Тематический раздел
|
Кучера С.
История, культура и право древнего Китая
Возникновение металлургии в древнем Китае
Знакомство с металлом, умение его добывать и обрабатывать, всё расширяющееся применение изделий из него во всех областях жизни, несомненно, является одним из крупнейших открытий в истории человечества, сыгравшем революционизирующую роль в его судьбе[1]. Для древности появление металлургии означало качественный скачок в производственных возможностях человека, его переход к цивилизации и веку металла, что в науке породило выдвинутую в 1836 г. К. Ю. Томсеном (1788–1865) концепцию «трёх веков»: каменного, бронзового и железного (см. [74]) как последовательных вех развития человечества[2].
Введение в науку понятия «век металла» основано на широком применении этого материала в жизни, т. е. на возникновении металлургии как отрасли ремесленного производства. Следует, однако, иметь в виду, что металл был известен человеку намного раньше в качестве красителя или элемента похоронного обряда. В частности, в хорошо известной мировой науке пещере Шаньдиндун (Чжоукоудянь) вблизи Пекина, датируемой XVII тысячелетием до н. э. вокруг обнаруженных там останков людей был рассыпан гематитовый порошок (см. [60, с. 112–113]). Следовательно, шаньдиндунскому человеку уже был известен оксид железа, хотя настоящая металлургия — обработка сырья, ведущая к появлению искусственно созданного, нужного человеку изделия — возникла значительно позже.
Не менее 8 тысяч лет тому назад в пределах древней ойкумены, а именно в Месопотамии, началось использование естественной меди, в начале IV тысячелетия до н. э. произошёл переход к выплавке её из руды, а на рубеже IV и III тысячелетий — к бронзолитейному делу (см. [11, с. 751; 14, с. 760; 71, с. 20–22, 84–87]). В Китае все эти процессы возникли, по-видимому, самостоятельно, но позднее.
Насколько известно[3], самыми ранними предметами из меди, найденными на территории Китая, являются две небольшие подвески[4], обнаруженные в 1955 г. на стоянке Дачэншань в г. Таншань (пров. Хэбэй) в 160 км к востоку от Пекина. Они отнесены археологами к культуре Луншань Хэбэя, близкой по характерным чертам и возрасту к шаньдунскому (2500–2000 гг. до н. э.) и хэнаньскому (2600–2000 гг. до н. э.) вариантам данной неолитической[5] культуры, и датируются последними столетиями III тысячелетия до н. э. (см. [30, с. 34; 72, с. 3]). Подвески почти прямоугольные, без орнамента, но с отверстием в верхней части, вероятно для шнурка, с помощью которого они носились в качестве украшения. Более крупная из них имеет следующие размеры: длина 5,9, ширина 4,2, толщина 0,2 см, вторая немного меньше. В отчёте не уточнена техника их изготовления, но выдвинуто предположение, что их красно-жёлтый цвет указывает на присутствие примеси олова (см. [30, с. 33; 58, с. 35]). Менее чем через год после отчёта была опубликована статья, где высказывались: 1) сомнения в правильности приведённой аффиляции и датировки, 2) предположение об их возможном изготовлении методом холодной ковки, а также 3) пожелание проведения разного рода анализов для определения их состава (см. [9, с. 22]). Последние, очевидно, были осуществлены, ибо в печати появились данные, свидетельствующие о том, что подвески были изготовлены из практически чистой меди: её содержание в одной из них составляет 99,33 %, в другой — 97,97 % (см. [31, с. 37; 57, с. 47]). Однако при этом не уточняется технология, поэтому остаётся неясным, кованые они или литые. Можно лишь отметить, что и о них, и о других сходных находках, о которых речь пойдёт ниже, китайские специалисты пишут в контексте, внушающем мысли об исключительном или хотя бы доминирующем использовании литья (см., например, [11, с. 751–752; 36, с. 834; 25; 24; 35; 12; 1; 55]).
Дальнейшие поиски раннего металла тоже ведут нас к культуре Луншань — её шаньдунскому варианту. В ходе двух сезонов раскопок, осенью 1974 и весной 1975 г., было расчищено 1500 кв. м памятника Саньлихэ (общая площадь 50 тыс. кв. м), расположенного на юго-западе полуострова Шаньдун[6], в 35 км к северо-западу от Циндао. Работавшие там археологи установили наличие двух культурных слоёв. Нижний они отнесли к культуре Давэнькоу (4300–2500 гг. до н. э.; Шаньдун и север Цзянсу; на её основе вырос шаньдунский вариант Луншаня; подробнее см., например, [63, с. 48–51; 59, с. 296–298]), верхний — к шаньдунскому Луншаню, но, учтя значительные отличия между ними, предложили именовать их «культура первого периода Саньлихэ» и «культура второго периода Саньлихэ». Среди артефактов последнего оказались два медных «шилообразных» предмета (см. [37, с. 262, 266]). В дальнейших публикациях была подтверждена их луншаньская атрибуция и изготовление методом литья (см. [16, с. 61; 28, с. 48]).
Сенсацией, с нашей точки зрения, стали результаты металлографического анализа. Оказалось, что «шила» отлиты не из чистой меди или бронзы, а из сплава, в котором имеется 23 % цинка и небольшие примеси олова, свинца, серы, железа и кремня. Иначе говоря, они сделаны из латуни, причём из так называемой сложной латуни, где кроме двух основных (меди и цинка) имеются и другие компоненты (1–5 %; см. [34, с. 640]). Если такой состав — результат сознательного процесса, то саньлихэское открытие можно считать свидетельством очень раннего производства латуни в пределах всей ойкумены, ибо по данным из других регионов земного шара этот металл появился значительно позже, уже в римское время (см. [10, с. 55]; ср. [там же, с. 137, 148]). Китайские учёные не стали, однако, делать столь заманчивого вывода, а предложили два других объяснения. Некоторые сочли, что изделия значительно более поздние и лишь случайно оказались в луншаньском контексте. Эта точка зрения, кстати сказать, не умаляющая научную значимость саньлихэской находки, насколько нам известно, не получила подтверждения, поэтому предпочтительнее выглядит вторая, а именно: в ходе обычного процесса отливки медных изделий была использована руда, состоящая из парагенетических минералов с богатым содержанием кроме окиси меди, также и окиси цинка[7], редуцированных во время нагрева и в итоге превратившихся в сплав этих основных компонентов, т. е. в латунь. Как бы то ни было, саньлихэские «шила», несомненно, дополняют наши познания в области истории китайской металлургии и заслуживают внимания.
