Синология.Ру

Тематический раздел


Кучера С.

Историография древней истории Китая

§ 8. США

Американская синология, ныне бесспорно занимающая ведущее мес­то в мировом китаеведении, стала складываться намного позднее, чем национальные школы в Европе. Это, естественно, связано с собственным историческим развитием страны — наука не могла возникнуть раньше государства, провозгласившего свою независимость лишь в 1776 г., и толь­ко в XIX в., после приобретения в 1803 г. от Франции Луизианы (терри­тория от Мексиканского залива до Канады; одноименный штат охватыва­ет ее южную оконечность), а в 1846 г. от Англии — Северо-Запада (Айда­хо, Орегон, Вашингтон) и завоевания у Мексики в 1845-1848 гг. Техаса, Аризоны и Калифорнии, вышедшего на противоположный Китаю берег Тихого океана. Правда, некоторые контакты имели место еще до указан­ных событий: первое американское торговое судно «Empress of China» появилось у берегов Китая в 1784 г., первый консул был назначен в 1798 г., а в промежутке американские купцы успели прочно обосноваться в Кан­тоне. Туда же по поручению базировавшегося в Бостоне Американского совета представителей для зарубежных миссий («The American Board of Com­missioners for Foreign Missions») в 1829 г. прибыл Э. К. Бриджмэн (Elijah Coleman Bridgman, Пи Чжи-вэнь, 1801 -1861), в 1833 г. — СУ. Уильяме (Samuel Wells Williams, Вэй Сань-вэй, 1812-1884), а в 1834 г. — П. Пар­кер (Peter Parker, Бо Цзя, 1804-1888), положившие начало миссионер­ской деятельности американских протестантов в Китае и одновременно синологии США.

Э. К. Бриджмэн проявил себя в Китае в самых разных областях. В со­трудничестве со священником М. Л. Кальбертсоном (М. L. Culbertson) он перевел на китайский Новый Завет, являлся первым президентом (1857-1859) North China Branch of the Royal Asiatic Society (см. выше «Великобритания»), был переводчиком и секретарем американского по­сланника К. Кушинга (Caleb Gushing, 1800-1879), в 1844 г. участвовал в церемонии подписания Вансяского договора, принесшего США ряд до­полнительных прав по сравнению с теми, которые получили англичане на основании Нанкинского договора 1842 г., а в 1858 г. готовил материалы для Тяньцзиньского договора. Однако главным его достижением стала организация ежемесячника «The Chinese Repository», выходившего в Кан­тоне в 1832—1851 гг., причем до 1847 г. под его собственным руковод­ством. Этот журнал, содержащий богатую и ценную информацию о со­временных ему событиях, ныне представляет большую библиографиче­скую редкость.

С «Chinese Repository» была также связана судьба Дж. Г. Бриджмэна (James Granger Bridgman, ? — 1850), родственника Илайджа, переводчика «Notitia Linguae Sinicae» (Кантон, 1847) Премара (см. выше «Франция») и С. У. Уильямса. Последний многие годы (1855-1876) отдал дипломати­ческой работе и, в частности, принимал участие в заключении Тяньцзинь­ского трактата и миссии коммодора Перри (Matthew С. Perry, 1794—1858), открывшей в 1853—1854 гг. Японию для США, однако в отличие от обоих Бриджмэнов, скончавшихся в Китае, он, проведя там 40 лет, вернулся в США ив 1877 г. стал первым профессором синологии Йельского универси­тета. Выучив китайский и японский, он опубликовал несколько базисных для США работ: «Vocabulary of Mandarin», «Easy Lessons in Chinese», «Tonic Dictionary» (1856) кантонского диалекта, «Middle Kingdom» (1874) и др.

П. Паркер не был китаеведом в узком смысле этого слова. Врач по образованию, он в 1827 г. создал глазную больницу в Макао, а 1835 г. — в Кантоне, в 1838 г. тоже в Кантоне вместе с Э. К. Бриджмэном и Т. Р. Кол­леджем (Thomas R. Colledge), врачом Ост-Индской компании, основал Ме­дицинское миссионерское общество (Medical Missionary Society in China, MMO), призванное развивать и финансировать кантонскую лечебницу. Несмотря на превратности судьбы (в 1856 г., в ходе англо-китайской вой­ны, она была сожжена), в ней с 1870 г. стали обучать студентов (в 1879 г. там появились даже две женщины, первые китаянки, занимавшиеся за­падной медициной) и переводить учебники. Общество открыло еще четы­ре больницы в Гонконге, Амое, Нинбо и Шанхае. В значительной степени благодаря П. Паркеру, который и после возвращения (1850) в США вы­полнял функцию президента ММО, все они продолжали работать и в XX в.

