыт, их преподавательский потенциал был очень мощным. В академии имелись различные лаборатории, кабинеты и богатая библиотека. Оборудование было совершенным, а условия для учебы – очень хорошие.
Ленинград, где располагается академия, находится в дельте р. Невы. На территории города имеются многочисленные острова, связанные друг с другом мостами. Ленинград был вторым по значимости городом тогдашнего Советского Союза, а также важным промышленным, научным и культурным центром. Поскольку он находится в высоких широтах, осенью каждого года можно наблюдать полярное сияние и очень длинные сумерки. Летом несколько дней бывают белые ночи, когда можно читать без лампы.
В июне 1990 г. я посетил Советский Союз во главе делегации. Советская сторона отнеслась к организации поездки очень тщательно, организовала посещение военно-морской академии, где я некогда учился. Прошло 36 лет и перемены в академии были очень заметны. Прежние общежитие, учебный корпус, столовая и т.п. были либо снесены, либо перестроены. Все тогдашние руководители факультета и преподаватели ушли на пенсию, и я не смог с ними встретиться. Руководители академии провели меня в архив, нашли мой табель успеваемости, сделали для меня копию и подарили на память. Это заставило меня вспомнить былые времена напряженной учебы.
С 1945 г. в академии существовал факультет для иностранцев, отвечавший за подготовку зарубежных морских офицеров. Учебная программа включала все предметы основных факультетов, срок обучения был четыре года. В те времена наш учебный план был следующий – полгода подготовительных курсов, три года – основной курс, всего три с половиной года. На подготовительных курсах в основном изучали русский язык, он занимал больше половины времени. Остальное время занимало изучение основных сведений о флоте, о характеристиках и принципах устройства военно-морских вооружений и военной техники (орудий, торпед, мин, оборудования для траления мин, глубоководных бомб и т.д. и т.п.), военных судов и самолетов, а также история КПСС. Учебный план был очень плотным, учились шесть дней в неделю, ежедневно было по восемь уроков, а вечерами еще по два часа мы тратили на выполнение домашнего задания (на самом деле подготовка заданий занимала от трех до четырех часов). По воскресеньям отдыхали.
Система секретности в академии была очень строгой. После уроков сдавали портфель с документами в секретный отдел, замазывали замок пластилином и ставили сверху печать; на следующий день забирали, по пути на занятия. Поэтому вечерами мы в основном повторяли русский, либо несекретные предметы или же вспоминали специальные предметы.
По воскресеньям академия иногда организовывала экскурсии в Зимний дворец, а также в Разлив – место, где Ленин написал книгу «Государство и революция». Иногда ходили гулять в ближайший лес. Однако же большую часть времени мы осознанно использовали для учебы.
Русский язык труден для изучения, мне приходилось много заниматься. С очень большим трудом заучивались русские слова, особенно система склонений и спряжений глаголов. Но если не выучишь русский язык, то не овладеешь и другими предметами. Поэтому мне оставалось только, вопреки своим желаниям, учиться самостоятельно по воскресеньям, используя большую часть времени для изучения русского языка. На лекциях советский преподаватель зачитывал пассаж, затем его переводил переводчик, а мы старались изо всех сил, усердно делая записи, после окончания учебы постепенно усваивая изученный материал.
Предметы, связанные с вооружением и военной техникой, начинали изучать с самых азов. Нам рассказывали об устройстве обычных вооружений, военных судов, самолетов и т.п. Тогда казалось, что для нас – кадровых работников высшего и среднего уровня – польза от этого невелика. Однако же позднее, когда я пришел на работу в Седьмую академию и в Комитет по оборонной науке, эти знания оказались полезны. При изучении вооружения и военной техники использовались натуральные экспонаты, поэтому усваивать материал было сравнительно легко. На некоторых лекциях, посвященных военной технике и инженерному делу, устраивались учебные экскурсии в специализированные высшие учебные заведения флота и в Военно-морскую инженерную академию им. Крылова.