Весьма ценное открытие было сделано в центре Шаньдунского полуострова, в 55–60 км к югу от порта Пэнлай (на северном побережье Шаньдуна) и в 135 км к северо-востоку от Саньлихэ (см. [3, с. 435]). Здесь, в уезде Цися на луншаньской стоянке Янцзяцзюань был найден фрагмент медного шила, а также медный шлак и куски малахита — гидроксилкарбоната меди (4[Сu СО (ОН)]), очень распространённой руды, в которой содержание С и О доходит почти до 72 % её веса. Она повсеместно служила первостепенным сырьём для выплавки данного металла и изготовления изделий из него. С нашей точки зрения, есть основания считать, что в Янцзяцюани обнаружено нечто вроде медеплавильной мастерской, работавшей на местном сырье. Иначе говоря, здешнее шило — не случайный предмет или привозное изделие, а продукт местного производства, Янцзяцюань же — памятник локального центра раннего металла.
Приведённые материалы, хотя и не очень многочисленные, всё же достаточно определённо показывают, что в недрах Шаньдунского Луншаня в III тысячелетии до н. э. начинают появляться первые ростки плавки руд с целью получения металла, из которого затем отливались небольшие изделия. Кроме того, у нас есть некоторые основания полагать, что в данном районе могло иметь место опережающее знакомство с металлом как таковым. В китайских публикациях сообщается, что в некоторых могилах, относящихся к позднему периоду культуры Давэнькоу (её общие хронологические границы: 4300–2500 гг. до н. э.; поздний период — 2800–2500 гг. до н. э.), генетической предшественницы Луншаня в Шаньдуне, и на севере Цзянсу[8] обнаружена ярь-медянка (см. [57, с. 43]), основная уксуснокислая соль меди [Cu(OH) (СН СООО) Cu], кристаллическое ядовитое вещество зелёного цвета. К сожалению, при этом не приводятся какие-либо детали, которые позволили бы говорить о её назначении. Поскольку, однако, преемственность Луншаня по отношению к Давэнькоу не вызывает существенных сомнений, то кажется достаточно естественной мысль о восприятии носителями первой культуры каких-то изначальных сведений о металле от создателей второй. Если это так, то вырисовываются контуры исторического процесса постепенного накопления знаний и навыков, приведших к возникновению зачатков медеплавильного и меделитейного дела на протяжении большей части III тысячелетия до н. э., или хотя бы его второй половины. Оно зарождалось на востоке Китая, на территории нынешней пров. Шаньдун и некоторых соседних районов, в рамках неолитических культур Давэнькоу и Луншань, причём причастность к указанному явлению первой из них представляется пока сугубо гипотетической, второй же — более или менее доказанной конкретными находками.
В пользу такой концепции, как нам кажется, говорит и дальнейший ход истории, отражённый в культуре Юэши, впервые обнаруженной ещё в 1960 г. (см. [40]). Она была выделена в самостоятельную археологическую культуру скорее всего в 1984 или 1985 г. (см. [49, с. 601]), после раскопок нескольких памятников, проведённых в основном в 1979–1981 гг. (см. [48; 41; 73; 49; 47]). До этого её реликты включались в Луншань, что было результатом укоренившегося с 1920‑х годов прочного представления о Шаньдуне как ареале исключительно Луншаня, ибо в то время другие неолитические культуры ещё не были обнаружены.
Культура Юэши представляет большой интерес для исследователя древнекитайской истории, однако рамки настоящей статьи заставляют нас ограничиться указанием лишь нескольких моментов, непосредственно связанных с нашей темой. Во-первых, её ареал — Шаньдун, север Цзянсу, южные районы Хэбэя и Ляолина — почти точно совпадает с территорией распространения шаньдунского Луншаня. Во-вторых, хотя в рамках Юэши можно выделить пять вариантов, она в целом имеет свои корни в шаньдунском Луншане, является его наследницей. В-третьих, эта культура заполнила определённую лакуну в цепи исторического развития данного района в период неолита–бронзы. Оно обрело полноту и непрерывность и в аспекте археологически-культурной последовательности и в плане хронологии. Стратиграфия нескольких многослойных памятников показала расположение Юэши между Луншанем и шанской[9] культурой верхнего слоя Эрлигана[10]. Девять очень хороших (стандартное отклонение в пределах 70–100 лет) радиокарбонных дат, основанных на анализе древесного угля, собранного на пяти памятниках (в том числе пять образцов — в Чжаогэчжуане и один — в Дунъюэши) намечают пределы 1600–1420 гг. до н. э., что после калибровки даёт (округлённо) 1900–1670 гг. до н. э. (см. [4, с. 474; 51, с. 168]). Такая датировка соответствует другим данным и подтверждает место Юэши на временнóй шкале: это непосредственное продолжение шаньдунского Луншаня на его же территории и на базе его достижений, а также, возможно, предшественница культуры Шан с её великолепной бронзой, развитой письменностью и другими признаками цивилизации.
Бронза как раз и является тем элементом, который нас интересует здесь прежде всего. Во время раскопок нескольких памятников Иньцзячэна, Чжаогэчжуана и Хэнцзячжуана были найдены мелкие металлические предметы: ножи, шила, наконечники стрел, — их количество в отчётах не указано и подробные характеристики отсутствуют, но известно, что целое шило (остроконечник?), обнаруженное в Чжаогэчжуане имеет длину 6 см и диаметр 0,5 см (см. [41, с. 472, 470, рис. 22.18; 73; 51, с. 168]). Лабораторные исследования, публикация о которых нам, к сожалению, недоступна, показали, что они изготовлены из бронзы, в связи с чем Юэши определяется как шаньдунская культура ранней бронзы. Если учесть явно ограниченное количество находок и их небольшие размеры, то такая оценка вполне обоснованна. В то же время необходимо отметить, что названные предметы находились в разных концах Шаньдуна и относятся к трём из пяти вариантов, выделяемых в Юэши, т. е. являются представительными для данной культуры в целом, поэтому её принадлежность к бронзовому веку вряд ли может быть подвергнута сомнению.
Представленный выше материал приводит нас к заключению, что в течение III и первой половины II тысячелетия до н. э на востоке Северного Китая, главным образом на территории современной пров. Шаньдун, шёл процесс формирования очага раннего производства металла и металлических изделий — одного из важнейших компонентов древнекитайской цивилизации[11]. Он проходил в недрах культур Давэнькоу, Луншань и Юэши, создатели которых медленно, но неуклонно накапливали необходимые знания, навыки и опыт.