Вышесказанное рисует начальный этап (конецXVIII — середина XIX вв.) становления американской синологии. Необходимо, однако, иметь в виду, что она произрастала не на совсем пустом месте. В 1636 г. решением мест­ных властей в Ньютауне (Newtown, с 1638 — Cambridge) в английской колонии Массачусетс Бэй была основана старейшая высшая школа США, в 1639 г. получившая название Гарвард (John Harvard, 1607-1638, пу­ританский священник, передавший ей половину своего состояния и биб­лиотеку), а в 1780 г. — статус университета. Религиозные убеждения Дж. Гарварда предопределили интерес к ивриту и древнесирийскому. Позже внимание преподавателей американских вузов привлекли и дру­гие восточные языки. В Гарварде, ныне одном из ведущих центров сино­логии США, изучение Китая началось в 1879 г. В настоящее время оно ведется на Отделении языков ДВ (Department of Far Eastern Languages: китайский, корейский, японский; создано в 1937 г.), в Восточноазиатском исследовательском центре (Н. U. East Asian Research Center, 1956 г., ис­тория, международные отношения и главным образом современные про­блемы ДВ) и Гарвард-Яньцзиньском институте (Harvard Yenching Institu­te, 1928). Последний не только ведет научно-исследовательскую и изда­тельскую («Harvard Journal of Asiatic Studies», «Harvard-Yenching Institute Monograph», «Harvard-Yenching Institute Studies») деятельность и обла­дает крупной специализированной библиотекой, но и содействует разви­тию высшего образования в Восточной и Южной Азии (его отделение в Ки­тае было закрыто властями КНР) и финансирует там учебные и научные программы. При ГУ имеются два музея: Peabody Museum of Archaeology and Ethnology (1886) и William Hayes Fogg Art Museum (1925) с прекрас­ными коллекциями азиатского искусства и тематическим книжным со­бранием, Сотрудники обоих музеев читают лекции и занимаются иссле­дованиями в соответствующих областях. Библиотека ГУ (1638 г.) — одна из самых богатых в мире (в США — вторая, после Library of Congress); издает «Harvard Library Bulletin».

В следующем, XVIII столетии в США возникло несколько новых ву­зов: University of Pennsylvania (Philadelphia, 1740), Princeton (1746), Brown (Rhode Island, 1764), Un. of Pittsburgh (1787), Georgetown Un. (Washing­ton, D. C, 1789), однако востоковедение и особенно китаеведение появи­лись в них значительно позже, в основном в XX веке.

Из созданных тогда американских университетов наибольшего вни­мания заслуживают Йельский и Колумбийский.

Первый, основанный в 1701 г. в Нью-Хейвене как частный колледж, в 1861 г. был преобразован в университет (Yale University). Преподава­ние китайского языка ведется в нем с 1876 г., благодаря чему он являет­ся старейшим в Америке центром синологии, сохраняющим и поныне одну из ведущих позиций в этой области. Первоначально там готовили кадры для миссионерской и благотворительной деятельности в Азии. Зимой 1900-1901 гг. из выпускников Иеля было сформировано миссионерское общество (Yale Foreign Missionary Society), в 1902 г. начавшее просвети­тельскую, медицинскую и воспитательную работу в Китае. Здесьжев 1842 г. возникло первое востоковедческое общество США — American Oriental Society. Оно проводит ежегодные конференции, стимулирует развитие научных исследований истории, языков, литературы, археологии, искусства и историографии стран Востока, издает «Journal of the AOS» (с 1851 г.) и «Monograph Series», а также имеет филиалы и собственную библиоте­ку. В настоящее время с изучением Китая и преподаванием синологиче­ских дисциплин связано несколько его подразделений: Отделение языков и литератур Индии и Дальнего Востока (1945 г.), Институт языков ДВ (создан в 1945 г. на базе Школы китайского языка, которая во время Второй мировой войны готовила военных переводчиков), Центр изучения языков и стран ВА (1945), Центр изучения ЮВА (1947), Центр изу­чения экономического роста (1961), Совет по изучению ВА. При универ­ситете существуют крупная библиотека, основанная в том же 1761 г., и галерея искусств (1831), в которой представлены многочисленные ки­тайские экспонаты: картины, керамика, бронза и т. д. Она публикует «Art Gallery Bulletin»; издательскую деятельность ведет и сам университет: «Yale Review», «Translation Series», «Bibliography Series» и др., однако важ­нейшим печатным органом является уже упоминавшийся «JAOS».

В 1754 г. образованием в Нью-Йорке King's College было положено начало одному из старейших и широкоизвестных вузов США — Columbia University (название введено в 1912 г.). Синология появилась в нем в 1901 г., т. е. относительно рано (для США). После Второй мировой войны КУ за­нял важную позицию в американском китаеведении, которое представ­лено в Институте Восточной Азии (1949). Отделении китайского и япон­ского языков, Школе международных отношений и некоторых других подразделениях. При университете имеется довольно большая библио­тека, включающая книги и периодику на китайском, маньчжурском, мон­гольском и тибетском языках. Как и другие американские вузы, КУ рас­полагает собственной полиграфической базой и издает «East Asian Insti­tute Studies Series», «Journal of International Affairs», «Columbia University Bulletin», «Journal of Philosophy» и другую периодику.

