Гончаров С.Н.
Заметки о военно-техническом сотрудничестве Китая с СССР и Россией во 2-й половине ХХ века
Фрагмент 1
с. 257–259
Использование советского опыта при создании военно-морского училища в Даляне
Для создания мощного народного флота, кроме твердого следования пути независимости и самостоятельности, а также опоры на собственные силы, еще необходимо было изучать и заимствовать передовые зарубежные технику и опыт. Начиная с момента создания училища, партком определил курс на учебу у Советского Союза.
При организации училища было приглашено около сотни советских специалистов. Учебный план училища, система учебы и система административного управления были полностью определены советскими специалистами. Учебные материалы также составлялись ими. После перевода учебных материалов на китайский язык их озвучивали наши преподаватели. Это – на сто процентов модель советского военно-морского училища. После того как я прибыл в училище, большая часть советских специалистов возвратилась домой, только Онегин, Савостенко (реконструировано по китайской транскрипции. – С.Г.) и другие, всего более десятка, остались в училище в качестве советников.
Приглашение советских специалистов в те времена было самым реалистичным и осуществимым, оправдавшим себя методом. Однако же вскоре после вступления в должность я обнаружил весьма острую проблему. Дело в том, что существовали довольно серьезные различия в представлениях о том, как именно следует учиться у советских специалистов.
Одна из тенденций состояла в преклонении перед Англией и Америкой, пренебрежительном отношении к советской науке и технике. В глазах некоторых профессоров и преподавателей, приглашенных на работу из местных китайских университетов, Советский Союз отдавал приоритет политике, а Англия и Америка – технике. Они утверждали, что советская техника уступает английской и американской, не проявляли инициативы и усердия в учебе. Если приходили советские специалисты, то задавали вопросы, а если не приходили, то ничем и не интересовались. Бывало и такое: специалисты рассказывают о проблемах, а они демонстрируют недовольство. Некоторые прежние гоминьдановские моряки внешне были почтительны к советским специалистам, но в душе полагали, что и без них все знают, считали, что если и не обращаться к специалистам, все равно все будет в порядке. Большинство руководителей школы, кадровых работников и преподавателей были переведены из сухопутных войск, у некоторых людей наблюдались явный эмпиризм и партизанские замашки. Хоть они и признавали, что не разбираются в военно-морской технике, но считали, что обладают познаниями в других вопросах, поэтому не хотели учиться у советских преподавателей. Некоторые ученики относились с подозрением к перениманию опыта у Советского Союза.
Другие считали, что если уж учиться у Советского Союза, то делать это нужно всесторонне, «без разбора», не только в области технических знаний, но и всему остальному.
Конечно, были и такие товарищи, которые заявляли, что у Советского Союза не стоит учиться всему подряд, что особенно в политической работе и административном управлении, а также в методах преподавания необходимо учиться избирательно, соединяя полученные знания с ситуацией в нашей армии.
Отсутствие единой идеологии оказывало негативное влияние на результаты учебы у специалистов и раскрытие роли последних.
Я не торопился высказываться, но проанализировал обстоятельства, вызвавшие возникновение этой проблемы. Я понял, что в вопросе об учебе у советских специалистов в училище существовала тенденция к оставлению этого сюжета на произвол судьбы, недостаток организации и планирования, неясность и неконкретность требований. Именно по этой причине большинство людей не могло подготовиться к тому, чтобы должным образом учиться у советских специалистов. Меньшая часть преподавателей хоть и перенимала у них некоторые специальные знания в военно-морской сфере, однако не способна была к их системному упорядочению и анализу. Оценивая это, советские специалисты говорили: «В учебе присутствуют механистичность и формализм, нет реального продвижения вперед, по очень многим вопросам учатся лишь как делать, но не изучают, почему нужно делать именно так».
Только точно поставив диагноз, можно применить лекарство. Я многократно подчеркивал значение и необходимость учебы у советских специалистов на общеучилищных собраниях, указывал всем, что советский военный флот прошел крещение во время Второй мировой войны, разгромил флот фашистской Германии, обладает 30-летним опытом строительства и системной военно-научной теорией. Флот нашей страны находится в начальной стадии формирования и обучения. Да еще Англия, Америка и другие западные государства заняли в отношении нас враждебную позицию, проводят блокаду. Если мы не будем учиться у Советского Союза, то у кого же будем учиться? Я требовал от всех исправления отношения к учебе, преодоления эмпиризма и партизанских замашек, корректировки неверных тенденций к небрежению и отсутствию активности. Нужно было организованно, планомерно, при соблюдении разделения труда учиться у советских специалистов. Нужно было изучать как советскую военно-научную теорию, военно-морскую технику, так и опыт организации преподавательской работы, учиться у советских специалистов духу ответственности, смелости в критике и самокритике, а также их умению хранить государственные и военные секреты.
В учебе мы уделяли внимание избирательности, селективности. Если советские специалисты утверждали, что в школе слишком много времени уделяют политической учебе, то мы разъясняли им, что новая власть в нашем государстве создана недавно и ситуация в обществе сложная. Особенно это касается военного флота, который был создан недавно. Кадры сюда прибыли со всех сторон. Невозможно было обойтись без поднятия политического уровня кадровых работников флота. Специалисты выражали понимание. Одновременно, при утверждении и совершенствовании правил и порядков училища, мы обращали внимание на их координацию с реальной ситуацией в нашей армии, пресекали формализм и догматизм, не соответствующие реальности.
Благодаря воспитательной работе, в двух отделениях школы были ликвидированы недостатки учебного процесса, исправлены упущения, проведены упорядочение и сверка учебных материалов, составленных советскими специалистами. Была создана канцелярия по делам советских специалистов, составлены правила ее работы, определено расписание консультаций с советскими специалистами по различным проблемам. При разработке концепции создания лабораторий, учебного плана и программы мы запрашивали мнение специалистов, изучали вопросы совместно с ними. В училище также были организованы курсы по ускоренному изучению русского языка, на которых с энтузиазмом стали заниматься преподаватели из группы предметников. Преподаватели чаще стали обращаться к специалистам по различным проблемам.
У советских преподавателей появилось много дел, они стали ощущать недостаток времени, полностью оказалась мобилизованной их активность. Нужно сказать, что в период создания Даляньского военно-морского училища советские преподаватели сыграли огромную роль».