Имеющиеся материалы позволяют поставить вопрос об их этнической принадлежности. Хуасяские[12] хронисты всегда уделяли значительное внимание иноэтническим коллективам, как соседним, так и более отдалённым. Уже в надписях на гадательных костях, самом раннем памятнике китайской письменности (период Шан-Инь, XIV/XII–XII/XI вв. до н. э.; см. [63, с. 84]), несмотря на их особый характер, лаконичный стиль и краткость каждой записи, упоминается более 1000 названий разных племён, с которыми шанцы поддерживали те или иные контакты (см. [46, с. 249–332; 39, с. 134–159]) В последующее, чжоуское время (XII/XI–III вв. до н. э.), когда появились письменные книжные источники, соответствующий материал стал обильнее по количеству и богаче по содержанию. Сказанное относится и к коренным жителям Шаньдуна. Из многочисленных инскрипций на гадательных костях и бронзовых сосудах, а также пассажей из письменных источников явствует, что во II–I тысячелетиях до н. э. их именовали «и»[13] (см. [46, с. 284–285; 39, с. 145; 8, с. 697; 23, гл. 13б, с. 493/7а]). В «Ли цзи», одном из важнейших источников по культуре древнего Китая, имеется интересный материал, указывающий на отличия и от хуася: «Восточные [племена] называются и. [Они] носят распущенные волосы и татуируют [своё] тело. Некоторые [из этих племён] едят сырую (букв.— не подвергшуюся воздействию огня.— С. К.) пищу» [15, т. 20, цз. 12, с. 584]; подробнее об и см. [61, с. 65–66][14].
Таким образом, очевидно, что и воспринимались хуася как инородные племена, обладавшие собственной культурой, обычаями и нравами. Учитывая долговечность этнических устоев, наблюдаемую в разных частях планеты и в самом Китае (например, цян, о которых часто упоминают шан-иньские гадательные надписи, проживают в КНР и сегодня, хотя в другом районе; см. [39, с. 138–139; 6, с. 289–295]), можно предположить, что и в рассматриваемый нами период ареалы Давэнькоу, шаньдунского Луншаня и Юэши были заселены предками и или во всяком случае какими-то не прото-хуасяскими племенами.
В подтверждение обоснованности этого суждения укажем на наличие у носителей культуры Давэнькоу, и в меньшей мере — Луншань, обычая экстракции зубов, чаще всего — пары верхних латеральных резцов, у молодых людей обоих полов (см. [52, с. 81]). При этом соответствующий давэнькоуский материал является самым ранним: удаление зубов практиковалось уже на начальном этапе существования этой культуры (около 4500 г. до н. э. ), т. е. данное явление распространилось вдоль морского побережья на юг, вплоть до Тайваня и в глубь континента на юго-запад до Хубэя и даже Юньнани и Сычуани, а также проникло в Японию (см. [2, 29; 19]). Однако оно не затронуло колыбели хуасяского этноса и китайской цивилизации — современной пров. Хэнань, домена Яншао и хэнаньского Луншаня (см. [29, с. 73–74]). Очевидно, что два района: Шаньдун и Хэнань являлись местом проживания разных этносов и средой разных культурно-исторических явлений и процессов.
Связи шаньдунского центра с другими районами, где тоже обнаружены следы производства палеометалла, пока не совсем ясны, однако нет оснований постулировать их взаимную обособленность. Между ареалами указанных выше и других соседних культур отсутствовали непреодолимые преграды, расстояния были небольшими, обмен информацией и предметами других производств происходил достаточно интенсивно, так что металл вряд ли являлся исключением. Скорее всего и в этой сфере имел место разносторонний обмен, просто нам о нём пока мало известно. В особенности это касается отношений с ближайшим западным соседом — нынешней пров. Хэнань, где в III тысячелетии до н. э. тоже существовала культура Луншань, а затем сложились бронзовые культуры Эрлитоу (конец III — первые века II тысячелетия до н. э.) и Шан (см. примеч. 9 и 10). Расстояния от этих памятников до шаньдунского центра составляют 200–350 км, что примерно соответствует взаимной отдалённости граничных памятников, например, культуры Юэши.
На территории Хэнани и близлежащих областей в III тысячелетии до н. э. на смену хорошо известной мировой археологии средненеолитической культуре Яншао (5000–3000 гг. до н. э.; см., например, [54; 63, с. 24–30; 59, с. 292–294]), через переходную культуру Мяодигоу II (2900–2800 гг. до н. э.; см. [20; 26; 53]), пришёл хэнаньский вариант Луншаня (2600–2000 гг. до н. э.; см. [26а; 63, с. 32–34; 59, с. 294–295]). С ним связано и зарождение металлургии в нуклеарной зоне китайской цивилизации. Самые ранние памятники относятся к Яншао: на двух стоянках — Баньпо и Цзянчжай (обе расположены в центре южной части пров. Шэньси, вблизи Сиани, и датируются V тысячелетием до н. э.) — были найдены два куска сплава меди и цинка (цзянчжайский имеет очень сложный состав: 65 % меди, 25 % цинка, 6 % свинца, 2 % олова и 2% других примесей), т. е. латуни. Однако, как отмечает Чжан Гуан-чжи, сообщая о них со ссылкой на недоступную нам статью Ань Чжи-миня, их «происхождение неясно» (см. [69, с. 143, примеч. 68]). В то же время можно отметить, что в общем плане яншаосцы, видимо, были действительно знакомы с металлом как таковым, ибо в том же Цзянчжае археологи нашли несколько кусков окисла марганца[15], использовавшегося в качестве красителя (см. [7, с. 231]) Таким образом, мы можем предположить, что на Центральной равнине[16] этап Яншао сопоставим с этапом Давэнькоу в восточном районе раннего металла.
В 350–400 км к востоку от названных яншаоских местонахождений, на средне- и позднелуншаньском (XXV–XX вв. до н. э.) памятнике Ванчэнган (уезд Дэнфэн пров. Хэнань)[17] во время раскопок 1977–1981 гг. был найден фрагмент (6,5×5,7× 0,2 см) бронзового сосуда. Металл представляет собой сплав меди, свинца и олова (см. [32, с. 13, илл. 1.1; 69, с. 274–275]), и весьма маловероятно, что этот состав случаен. К тому же находка относится к четвёртому, т. е. позднему, из пяти периодов, на которые разделяется луншаньский горизонт Ванчэнгана, довольно близкому по времени первому периоду Эрлитоу — культуры эпохи бронзы, о которой речь пойдёт ниже. Иначе говоря, возникновение в то время и в данной части Хэнани зачатков бронзолитейного дела представляется вполне реальным.