Кроме университетов, заслуживает внимания возникший еще в XVIII в. Dartmouth College (1769, Hanover, New Hampshire). Преподавание восто­коведческих предметов, включая китайский язык, историю и литературу, началось в нем в 1921 г., а более широкая программа по китайской циви­лизации появилась в 1942 г. С 1963 г. при колледже работает Центр срав­нительных исследований, в задачу которого, помимо преподавания, вхо­дит сравнительное изучение исторических процессов в широком смысле, т. е. с охватом культуры, философии, искусства и т. п. стран Востока и За­пада, для чего приглашаются, в частности, и внештатные специалисты.

Если попытаться подытожить приведенный выше материал, то можно сделать несколько общих выводов.

Во-первых, в период XVII — середина XIX вв. в Америке были заложе­ны основы научного потенциала, который в XX в. вывел ее синологию на главенствующее место в мире. Однако в то время в данной дисциплине он еще не реализовался, поскольку не появились крупные ученые, кото­рые могли бы создать труды, сопоставимые с тогдашними работами евро­пейских китаеведов.

Во-вторых, то немногое, что все-таки в указанный период было до­стигнуто, связано с миссионерской деятельностью американских протес­тантов в Китае, поэтому есть некоторые основания говорить о наличии миссионерского этапа в становлении американской синологии. Вместе с тем очевидно, что ни по каким параметрам он не сопоставим с соответ­ствующим явлением в немецкой и тем более в итальянской науке.

Наконец, возникновение американской синологии началось не только намного позже, чем в Европе, но и в иных исторических условиях. Неко­торые из этих условий, например процесс образования самих Соединенных Штатов, играли определяющую роль, другие — скажем, существование английского китаеведения, имели не столь существенное значение, но так или иначе наложили отпечаток на формирование этой молодой ветви ми­ровой науки.

Во второй половине XIX — первой половине XX в. положение стало меняться. В это время возник ряд новых высших школ, часть из которых довольно рано осознала необходимость организации востоковедческих, в том числе китаеведческих отделений. Назовем в хронологическом поряд­ке лишь более важные: University of Michigan (Ann Arbor, 1817), Indiana U. (Bloomington, 1820 — семинария, 1828 — университет), Duke U. (Dur­ham, 1838; изучение, в частности, Сянгана и Сингапура), U. of Iowa (Iowa City, 1847; с 1950 действует Department of China and Oriental Studies, не­сколько позже был организован Department of Asian Languages and Lite­rature), U. of Wisconsin (Madison, 1848; в рамках широкого изучения Азии с 1961 г. осуществляется «Программа по изучению Восточной Азии — East Asian studies program», охватывающая такие дисциплины, как исто­рия, экономика, литературоведение и др.), U. of Utah (Salt Lake City, 1850; с 1959 действует «Центр межкультурных исследований — Center for Intercultural Studies», занимающийся комплексным изучением культур и цивилизаций Азии, Африки и Латинской Америки), U. of Minnesota (Minneapolis, 1851; главный упор делается на изучении языков — De­partment of East Asian Languages), Michigan State U. (East Lansing, 1855; преподаются восточные языки и ведется подготовка специалистов широ­кого профиля, сочетающаяся с комплексным изучением Дальнего Восто­ка; «М. S. U. Magazine» и др.), SetonHallU. (South Orange, 1856; с 1951 г. изучение истории, культуры, философии и иных проблем Китая и стран Дальнего Востока ведется в общеуниверситетском Институте дальнево­сточных исследований — Institute of Far Eastern Studies; имеется восточ­ная библиотека), U. of Chicago (1857), U. of Washington (Seattle, 1861), U. of Kansas (Lawrence, 1864; изучение языков, истории, географии и куль­туры Дальнего Востока, с 1958 г. существует Center for East Asian Studies), Cornell U. (Ithaca, 1865; с конца XIX в. введено изучение стран Азии, в 1960 г. началось осуществление программы исследований Китая и Япо­нии; довольно крупная библиотека, «Cornell East Asia Papers»), U. of Cali­fornia (1868), U. of Oregon (Eugene, 1876; изучение Восточной Азии, кол­лекция дальневосточного искусства в U. of Oregon Warner Museum, биб­лиотека, особенно по азиатскому искусству), U. of Southern California (Los Angeles, 1879; проблемами Китая занимаются несколько подразделений: Asiatic Studies Department, East Asian Studies Center и др., а с 1976 г. еще и : Совместный восточноазиатский центр Южнокалифорнийского и Калифорнийского Лос-Анджелесского университетов, «Newsletter»), Stanford (Stanford, 1885), U. of Oklahoma (Norman, 1890; образованный в 1948 г. Institute of Asian Affairs проводит исследования по истории, философии и другим дисциплинам; имеется музей с китайскими и тибетскими коллек­циями, «An Interdisciplinary Newsletter»), Portland State U. был организо­ван лишь в 1955 г. и Китаем специально не занимается, но при нем имеет­ся созданный еще в 1892 г. музей (Portland Art Museum) с интересными коллекциями искусства Китая, Японии и Южной Азии, большая библиоте­ка, U. of Hawaii (1907 — колледж, 1920 — университет).