Обычно раз в две-три недели устраивали небольшой зачет. По завершении семестра устраивались экзамены. Экзамены были весьма официальными. Из преподавателей формировалась экзаменационная группа, учащиеся вытаскивали билеты и, завершив подготовку, давали устные ответы. После этого мы отвечали на вопросы с помощью переводчика. Присутствовали начальник академии и начальник факультета. Походило на «коллективную проверку со стороны трех высших сановников»[14]. На подготовительных курсах результаты моих экзаменов были вполне приличные – только «хорошо» и «отлично».
После того как я приступил к основному курсу, главным образом изучал специальные военно-морские дисциплины. Важным предметом оставался русский язык.
Когда начались первые летние каникулы, все китайские студенты поехали отдыхать домой. Мы сели на самолет Ил-12, по пути несколько раз садились для дозаправки, летели 30 часов и только через три дня прибыли в Пекин[15].
Политработники флота устроили совещание, пригласив на него тех, кто учился в Советском Союзе. Мы доложили о результатах обучения и впечатлениях, а также выдвинули предложения относительно методов обучения в советской военно-морской академии, последующего командирования студентов, а также их жизни. Мы предложили, чтобы советской стороне было заявлено – основные предметы преподавать на китайском языке, а второстепенные – на русском, делать акцент на изучении основных аспектов, увязывать теорию с практикой и т.п. Одновременно мы заявили, что следует поддерживать направление студентов в советские военно-морские ВУЗы, однако нужно понимать, что учеба за рубежом трудна, основная трудность заключается в недостатке базовых познаний по русскому языку и математике, а также в военно-морском деле. Мы предложили, чтобы в дальнейшем перед поездкой на учебу студенты проходили достаточно длительную подготовку внутри страны, в особенности для формирования базовых знаний по русскому языку и математике.
После совещания я возвратился в Даляньское училище, отдыхал и усердно учил русский язык. Через 20 с лишним дней собрались в Пекине, а затем возвратились в советскую военно- морскую академию на самолете Ил‑12.
...Мои экзаменационные результаты можно считать неплохими. Всего в Академии я изучил 21 предмет. По восьми из них нужно было только получить зачет. Из остальных тринадцати предметов десять я сдал на «отлично», а три – на «хорошо», общая оценка была «отлично». Диплом был совместно подписан председателем государственной экзаменационной комиссии адмиралом И.И. Байковым[16] и начальником академии адмиралом В.А. Андреевым[17]. В дипломе было сказано:
«Данный диплом выдан генерал-майору Лю Хуацину. Он поступил на учебу в военно-морскую академию им. К.Е. Ворошилова в 1954 г. и закончил ее в 1958 г. Изучал такие специальности, как командные функции Генштаба, тактика боевых операций и общие военно-морские знания. 15 февраля 1958 г. государственная экзаменационная комиссия приняла решение считать генерал-майора Лю Хуацина военно-морским офицером, получившим высшее военно-морское образование».
Академия дала мне следующую оценку: «В период обучения в военно-морской академии данный слушатель проявил высокую дисциплинированность. Будучи старостой коллективной учебы и группы китайских слушателей весьма добросовестно выполнял свои обязанности. Успехи в учебе – отличные».
Я не обманул надежд, возлагавшихся на меня партией и командованием флота, успешно решил задачи обучения в Советском Союзе. В конце февраля 1958 г. я возвратился на родину.
- ↑ Высший орган военного командования КНР. В «Совместной программе», принятой первым заседанием Политического консультативного совета накануне провозглашения КНР 1 октября 1949 г., учреждался Народный революционный военный совет, подчинявшийся Центральному народному правительству. 28 сентября 1954 г. решением Политбюро ЦК КПК был восстановлен верховный партийный орган управления Вооруженными силами – Центральный военный совет ЦК КПК, подчинявшийся ее Политбюро и Секретариату. В Конституции КНР, принятой в декабре 1982 г. на 5‑й сессии Всекитайского собрания народных представителей, был восстановлен верховный государственный орган командования Вооруженными Силами – Центральный военный совет КНР. Его председатель нес ответственность перед ВСНП и его Постоянным комитетом. – См.: Современная Народно-освободительная армия Китая. Т. 1. С. 340–350. На практике Центральный военный совет КНР и Центральный военный совет ЦК КПК возглавляет один человек, который является председателем КНР и генеральным секретарем ЦК КПК. Управление войсками осуществляется через Генеральный штаб, Главное политическое управление, Главное управление вооружений и Главное управление тыла, а также Министерство обороны.