Замечательное открытие было сделано на памятнике Мэйшань (в центре Хэнани, приблизительно в 40 км к югу от Дэнфэна), возраст которого XXIII–XX вв. до н. э. В реконструкции исторических процессов, происходивших в колыбели китайской цивилизации, он занимает важное место, так как три его периода отражают постепенное развитие хэнаньского Луншаня в ранний, а затем средний этап Эрлитоу. Для нас же особый интерес представляют фрагменты тиглей для плавки меди и медный шлак (см. [18; 4, с. 16; 27, с. 1; 26а, с. 192; 17, с. 47–48]). Они обнаружены в двух зольных ямах в слое, соответствующем второму периоду Мэйшани, т. е. первому периоду Эрлитоу. Во-первых, это прямое свидетельство производства металлических изделий в данном месте, к тому же наличие обломков изложниц в двух ямах указывает на масштабность производства. Во-вторых, здесь, по-видимому, можно констатировать передачу информации и навыков эрлитоуским мастерам их луншаньскими предшественниками. Она не зафиксирована в самих металлических изделиях, которых пока обнаружено очень мало, но поскольку её можно проследить на других артефактах, в особенности на таком прекрасном диагностирующем материале, как керамика, то нет основания предполагать, что металл составлял исключение.
Луншаньцы имели некоторое представление и о металлах, о чем свидетельствуют, например, могилы, обнаруженные в Таосы уезда Сянфэнь на юге Шаньси. Здесь в крупных и средних погребениях, отличающихся иногда довольно богатым сопроводительным инвентарём, тело покойника в разных местах посыпано порошком киновари — сульфита ртути (см. [42, с. 34–35]). Мы не склонны преувеличивать значение этого факта, однако в ходе дальнейших работ (в 1983 г.) тут было сделано весьма важное открытие — обнаружен медный предмет, длиною 5,2–6,3, шириною 2,1–2,7, высотою 2,65 см, похожий на небольшой колокольчик. Он отлит почти из чистой меди — анализ показал, что её содержание составляет 97,86 %, свинца — 1,54 %, цинка — 0,16 %, остальные 0,44 % приходятся на мышьяк, серебро и другие несущественные примеси (см. [43; 13]). Таким образом, Таосы начинает занимать значимое место в истории древнекитайской металлургии, и дальнейшие раскопки, возможно, уже проведённые, но нам не известные, могут принести любопытный материал.
Следующий этап представляет бронзовая культура Эрлитоу, охватывающая центр и запад Хэнани, а также юг Шаньси. Её радиокарбонный возраст 2005–1245, т. е. после калибровки XXIV–XV вв. до н. э. (см. [65, с. 24–27; 63, с. 105–109; 59, с. 307–310]). На разных её памятниках, а их известно уже более ста, в том числе и представляющих ранний этап её становления (например, Дунсяфэн в уезде Сясянь, на юго-западе пров. Шаньси) были найдены каменные и керамические формы для отливки изделий, медный шлак и различные бронзовые предметы: свёрла, шила, ножи, наконечники стрел, рыболовный крючок, тесло, очень красивое украшение в форме звериной морды, колокольчик и другие, в отчётах не поименованные изделия (см. [27, с. 1; 45, с. 37–38 и рис. 5.1; 44, с. 584]). Довольно большое количество и значительное разнообразие находок показывают, что Эрлитоу отражает отнюдь не самый ранний этап становления бронзолитейного дела в центральном ареале китайской цивилизации. Между уже известными бронзовыми поделками луншаньцев и бронзой Эрлитоу существуют ещё лакуны, которые постепенно будут заполняться новыми открытиями. Они наличествуют также между Эрлитоу и развитой бронзовой культурой периода Шан-Инь, несмотря на доказанную их генетическую связь.
Подводя итоги проблем изучения ранней металлургии в среднем течении Хуанхэ, укажем несколько моментов.
Во-первых, доступный нам материал довольно скуп и разрознен. На его основе пока нельзя нарисовать полной картины процесса зарождения древнекитайского бронзолитейного дела, а ряд вопросов остаётся без ответа.
Во-вторых, очевидно, что ситуация меняется к лучшему и контуры проблемы становятся всё отчётливее.
В-третьих, и здесь, как и в Шаньдуне, возникновение металлургии происходило в недрах культуры Луншань, на протяжении III тысячелетия до н. э.
В-четвёртых, оно протекало на месте и на локальной основе, вероятно, в контакте с ближними соседями, но без заметного отдалённого (Южная Сибирь, Западная Азия и т. д.) внешнего воздействия, возможность которого, впрочем, не следует априори целиком отбрасывать.
В указанное время формировался ещё один, западный, очаг раннего металла на территории Ганьсу, Цинхая и Нинся, т. е. в верхнем течении Хуанхэ и дальше на северо-запад. Однако рамки настоящей статьи не позволяют уделить ему внимание[18]. К тому же он обособлен географически от рассмотренных двух центров и его связь с ними довольно гипотетична, поэтому в настоящей публикации мы ограничимся лишь упоминанием о нём[19].
Итак, очевидно, что III тысячелетие до н. э. являлось ключевым для становления китайской металлургии. Именно тогда в разных частях страны появились её зачатки в виде производства мелких медных изделий. Всё начиналось в рамках культуры Луншань: её шаньдунского варианта — на востоке, хэнаньского — в центре. В других районах Китая металлургия создавалась носителями приблизительно синхронных, но иных культур, ибо ареал Луншаня так далеко не простирался. Находки, обнаруженные в последние десятилетия, указывают на самостоятельное, местное изобретение необходимой техники и технологии, но возможность межкультурных контактов, особенно в пределах бассейна Хуанхэ, да и с более отдалёнными очагами палеометалла не исключается. Необходимо, однако, отметить, что хотя для решения проблемы генезиса древнекитайской металлургии получен ценный материал, всё же его недостаточно для полной и обоснованной реконструкции всех её элементов. Думается, что китайская археология, по своим достижениям и масштабам проводимых раскопок занимающая бесспорно одно из первых мест в мире, несомненно, дополнит эту тему новыми открытиями.
Литература
1.
|
Ван Цзинь, Хэ Цзя-фань, Ян Вэнь-чжун. Чжунго тунгунъе (Халькоиндустрия в Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 849.
|
2.
|
Ватанабе Макото. Нихон-но басси фу сю то сюхэн тиики-то но канкэй (Обычай экстракции зубов в Японии и его связь с соседними районами) // Кокогаку дзянару, 1967, № 10, с. 17–21.
|
3.
|
Гао Гуан-жэнь. Шаньдун Луншань вэньхуа (Культура Шаньдунского Луншаня) // Чжунго да байкэцюаньшу Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 433–436.
|
4.
|
Гао Тянь-линь, Мэн Фан-жэнь. Ши лунь Хэнань Луншань вэйхуа «Ваньвань лэйсин» (Предварительное суждение о «ваньваньском типе» культуры хэнаньский Луншань) // Чжунъань вэньу, 1983, № 2, с. 15–21.
|
5.