Среди перечисленных несколько университетов: Калифорнийский, Станфорд, Чикагский и Гавайский, а также в меньшей степени Мичиган­ский, штата Вашингтон и Индианский в течение XX в. стали крупными центрами американской синологии.

Название «Калифорнийский университет» охватывает девять кампу­сов, а по сути — девять практически независимых университетов, раз­бросанных на значительных (приблизительно 800 км с севера на юг) просторах штата: Дэвис, Беркли, Сан-Франциско, Ирвин, Санта-Круз, Санта-Барбара, Риверсайд, Лос-Анджелес и Сан-Диего. По меньшей мере три из них: Беркли (1872), Лос-Анджелес (1919) и Санта-Барбара (1891; 1944 — вошел в состав КУ) являются востоковедческими центрами, при­чем два первых пользуются международной известностью.

В Беркли востоковедением занимаются несколько подразделений, а ки­таеведение представлено: в Отделении восточных языков (Department of Oriental Languages, 1896; языковая подготовка сочетается с преподава­нием истории, литературы, философии и т. д.; библиотека китайских, японских и корейских книг, включая и рукописи), в Институте междуна­родных исследований (Institute of International Studies, 1955) и прежде всего — в Институте восточноазиатских исследований (Institute of East Asian Studies, 1978). В последнем ведутся работы по истории, культуре и современному положению региона, отражаемые в серии монографиче­ских изданий. В рамках института действует и Центр китаеведения.

Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе также охватывает изучение разных регионов Азии. Подготовка китаеведов и научные ис­следования по истории, культуре и филологии Китая сосредоточены в Отделении восточных языков (Department of Oriental Languages), обра­зованном в 1947 г., и в недавно созданном (1985) UCLA Center for Pacific Rim Studies («The Pacific Rim. Newsletter of the UCLA CPRS», «Chinese Science»). Программа университета в Санта-Барбаре включает изучение истории, философии и религии стран Азии; однако, как кажется, в боль­шей степени ориентирована на вопросы современного экономического и политического развития.

В Станфордском университете преподавание китаеведческих дисцип­лин и научно-исследовательская работа ведутся в ряде специальных под­разделений, в частности, в созданном в 1958 г. Центре по изучению язы­ков и района Китая и Японии (Chinese-Japanese Languages and Area Cen­ter), в образованном еще в 1919 г. Институте Гувера по вопросам войны, революции и мира (Hoover Institution on War, Revolution and Peace), об­ладающем крупной библиотекой (богатое собрание публикаций периодов Цин, Китайской Республики и КНР) и коллекцией материалов и докумен­тов об Азии и Северной Африке, в Совместном центре университетов Станфорд и Беркли по изучению языков и стран Восточной Азии (Stanford University-University of California, Berkeley, Joint East Asia Languages and Area Center; 1973; «Newsletter», «Bay Area Directory of East Asian Scho­lars») и, наконец, в крупнейшем из них (более 3000 научных, админист­ративных и технических сотрудников) — Станфордском исследователь­ском институте (Stanford Research Institute, 1946), занимающемся и клас­сическими темами, и вопросами естественных, социальных, инженерных и экономических наук в соответствии с потребностями правительствен­ных и деловых кругов («The SRI Journal», «SRI International»). С 1968 г. координацией всей деятельности, связанной с Китаем (и Японией), веда­ет созданный тогда же Center for East Asian Studies.

В Чикагском университете синология представлена в Отделении вос­точных языков и культур (Department of Oriental Languages and Literature, 1915), где занимаются историей, лингвистикой, литературой, философи­ей и археологией в сотрудничестве с Восточным институтом (The Oriental Institute, который имеет собственную библиотеку, включающую и даль­невосточную коллекцию), а также в Центре изучения языков и стран Дальнего Востока (Far Eastern Languages and Area Center — Department of Far Eastern Languages and Civilizations), специализирующемся на линг­вистических исследованиях. При университете существует богатая Даль­невосточная библиотека. С Чикагским университетом долгие годы были связаны пользующиеся мировым признанием специалисты по Древнему Китаю X. Г. Крил (Herrlee Glessner Creel, 1905-?), автор ряда работ по истории, истории философии и культуры: «Sinism: A Study of the Evolution of the Chinese Worldview» (1929), «The Birth of China» (1936), «Newspaper Chinese by the Inductive Method» (1943; в соавторстве с Teng Ssu-yii), «Confucius: The Man and the Myth» (1949), «Literary Chinese by the Induc­tive Method» (3 vols, 1952), «Chinese Thought from Confucius to Mao Tse-tung» (1953), «The Origins of the Statecraft in China» (1970), «Shen Pu-hai: A Chinese Political Philosopher of the Fourth Century B. C.» (1974) и Хэ Бин-ди (Но Ping-ti, 1917-?), исследователь широкого профиля: «Хуанту юй Чжунго нунъе ды циюань (Лес и зарождение китайского земледелия)» (1969), «Чжоу-чу няньдай пинъи (Обсуждение хронологии начала динас­тии Чжоу)» (1973), «The Cradle of the East» (1975).