- ↑ Богатая история данного высшего учебного заведения выглядит следующим образом: Высший офицерский класс при Морском кадетском корпусе (1827–1862) – Академический курс морских наук (1862–1877) – Николаевская морская академия (1877–1917) – Морская академия (1917–1922) – Военно-морская академия РККФ (1922–1931) – Военно-морская академия РККА им. тов. К.Е. Ворошилова (1931–1938) – Военно-морская академия РК ВМФ им. К.Е. Ворошилова (1938–1944) – Военно-морская академия им. К.Е. Ворошилова (1944–1960) – Военно-морская академия (1960–1976) – Военно-морская академия им. Маршала Советского Союза А.А. Гречко (1976–1990) – Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (с 1990 г.). – См.: Доценко В. Мифы и легенды Российского флота // Парадоксальный юбилей.
- ↑ Лю Даошэн 刘道生 (1915–1995) занимал командные посты в ВМС НОАК, самым высоким из которых стала должность секретаря парткома ВМС (декабрь 1977 г.).
- ↑ Гао Личжун 高立忠 (1916–1978) – генерал-майор, его высшая должность – начальник командного училища ВМС НОАК.
- ↑ Чэнь Юньчжун 陈云中 (1917–1995) – генерал-майор, его высшая должность – начальник Седьмого НИИ первой исследовательской академии Министерства обороны.
- ↑ Юань Ифэн 袁意奋 (1917–2007) – генерал-майор, его высший пост – политкомиссар Седьмой исследовательской академии Министерства обороны.
- ↑ Ху Дайгэн 胡代耕 (1919–1998) – старший полковник, его высший пост – зам. политкомиссара Управления тыла флота.
- ↑ Сюй Чжити 徐执提 (род. 1938) – контр-адмирал, его высшая должность – зам. начальника командного училища ВМС НОАК.
- ↑ Ло Юйжу 罗钰如 (род. 1934), его высшая должность – начальник Государственного морского управления КНР (см.: Энциклопедия «Бай-ду».).
- ↑ С.Г. Горшков (1910–1988) – адмирал флота Советского Союза, создатель советского ракетно-ядерного подводного флота, в 1956–1985 гг. – командующий ВМФ.
- ↑ Н.Г. Кузнецов (1904–1974) – адмирал флота Советского Союза, в 1939–1947 и 1951–1955 гг. возглавлял ВМФ.
- ↑ Г.М. Егоров (1918–2008) – адмирал флота Советского Союза, начальник Генерального штаба ВМФ СССР.
- ↑ Н.Д. Сергеев (1909–1999) – адмирал флота Советского Союза, в 1964–1977 гг. – начальник Генерального штаба ВМФ.
- ↑ Начиная с династии Цинь (III в. до н.э.) самые серьезные дела в отношении высшего чиновничества коллективно расследовались тремя главными должностными лицами – первым министром, командующим вооруженными силами и главным цензором.
- ↑ Самым протяженным маршрутом «Аэрофлота» внутри СССР был рейс Москва–Хабаровск. Расстояние в 7 тыс. км Ил-12, рассчитанный на 27 человек, преодолевал за 28 часов с пятью промежуточными посадками. В Китае самолеты Ил-12 эксплуатировали до 1993 г. Два таких самолета стоят в экспозиции авиационного музея в пещере в Сяотаншань, под Пекином.
- ↑ В это время адмирал И.И. Байков (1906–1992) являлся комендантом Кронштатской военно-морской крепости.
- ↑ Адмирал В.А. Андреев являлся начальником училища в 1957–1960 гг.