|
Го Дао-шунь. Силяохэ лююй цинтун вэньхуа янцзю ды синь цзиньчжань (Новый прогресс в исследованиях бронзовых культур бассейна р. Силяохэ) // Чжунго каогу сюэхуэй дисыцы няньхуэй лунвэнъ цзи. 1983 (Сборник докладов, представленных на четвертую годичную конференцию Китайского археологического общества в 1983 г.). Пекин, 1985, с. 185–195
|
6.
|
Гоцзя минь-вэй миньцзу вэньти учжун цуншу бяньцзи вэйюаньхуэй «Чжунго шаошу миньцзу бяньсе цзу (Государственный комитет по делам национальных меньшинств: Группа по составению тома «Национальные меньшинства Китая» редакционной коллегии пяти сборников по национальным вопросам). Чжунго шаошу миньцзу (Национальные меньшинства Китая). Пекин, 1984.
|
7.
|
Гун Ци-мин. Цзянчжай ичжи (Стоянка Цзянчжай) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 230–231.
|
8.
|
Жуй Гэн, Чжан Чжэнь-линь, Ма Го-цюань. Цзиньвэнь бянь (Конкордация знаков инскрипций на бронзовых изделиях). Пекин, 1985.
|
9.
|
Кан Цзе. Гуаньюй Таншань Дачэншань ичжи вэньхуа синчжи ды таолунь (Обсуждение характера культуры стоянки Дачэншань в г. Таншань пров Хэбэй) // Каогу, 1960, № 6, с. 21–23.
|
10.
|
Кандалэ (ConradW.). Кэсюэ фасянь юй фамин цыдянь (Wer-Was-Wann. Entdeckungen und Erfindungen in Naturwissenschaft und Technik). Шанхай, 1987.
|
11.
|
Кэ Цзюнь. Ецзинь ши (История металлургии) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 751–759.
|
12.
|
Ли Бай-цюань. Чжунго хуанцзинь хэ байцзинь гунъе (Золотая и серебряная индустрия в Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 836–837.
|
13.
|
Ли Минь-шэн и др. Шаньси Сянфэнь Таосы ичжи чуту тунци чэнфэнь баогао (Доклад о компонентах медного изделия, обнаруженного на памятнике Таосы в уезде Сянфэнь пров. Шаньси) // Каогу, 1984, № 12, с. 1071, 1068.
|
14.
|
Ли Сюнь. Ецзиньсюэ (Металлургия) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 760–765.
|
15.
|
Ли цзи чжэн-и («Записки об обрядах» с истолкованием их истинного смысла). Сер. «Шисань цзин чжу-шу» (Тринадцать канонических книг с комментариями). Т. 19–26. Пекин–Шанхай, 1957.
|
16.
|
Ли Цзя-фан, Гао Гуань-жэнь. Дяньсин Луншань вэньхуа ды лайюань, фачжань цзи шэхуэй синчжи шу тань (Предварительное сообщение о происхождении, развитии и характере общества классической культуры Луншань) // Вэньу, 1979, № 11, с. 56–62.
|
17.
|
Ли Ян-сун. Цун Хэнань Луншань вэньхуа ды цзиге лэйсин тань Ся вэньхуа ды жогань вэньти (О некоторых вопросах культуры Ся с точки зрения нескольких типов культуры хэнаньской Луншани) // Чжунго каогу сюэхуэй диицы няньхуэй луньвэнь цзи. 1979 (Сборник докладов, представленных на первую годичную конференцию Китайского археологического общества в 1979 г.). Пекин, 1980, с. 32–49.
|
17а.
|
Ло Чжу-фэн (гл. ред.). Ханьюй да цыдянь (Большой словарь слов китайского языка) Т. 1–12. Шанхай, 1986–1993.
|
18.
|
Лоян боутуань (Лоянский музей): Фан Сяо-лань. Хэнань Линьчжу Мэйшань ичжи дяоча юй ши цзюэ (Разведка и контрольные раскопки памятника Мэйшань в уезде Линьчжу пров. Хэнань) // Каогу, 1975, № 5, с. 285–294.
|
19.
|
Лянь Чжао-мэй. Тайвань шицянь шидай бачи сису чжи яньцзю. A study on the Tooth-Extraction Practices in Prehistoric Taiwan // Голи Тайвань дасюэ вэнь-ши-чжэ сюэбао (The Bulletin of the College of Liberal Arts. National Taiwan University). 1987, № 35, с. 227/1–254/28.
|
20.
|
Мяодигоу юй Саньлицяо Хуанхэ шуйку каогу баогао чжи эр (Мяодигоу и Саньлицяо Второй доклад об археологических исследованиях водохранилища на Хуанхэ). Пекин, 1959.
|
21.
|
Пэй Вэнь-чжун, Ань Чжи-минь. Шицянь каогусюэ (Доисторическая археология) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 476–478.
|
22.
|
Синь Чжунго ды каогу фасянь хэ янцзю (Археологические открытия и исследования в Новом Китае) // Каогусюэ чжуанькань. Цзянчжун дишици хао (Специальные археологические издания. Серия 1. № 17). Пекин, 1984.
|
23.
|
Сюй Шэнь, Дуань Юй-цай (комм.). Шо-вэнь цзе-цзы чжу (Толковый словарь иероглифов с комментарием). Шанхай, 1986.
|
24.
|
Ся Сян-жун, Ли Чжун-цзюнь, Ван Гэнь-юань. Чжунго гудай куанъе (Обработка руд металлов в древнем Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 830–832.
|
25.
|
Ся Сян-жун, Ли Чжун-цзюнь, Ван Гэнь-юань. Чжунго гудай куанъе фачжань ши (История развития горного дела в Китае). Пекин, 1980.
|
26.
|
Тун Чжу-чэнь. Мяодигоу эрци вэньхуа (Культура Мяодигоу II) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 329–330.
|
26а.
|
Тун Чжу-чэнь. Хэнань Луншань вэньхуа (Культура Хэнаньский Луншань) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 191–193.
|
27.
|
Тун Чжу-чэнь. Эрлитоу вэньхуа хэ Шан Чжоу шидай цзинь шуци дайти ши-гу-банци ды гочэн (Культура Эрлитоу и процесс замены в период Шан–Чжоу каменных, костяных и раковинных орудий металлическими) // Чжунъюань вэньу, 1983, № 2, с. 1–14.
|
28.
|
У Жэнь. Шаньдун дицюй шицянь вэньхуа фачжань сюйле цзи сянгуань вэньти (Последовательность развития доисторических культур на территории Шаньдуна и связанные с этим вопросы) // Вэньу, 1982, № 10, с. 44–56.
|
29.
|
Хань Кан-синь, Пань Ци-фэн. Вого бая фэнсу ды юаньлю цзи ци пи (Происхождение обычая экстракции зубов в нашей стране и его значение) // Каогу, 1981, № 1, с. 69–76.