Расположение Гавайских островов на полпути между Америкой и Азией и их смешанное население, немалую часть которого составляют выходцы из Японии и Китая, предопределило введение в программу Гавайского университета азиатской проблематики. Благодаря этому он стал замет­ным центром подготовки специалистов и проведения исследований в об­ласти истории, литературы, философии, искусства и языков Японии, Ко­реи, Китая и других стран Азиатского региона. Еще в 20-е годы появилась Программа изучения Дальнего Востока, в 1959 г. замененная Програм­мой изучения Азии. Последняя располагает собственной библиотекой и участвует в публикации ежеквартальника «East and West» (1951), глав­ным издателем которого является философский факультет, где изучает­ся и философия Китая. Кроме того, в рамках университета действуют Asian Languages and Area Center, Oriental Literature Society (1930), вы­пускающие «Journal of Oriental Literature», и Economic Research Center. Имеются также художественные коллекции, на базе которых в сотрудни­честве с Академией искусств Гонолулу (Honolulu Academy of Arts) ведет­ся изучение восточного, в том числе и китайского искусства.

В Мичиганском университете синологией занимаются в рамках орга­низованного в 1936 г. Отделения языков и литератур Дальнего Востока (Department of Far Eastern Languages and Literatures), которое в 80-е годы возглавлял известный китаевед Ч. Хакер (Charles О. Hucker, 1919-?), автор крупных работ по истории позднего Средневековья («The Chinese Censorate of the Ming Dynasty», 1950; «Chinese History: A Bibliographic Review», 1958; «The Traditional Chinese State in Ming Times, 1368-1644», 1961). Здесь преподаются языки, история, философия, религия, литера­тура Китая, Японии и других стран Дальнего Востока. Китайский язык изучается также в Far Eastern Languages and Area Studies Center, а связи Китая с его дальневосточными соседями в Center for Japanese Studies (ра­ботает с 1947 г.). Однако главным специализированным подразделением является Center for Chinese Studies, созданный в 1961 г. Его возглавляет А. Фейерверкер (Albert Feuerwerker, 1927-?) — специалист в области экономической и социальной истории Китая Нового времени: «China's Early Industrialization», 1959; «Chinese Communist Studies of Modern Chinese History», 1961 — в соавторстве с S. Cheng). Центр осуществляет исследования по истории, литературе, лингвистике и искусству Китая, а также по разным проблемам жизни КНР и координирует соответству­ющую работу других университетов. Он имеет богатую библиотеку и из­дает «Michigan Papers in Chinese Studies», «Michigan Abstracts of Chinese and Japanese Works on Chinese History», «Science, Medicine and Technology in East Asia», «CCS News». Существенную помощь студентам и преподавателям оказывают также образованные в 1946 г. Музеи искусства и ан­тропологии, обладающие ценными коллекциями, полученными из Китая, Японии, Индии, Филиппин и других стран Азии.

С Мичиганским университетом в разное время была связана жизнь двух известных исследователей китайской древности: специалиста (не­мецкого происхождения) в области археологии, искусства и древней ис­тории Дальнего Востока М. Лёра (Max Loehr, 1903-?) «Beitrage zur Chronologie der alteren Chinesischen Bronzen», 1936; «Chinese Bronze Age Weapons», 1956; «Ritual Vessels of Bronze Age China», 1968 и Дж. Крампа (J. I. Crump), переводчика «Чжань-го цэ», одного из важнейших источни­ков по древней истории Китая — «Intrigues: Studies of the Chan-kuo Ts'e», 1964; «Chan-kuo Ts-e», 1970.

Крупным центром американского востоковедения и, в меньшей степе­ни, китаеведения является Университет штата Вашингтон. Отделение востоковедения возникло в нем в 1909 г., а в 1946 г. оно было преобразо­вано в Отделение языков и литератур Дальнего Востока и славянских стран (Department of Far Eastern and Slavic Languages and Literatures). Здесь преподаются китайский, тибетский, монгольский и другие восточ-ноазиатские языки, а также гуманитарные дисциплины, связанные с ре­гионом. Историей и экономикой Китая занимаются в Институте зарубеж­ных стран и сравнительных исследований (Institute for Foreign Area and Comparative Study), а его новой и новейшей историей — в Far Eastern and Russia Institute. При университете с 1862 г. имеется очень крупная общая библиотека (свыше 4 млн. единиц плюс большое количество мик­рофильмов и текущей периодики) и специальная, созданная в 1947 г. Даль­невосточная библиотека, насчитывающая более 100 тыс. книг на китай­ском, тибетском, монгольском, корейском и японском языках. Универси­тет выпускает несколько периодических изданий, в частности «Far Eastern and Russian Institute Studies on Asia».