|
30.
|
Хэбэй шэн вэньу гуаньли вэйюаньхуэй (Хэбэйский провинциальный комитет по охране и изучению памятников материальной культуры): Чэнь Хуэй, Тан Юнь-мин, Сунь Дэ-хай. Хэбэй Таншаньши Дачэншань ичжи фацзюэ баогао (Отчёт о раскопках стоянки Дачэншань в г. Таншань пров. Хэбэй) // Каогу сюэбао, 1959, № 3, с. 17–34.
|
31.
|
Хэбэй шэн вэньу гуаньличу (Хэбэйское провинциальное управление по охране и изучению памятников материальной культуры): Чжэн Шаоцзун. Хэбэйшэн саньши нянь лай ды каогу гунцзо (Тридцать лет археологических работ в провинции Хэбэй) // Вэньу бяньцзи вэйюаньхуэй (Редакционная коллегия публикаций, посвященных памятникам материальной культуры). «Вэньи каогу гунцзо саньши нянь (Тридцать лет работы в области археологии, охраны и изучения памятников материальной культуры)». Пекин, 1979, с. 35–53.
|
32.
|
Хэнань шэн вэньу яньцзюсо, Чжунго лиши боугуань каогу бу (Хэнаньский провинцальный институт материальной культуры. Археологический отдел Китайского исторического музея): Ань Цзи-хуай, Ли Цзин-хуа. Дэнфэн, Ванчэнган ичжи ды фацзюэ (Раскопки памятника Ванчэнган в уезде Дэнфэн пров. Хэнань) // Вэньу, 1983, № 3, с. 8–20.
|
33.
|
Хэнань шэн вэньхуа цзюй вэнь у гунцзо дуй (Рабочий отряд по охране и изучению памятников материальной культуры Хэнаньского провинциального управления по делам культуры). Чжэнчжоу Эрлиган (Памятник Эрлиган в Чжэнчжоу, пров. Хэнань) // Вэньу, 1983, № 3, с. 8–20.
|
34.
|
Цао Мин-шэн, Чжан Вэй-бинь, Чэнь Цунь-чжун. Тунхэцзинь (Медные сплавы) // Чжунго да байкэцюаньшу Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 639–641.
|
35.
|
Цю Лян-хуэй. Чжунго гудай жэчули цзишу (Техника термической обработки металлов в древнем Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 832.
|
36.
|
Цю Лян-хуэй, Ли Цзин-хуа. Чжунго гудай ечжу ичжи (Памятники древней плавки металлов в Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с.834–836.
|
37.
|
Чанвэй дицюй ишугуань. Каогу яньцзюсю Шаньдун дуй (Чанвэйский районный музей искусств, Шаньдунская экспедиция Института археологии): У Жу-цзо. Шаньдун Цзяосянь Саньлихэ ичжи фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о раскопках стоянки Саньлихэ в уезде Цзяосянь пров Шаньдун) // Каогу, 1977, № 4, с. 262–267.
|
38.
|
Чжан Цзун-сян (комм.). Юэ цзюэ шу. Фу Цин Цянь Пэй-мин, Юй Юэ чжацзи эр чжун (Записи о гибели царства Юэ. Приложение: Два вида заметок [к данному сочинению] цинских авторов Цянь Пэй-мина и Юй Юэ). Шанхай, 1956.
|
39.
|
Чжао Чэн. Цзягувэнь цзяньмин цыдянь Буцы фэньлэй дубэнь (Краткий толковый словарь надписей на гадательных костях. Систематизированная хрестоматия гадательных надписей). Пекин, 1988.
|
40.
|
Чжунго кэсэюань Каогу яньцзюсю Шаньдун фацзюэ дуй (Шаньдунская экспедиция Института археологии АН КНР). Шаньдун Пинду Дуньюэшицунь синьшици шидай ичжи юй чжаньго му (Неолитическая стоянка и Чжаньгоская могила в деревне Дуньюэшицунь в уезде Пинду пров Шаньдун) // Каогу, 1962, № 10, с. 509–513.
|
41.
|
Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Шаньдун дуй. Яньтай ши вэньу гуаньли вэйюаньхуэй (Шаньдунская экспедиция Института археологии АОН КНР, Яньтайский городской административный комитет по охране и изучению памятников материальной культуры): Чжоу Бэнь-сюн. Шаньдун Myпин Чжаогэчжуан ичжи (Памятник Чжаогэчжуан в уезде Мупин пров. Шаньдун) // Каогу сюэбао, 1986, № 4, с. 447–477.
|
42.
|
Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Шаньси гунцзо дуй, Линь фэнь дицюй вэньхуа цзюй (Шаньсиская экспедиция Института археологии АОН КНР, Линьфэйское районное управление культуры): Гао Вэй, Ли Цзянь-минь. 1978–1980 нянь Шаньси Сянфэнь Таосы муди фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о раскопках в 1978–1980 гг. могильника Таосы в уезде Сянфэнь пров. Шаньси) // Каогу, 1983, № 1, с. 30–42.
|
43.
|
Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Шаньси гунцзо дуй, Линь фэнь дицюй вэньхуа цзюй (Шаньсиская экспедиция Института археологии АОН КНР, Линьфэйское районное управление культуры): Чжан Дай-хай. Шаньси Сянфэнь Таосы ичжи шоуцы фасянь тунци (На памятнике Таосы в уезде Сянфэнь пров. Шаньси впервые найдено медное изделие) // Каогу, 1984, № 12, с. 1069–1071.
|
44.
|
Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Эрлитоу гунцзо дуй (Эрлитоуская экспедиция института археологии АОН КНР): Чжан Го-чжу. Яньши Эрлитоу ичжи 1980–1981 нянь III цюй фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о раскопках 1980–1981 гг. III участка памятника Эрлитоу в уезде Яньши пров. Хэнань) // Каогу, 1984, № 7, с. 582–590.
|
45.
|
Чжунго шэхуэй кэсюэюань Каогу яньцзюсо Эрлитоу гунцзо дуй (Эрлитоуская экспедиция института археологии АОН КНР): Ян Го-чжун. 1981 нянь Хэнань яньши Эрлитоу муцзан фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о раскопках 1981 г. эрлитоуских могил в уезде Яньши пров. Хэнань) // Каогу, 1984, № 1, с. 37–40.
|
46.
|
Чэнь Мэн-цзя. Инь-сюй буцы цзуншу (Общий свод сведений о гадательных надписях из развалин иньской столицы). Пекин. 1956.
|
47.
|
Шаньдун дасюэ лиши ци каогу чжуанье (Археологическая специализация исторического факультета Шаньдунского университета): Луань Фэн-ши, Цуй Да-юн, Юй Хай-гуан. Шаньдун Сышуй Иньцзячэн ичжи дисыцы фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о четвертом сезоне раскопок памятника Иньцзячэн в уезде Сышуй пров Шаньдун) // Kaoгу, 1987, № 4, с. 289–294, 376.
|
48.
|
Шаньдун дасюэ лиши си каогу чжуанье (Археологическая специализация исторического факультета Шаньдунского университета): Цай Фэн-шу, Юй Хай-гуан и др. Шаньдун Сышуй Иньцзячэн диицы ши цзюэ (Первые контрольные раскопки памятника Иньцзячэн в уезде Сышуй пров. Шаньдун) // Каогу, 1980, № 1, с. 11–17, 31.
|
49.
|
Шаньдун дасюэ лиши си каогу чжуанье. Цзинин дицюй вэньу кэ. Сышуй сянь вэньхуагуань (Археологическая специализация исторического факультета Шаньдунского университета. Цзининское районное отделение по охране и изучению памятников материальной культуры. Сышуйский уездный дом культуры): Юй Хай-гуан и др. Сышуй Инцзячэн ичжи диэр, саньцы фацзюэ цзянь бао (Краткий отчёт о втором и третьем сезонах раскопок памятника Иньцзячэн в уезде Сышуй пров. Шаньдун) // Каогу, 1985, № 7, с. 595–601, 632.
|
50.
|
Шаньдун шэн вэньу гуаньли чу, Цзинань ши боугуань (Шаньдунское провинциальное управление по охране и изучению памятников материальной культуры и Цзинаньский городской музей). Давэнькоу Синьшици шидай муцзан фацзюэ баогао (Давэнькоу. Отчёт о раскопках неолитического могильника). Пекин, 1974.
|
51.
|
Шаньдун шэн вэньгу каогу яньцзюсю (Шаньдунский провинциальный институт археологии и памятников материальной культуры): Чжан Сюэ-хай. Цяньцзинь чжун ды ши нянь. 1978–1988 нянь Шаньдуншэн вэньу каогу гунцзо гайшу (Десять лет движения вперёд. Краткий обзор работ в области охраны и изучения памятников материальной культуры и археологии в пров. Шаньдун в 1978–1988 гг.) // Вэньу бяньцзи вэйюаньхуэй (Редакционная коллегия публикаций, посвященных памятникам материальной культуры). Вэньу коагу гунцзо ши нянь 1979–1989 (Десять лет, 1979–1989, работ в области охраны и изучения памятников материальной культуры и археологиии). Пекин, 1990, с. 162–175.
|
52.
|
Шао Ван-пин. Давэнькоу вэньхуа (Культура Давэнькоу) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 81–83.
|
53.
|
Ши Син-бан. Мяодигоу ичжи (Стоянка Мяодигоу) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 330–331.
|
54.
|
Ши Син-бан. Яншао вэньхуа (Культура Яншао) // Чжунго да байкэцюаньшу. Каогусюэ (Большая китайская энциклопедия. Археологическая наука). Пекин–Шанхай, 1986, с. 595–602.
|
55.
|
Ян Вэнь-чжун, Тао Энь-жуй. Чжунго сигунье (Оловянная индустрия в Китае) // Чжунго да байкэцюаньшу. Куан-е (Большая китайская энциклопедия. Горное дело и металлургия). Пекин–Шанхай, 1984, с. 850.
|
56.
|
Ян Ху. Ляоси дицюй синьшици — туншибинъюн шилай каогу вэньхуа сюйле юй фэньци (Последовательность и периодизация неолитических археологических культур района Ляоси) // Вэньу, 1994, № 5, с. 37–52.
|
57.
|
Янь Вэнь-мин. Луншань вэньхуа хэ Луншань шидай (Культура Луншань и эпоха Луншань) // Вэньу, 1981, № 6, с. 41–48.
|
58.
|
Комитет по охране культурных памятников пров Хэбэй. Доклад о раскопках стоянки Дачэншань г. Таншань // Каогу сюэбао, 1959, № 3, с. 34–35.
|
59.
|
Кучера С. Археология Китая. Каменный и бронзовый века // Археология зарубежной Азии. М., 1986, с. 252–319.
|
60.
|
Кучера С. Древнейшая и древняя история Китая. Древнекаменный век. М., 1996.
|
61.
|
Кучера С. Иноплеменные рабы в позднечжоуском Китае // Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. История, экономика. М., 1970, с. 58–73.
|
62.
|
Кучера С. К проблеме генезиса древнекитайского города // Семнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. Ч. II. М., 1986, с. 11–17.
|
63.
|
Кучера С. Китайская археология 1965–1974 гг.: палеолит — эпоха Инь. Находки и проблемы. М., 1977.
|
64.
|
Кучера С. Некоторые проблемы истории Китая в свете радиокарбонных датировок // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и в средние века. М., 1981, с. 47–130.
|
65.
|
Кучера С. Проблемы древней истории Китая в археологической науке КНР // Общественные науки в КНР. М., 1986, с. 15–70.
|
66.
|
Кучера С. Ранний металл в Китае // Двадцать четвертая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. Ч. I. М., 1993, с. 6–16.
|
67.
|
Советская историческая энциклопедия. Т. 1–16. М., 1961–1976.
|
68.
|
Blakney R. В. A Course in the Analysis of Chinese Characters. Shanghai, 1935.
|
69.
|
Chang Kwang-chih. The Archaeology of Ancient China. Fourth Edition Revised and Enlarged. Taiwan Edition. Taipei, 1989.
|
70.
|
Gawlikowska К. Sztuka Mesopotamii. Warsawa, 1975.
|
71.
|
Gurney O. R. Hetyci. Warsawa, 1970.
|
72.
|
Li Xueqin. The Wonder of Chinese Bronses. Beijing. 1980.
|
73.
|
The Institute of Archaeology, CASS and СРАМ, Yantai Municipality. The Excavation of the Site at Zhaogezhuan in Mouping County, Shandong Province // Kaogu Xuebao (Acta Archeologica Sinica), 1986, № 4, с. 478.
|
74.
|
Thomsen Ch. J. Ledetraat til nordisk Oldkyndighed. Kobenhavn, 1836.
|
75.
|
Watson W. Early Civilisation of China // Library of the Early Civilisations. Ed. by Prof. S. Pignott. London, 1966.
|
76.
|
Willetts W. Foundations of Chinese Art from neolithic pottery to modern architecture. London, 1965.
|
- ↑ В этой связи нельзя не поразиться, что составители «Советской исторической энциклопедии» проигнорировали столь важный исторический феномен и не поместили в ней соответствующей статьи (см. [67, т. 9, с. 384–385]).