В Индианском университете в рамках Отделения и Программы урало-ведения и алтаистики (Department of Uralic and Altaic Studies, Program in Uralic and Altaic Studies, 1949) особенно сильны дисциплины, которые с определенными основаниями можно включать в китаеведение, а имен­но: маньчжуроведение и тибетология. Собственно синологические пред­меты преподаются и изучаются на Отделении языков и литератур Вос­точной Азии, Отделении изучения Восточной Азии, в Исследовательском институте по изучению Внутренней Азии (Indiana University Research In­stitute for Inner Asian Studies) и в рамках действующей с 1958 г. междуна­родной координационной системы «Asian Studies Program». Для занятий современными вопросами в 1962 г. был организован Indiana University International Development Research Center, сотрудничающий, среди про­чих, с ООН. Университет располагает богатой библиотекой (порядка 4 млн книг, почти столько же рукописей, около 600 тыс. микрофильмов); им издаются «University Bulletin», «Indiana Magazine of History», «Uralic and Altaic Series» и др.

Свою лепту в изучение Китая вносят и другие организации: American Institute of Pacific Relations (AIPR; 1952, New York, «Far Eastern Survey»); The Brooking Institute (1927, Washington, D. C, «Brookings Bulletin»); California Institute of Asian Studies (1968, San Francisco); Massachusetts Institute of Technology (1861, Cambridge, Mass.), при котором, несмотря на его название, действует School of Humanities and Social Sciences, за­нимающаяся, среди прочего, археологией, этнологией, историей науки, философией и другими гуманитарными дисциплинами («MIT Bulletin», издание книг); Smithsonian Institution (1846, Washington D. С, его пре­зидентом по должности является Президент США) — комплекс музеев (например, US National Museum, 1858) и научных институтов: Freer Gallery of Art (1906), обладающая богатыми коллекциями китайского, японского и вообще азиатского искусства (картины, бронза, фарфор, лак и др.) и специализированной библиотекой («Annual Report», «Occasional Papers», «Ars Orientalis», каталоги), и Woodrow Wilson International Center for Scholars (1968), призванный помогать ученым, включая и зарубежных, в проведении фундаментальных исследований, в частности в облас­ти истории и культуры (имеется своя относительно небольшая библио­тека, публикуются книги, «Wilson Quaterly»); American Historical Association (1884, Washington D. С), с 1953 г. проводящая конференции по истории Азии («The American Historical Review»); Association for Asian Studies (1941 — Far Eastern Ass., 1957 — современное название; Ann Arbor, University of Michigan) — исследования по истории, литературе, языку, философии, культуре и иным проблемам Китая и других стран Азии («Bibliography of Asian Studies», «Journal of Asian Studies», «Asian Studies Newsletter»); The Asia Society (1957, New York; имеется и Совет по Ки­таю), призванное содействовать в том числе изучению Китая, распро­странению в США знаний о нем, комплектации библиотек, культурному обмену и т. п. («Asia Society Letter», «Asian Agenda Reports»); American Oriental Society (1842, New Haven), проводящее ежегодные научные кон­ференции с докладами по истории, искусству, археологии, языку, лите­ратуре и историографии стран Азии, его библиотека хранится в Иельском университете («Journal»); American Geographical Society (1852, New York), с 1960 г. осуществляющее специальную программу по Азии (круп­ная библиотека; «Geographical Review»); The Mongolia Society (1961, Bloomington; «Mongolian Studies», «Journal of the Mongolia Society»), президентом которого был ныне покойный известный китаевед и монго­ловед О. Латтимор (см. выше «Великобритания»), и целый ряд других.

В американских условиях причастными к развитию синологии, в том числе и к исследованиям по древней истории и культуре Китая, являют­ся разного рода учреждения: советы, комитеты, фонды и т. п., которые, будучи формально далекими от нее или от науки вообще, в своей практи­ческой деятельности непосредственно или косвенно влияют на ее судь­бу. Их много, поэтому в качестве примеров назовем лишь более важные: American Council of Learned Societies (ACHO, 1919, New York; координа­тор исследований в области гуманитарных наук; «Annual Report», «ACLS Newsletter»); Center for Cultural and Technical Interchange Between East and West (1960, Honolulu; большая библиотека, ряд периодических пуб­ликаций: «East-West Perspectives», «Culture and Language Learning Newsletter», «Topics in Culture Learning» и др.); Social Science Research Council (1923, New York; Комитет по современному Китаю; «SSRC Items»); Committee for Concerned Asian Scholars (1968, Cambridge, Mass; «Bulletin of Concerned Asian Scholars», «CCAS Newsletter»); Carnegie Corporation (1911, New York; финансовая поддержка исследований и подготовки кад­ров); The Asia Foundation (1954, San Francisco — главный офис, филиалы в Вашингтоне и многих странах Азии, стипендии и субсидии; «The Asia Foundation News», «Annual Report» и др.); Wenner-Green Foundation for Anthropological Research (1941, New York); The Rockefeller Foundation (1913, New York, финансовая помощь исследованиям и подготовке кад­ров в самих США и университетам стран Азии; «President's Review and Annual Report» и др.); The Ford Foundation (1936, New York; крупные де­нежные вливания в науку в США и за рубежом; «Annual Report»); The Library of Congress (1800, Washington D. С; несколько десятков милли­онов единиц хранения, крупное Восточное отделение, возникшее в 1954 г. на базе существовавшей с 1928 г. Китайской секции, около 2 млн еди­ниц); Boston Museum of Fine Arts (1870, богатые коллекции китайской живописи, скульптуры и керамики; библиотека); Asian Art Museum of San Francisco (1969, центр изучения азиатского искусства, собственные со­брания, включающие и китайские экспонаты) и пр.

Из сказанного явствует, что основное развитие американского китае­ведения приходится на XX век и особенно 40-е и последующие годы. Оно стимулировалось двумя мировыми войнами и связанными с ними собы­тиями, не только прочно втянувшими США в орбиту мировой политики, но и заставившими их занять в ней ведущую роль сверхдержавы. Американ­ский стиль действий предполагал создание для этого широкой научной базы, поэтому уже в 20-е годы началось финансирование гуманитарных наук упомянутыми выше фондами Карнеги, Рокфеллера и Форда, в 1928 г. при АСНО возник Комитет содействия развитию китаеведения, позднее преобразованный в Комитет содействия изучению Дальнего Востока. Параллельно, в связи с нехваткой высококвалифицированных специали­стов, в страну привлекались иностранные ученые из Германии (Friedrich Hirth, 1845-1922; Berthold Laufer, 1871-1934; Alfred Forke, 1867-1944), Анг­лии (John Fryer, 1839-?), России (Сергей Григорьевич Елисеев, 1889-?). С. Г. Елисеев в 1934-1957 гг. был директором крупного синологического центра — Гарвард-Яньцзинского института. Последний вместе с Инсти­тутом тихоокеанских отношений (International Institute of Pacific Relations, 1925—1961, New York; в его состав входил упоминавшийся выше AIPR; в период 1929—1950 гг. некоторое участие в его деятельности принимал и СССР) и уже называвшейся Ассоциацией изучения Азии занимал ве­дущие позиции в американской синологии. Тогда же началась публика­ция ряда журналов, отводивших значительное место проблемам Китая: «Harvard Journal of Asiatic Studies» (1936), «Notes on the Far Eastern Stu­dies in America» (1937), «Amerasia» (1938), «Journal of Asian Studies» (1941) и другие.

. Коренной перелом произошел во время Второй мировой войны. Он создал в американском китаеведении новую обстановку, в некотором смысле продолжающуюся и поныне. Пирлхарборский разгром (7 декабря 1941 г.) не только вовлек США в мировой конфликт, но и вызвал колос­сальный психологический шок в дремлющем сознании рядовых американ­цев, показав им, что сражения идут не только где-то там, в далекой и не­понятной Европе, но и чуть ли не у порога их собственного дома. Японо-китайская война, длившаяся к этому времени уже десять лет (ее началом иногда считается т. н. инцидент у моста Лугоуцяо вблизи Пекина 7 июля 1937 г., однако на самом деле она была развязана Японией 18 сентября 1931 г. нападением на Маньчжурию), но мало кого интересовавшая, вдруг стала частью конфликта, внутри которого очутилась и сама Америка. Возникли также объективные потребности в знатоках Дальнего Востока, отнюдь не ограничивавшиеся только переводчиками. Военные действия против Японии и эффективная помощь Китаю не могли проходить успеш­но без понимания менталитета этих народов, их традиций и нравов. К тому же в привычках американцев лежит предварительная научная разработ­ка вопросов, которые должны решать страна и ее правительство. Конеч­но, на первый план вышли сиюминутные нужды и актуальная тематика, однако быстрорастущие затраты на науку и возникновение новых вос­токоведческих и китаеведческих центров, что было отмечено выше, со­действовали расширению подготовки специалистов и проведению исследований также в области «классической» синологии. Выросло количество научных и популярных публикаций и изменилось их восприятие хотя бы у части читателей: увлечение экзотикой сменилось интересом, переплета­ющимся с симпатией к дальневосточному союзнику и с враждой к против­нику в нелегкой для США войне. Естественно, увеличилось и число моло­дых людей, желающих приобрести соответствующие специальности.