- ↑ Любопытно отметить, что за восемнадцать веков до этого в Китае малоизвестный китайский учёный Юань Кан (I в. до н. э) в книге «Юэ цзюэ шу» («Записки о гибели царства Юэ») отметил, что в глубокой древности оружие делалось из камня, затем из яшмы (нефрита), ещё позже — из бронзы, а в его время — из железа (см. [36, цз. 11, с. 3а; 21, с. 476]), т. е. сделал наблюдение почти идентичное с концепцией Томсена. Что касается выделения яшмы-нефрита, то оно связано с особым отношением к этому камню китайцев, а не с фактическим наличием такого этапа в истории. Можно также предположить, что разделение орудий на «каменные» и «яшмовые (нефритовые)» является ассоциативным ответом историка на археологическое наличие «оббитых» и «шлифованных» изделий.
- ↑ Следует иметь в виду, что в связи с критической ситуацией, в которой в течение последних лет находится российская наука, поступление новых материалов, в частности археологических журналов из КНР, почти прекратилось, поэтому нельзя исключить, что были сделаны новые открытия, о которых нам пока неизвестно.
- ↑ Некоторые авторы, исходя, по-видимому, из их формы, называют их «малые лопатки» (см. [57, с. 47]).
- ↑ Культура Луншань, ареалом которой являлся обширный регион среднего и нижнего течения Хуанхэ и территории, прилегающие к нему с севера и юга, была открыта ещё в 1928 г. (подробнее см. [63, с. 32–34; 59, с. 294–295, 315–316]) и тогда же обоснованно определена как неолитическая. Эта точка зрения была принята мировой наукой (см., например, [75, с. 37–44; 76, с. 31–32]) и по традиции сохраняется и поныне, хотя, возможно, и надо бы её пересмотреть и считать Луншань если не энеолитической культурой, то хотя бы переходной к хальколиту.
- ↑ Следует отличать полуостров Шаньдун (около 30 тыс. кв. км) от провинции Шаньдун (более 150 тыс. кв. км), восточным выступом которой он является.
- ↑ В поддержку этой точки зрения можно указать, что на территории района Чанвэй, где расположен Саньлихэ, а также лежащих к северу и югу от него районов Яньтай и Линьи имеются богатые залежи парагенетических пород меди и цинка, или меди, цинка и свинца (см. [22, с. 102]), т. е. сырьё было легко доступным. Уровень гончарного дела луншаньцев в целом и их умение строить высокотемпературные печи, в которых возможен был процесс редукции — в частности, делали вполне вероятной случайную выплавку сложного сплава — латуни.
- ↑ Подробнее о культуре Давэнькоу см., например, [63, с. 48–51; 59, с. 296–298].
- ↑ Шан, или Шан-Инь — это название династии, которая правила Китаем в 1766–1122 гг. до н. э. по традиционной хронологии, или в 1600–1028 гг. до н. э. по хронологии, принятой в КНР. В археологии это наименование используется для определения бронзовой культуры, которая существовала на территории Хэнани и соседних районов приблизительно в XVII–XI вв. до н. э. Подробнее об этом см. [63, с. 91–96, 155–156; 64, с. 76–83, 128–130].
- ↑ Эрлиган был открыт в 1950 г. Он находится на территории Чжэнчжоу, административного центра Хэнани. Этот памятник представляет средний период культуры Шан и датируется приблизительно 1500 г. до н. э. (см. [63, с. 91–96; 59, с. 306–310; 33]).
- ↑ Нельзя исключить, что в этом районе примерно в то же время стал возникать ещё один элемент древнекитайской цивилизации, а именно письменность. Дело в том, что на всё растущем количестве давэнькоуских и луншаньских керамических сосудов обнаруживаются пиктограммы, очень похожие на соответствующие иероглифы шан-иньских гадательных надписей, возможно, являющиеся их прототипами (см. [50, с. 117–119; 51, с. 165–167; 63, с. 84–90]).
- ↑ Начиная с правления династии Хань (206 г. до н. э.– 220 г. н. э.) самоназванием собственно китайцев стало «ханьжэнь» и «ханьцзу», до этого их было несколько, но самым распространённым, пожалуй, являлось «хуася» (см. [17а, т. 6, с. 48, ст. «Ханьжэнь», с. 52, ст. «Ханьцзу», т. 9, с. 398, ст. «Хуажэнь», с. 399. ст. «Хуа-и», с. 403, ст. «Хуася»]). Мы используем название «хуася» для обозначения основного (этнически, лингвистически, культурно и исторически) ствола собственно китайцев и их предков в отличие от всех иных племён, населявших древний Китай.
- ↑ Данный знак интерпретируется как рисунок человека, присевшего на корточки (см. [39, с. 145]), а в его более поздней, чжоуской версии — как человек, живущий за счёт лука, т. е. охоты, следовательно — дикарь (см. [68, с. 178]). Что касается первого пояснения, то указанная поза могла восприниматься создателями древнего варианта знака «и» как необычная, некультурная и поэтому характеризующая варваров, либо же, и мы склоняемся к такому толкованию, здесь изображён коленопреклонённый или согнувшийся в глубоком поклоне человек, т. е. выражающий покорность. Тем самым шанцы желали подчеркнуть, что исцы им подчиняются, однако, если судить по их же гадательным надписям, это далеко не всегда имело место.
- ↑ Все перечисленные в «Ли цзи» характерные черты и ярко отличали их от хуася, которые связывали волосы на затылке, татуировку использовали как один из видов наказания преступников, а пищу готовили на огне начиная по крайней мере с лантяньского и пекинского синантропов (см. [60, с. 34–35, 38, 283–285]).
- ↑ В доступной нам публикации не уточняется, какой именно окисел был найден, поскольку, однако, самым распространённым в земной коре является пиролюзит (MnO), то можно предположить, что нашли именно его.
- ↑ Сиань находится приблизительно в 135 км западнее границы пров. Хэнань и в пределах 360–470 км от хэнаньских памятников с металлическими изделиями, однако в культурно-археологическом плане эти два района в определённом смысле составляют единое целое.
- ↑ В Ванчэнгане были, в частности, обнаружены остатки города, одни из древнейших в Китае (см. [62, с. 14–15]).
- ↑ По этой же причине вне нашего интереса остался северо-восток современной КНР, где в период 2000–1500 и 1000–300 гг. до н. э. существовали бронзовые культуры нижнего и верхнего слоя Сяцзядяни, а до них, в V–III тысячелетиях до н. э., энеолитическая культура Хуншань (см., например, [5; 56]) Сложный комплекс связанных с ними проблем требует отдельного исследования.
- ↑ Более подробную информацию см. [66, с. 10–14].
|
|