Импульс, данный войной, продолжал действовать и после ее оконча­ния, ибо в результате ее в мире, и в Азии в особенности, возникла новая ситуация: холодная война, лидерство США в западном мире, корейская и вьетнамская войны, создание в Азии социалистических государств, ока­завшихся более прочными, чем их европейские союзники и покровители, оккупация Японии, а затем ожесточенное продолжительное экономиче­ское соперничество с нею, самостоятельное превращение КНР в ракет­но-ядерную и даже космическую державу — все эти явления требовали и требуют от Америки постоянных ответов, которые, чтобы быть верными, должны базироваться на научной основе. В американских школах, начи­ная с 60-х годов, стали вводить курсы, посвященные социалистическим странам и их языкам, что в свою очередь потребовало от вузов подготовки соответствующих кадров, учебников, программ и т. п. Занятия современ­ностью, включая и такие темы, как экономика и политика КНР, советско-китайские отношения, коммунистическое движение, заняли доминиру­ющие позиции. Возникли специализированные учреждения: независимый Исследовательский институт советско-китайского блока (1954, Вашингтон), Исследовательский институт по коммунистической стратегии и пропа­ганде (1960, Южнокалифорнийский университет), одноименные Институ­ты по изучению социалистических стран Европы и Азии при университетах Принстонском, Мичиганском и штата Вашингтон, Исследовательский институт по проблемам коммунизма при Колумбийском университете и др.

Одновременно, в связи с критической оценкой американского восто­коведения, высказанной в конце войны такими известными учеными, как Дж. Фэйрбэнк и Э. Рэйшауэр, совершается переход от существовавшего ранее принципа специализации по конкретным направлениям: история, философия, искусство, экономика — преимущественно к широкому комп­лексному страноведению (area study), получившему в 1958 г. официаль­ное признание. Во главу угла ставится быстрое и эффективное овладе­ние языком (в настоящее время американские синологи, кроме китайско­го — современного и классического, как правило, изучают японский), а затем еще целым рядом (до 10) дисциплин, дающих всестороннее пред­ставление о стране и ее прошлом. В 50—60-е годы изучение Китая осуще­ствлялось (правда, с разным успехом) примерно в трети всех универси­тетов и колледжей США, что привело к «перепроизводству» желающих заниматься Китаем, — не всех их можно назвать китаистами с полным на то основанием, — поэтому в 80-90-е годы перед американскими синоло­гами встала серьезная проблема трудоустройства. С другой стороны, в 70-е годы начал, а в 80-е продолжал действовать новый стимул — поэтапная нормализация отношений США—КНР: 9-11 июля 1971 г. визит Г. Киссин­джера, 21-28 февраля 1972 г. визит президента Никсона, 19-23 июня 1972 и 15-19 февраля 1973 г. повторные визиты Г. Киссинджера, приня­тие решения об обмене миссиями связи, 1-5 декабря 1975 г. визит пре­зидента Форда, 16 декабря 1978 г. объявление США о разрыве диплома­тических отношений с Китайской Республикой, 1 января 1979 г. уста­новление полных дипломатических отношений между двумя странами. 25 октября 1971 г. не без участия американской дипломатии была приня­та резолюция ООН о передаче КНР места Китая в этой организации при одновременном исключении из нее представителей Китайской Республи­ки, после чего КНР постепенно стала членом и других международных организаций. Для американских синологов указанные события означа­ли, с одной стороны, увеличение спроса на их познания, а с другой — открытие для посещений и сотрудничества материкового Китая, при со­хранении прежних связей с Тайванем. Поэтому в 70-80-е годы наблю­дается возникновение новых учреждений, призванных заниматься Ки­таем отдельно или в контексте Дальнего Востока, например, Center for Asian Studies, The American University (1971, Вашингтон); The Heritage Foundation (1974, Вашингтон, в центре внимания: КНР и Тайвань, подго­товка материалов для Р. Рейгана и Дж. Буша); Institute for Asian-Pacific Studies, University of San Francisco (1974); Institute for Foreign Policy Analysis (1976, Кембридж, Масс); Department of Asia Studies, Amherst College (1976, Амхерст, Масс); Institute of East Asian Studies, Berkeley (1978, в его составе — Center for Chinese Studies, «Asian Survey», «Research Papers and Policy Studies»); US—Asia Institute (1979, Вашинг­тон, частная организация, занимающаяся, среди прочего, приглашением китайских студентов в США и поездками американцев в КНР); Graduate School of International Relations and Pacific Studies, University of California, San Diego (1986) и др. Уже упоминавшийся Азиатский фонд для усиле­ния эффективности своей деятельности в новых условиях в 1984 г. со­здал в Сан-Франциско Центр по делам Азии и Тихого океана и в этом же году обрел законодательное утверждение Конгрессом США и президен­том Рейганом. Очевидно, что возникающие те или иные трудности ус­пешно преодолеваются американскими востоковедами и китаистами в том числе, а масштаб выполняемой ими работы соответствует роли великой державы  и позиции, которую США занимают в современном мире. Кстати сказать, немалую лепту в достижения американской синологии вносят китайцы, как родившиеся в Америке, так и обосновавшиеся там относи­тельно недавно граждане Тайваня и КНР. При этом в действительно ин­тернациональной стране, какой являются США, они не только занимают­ся преподаванием и исследованиями, но и получают руководящие посты: скажем, директором названного выше Института азиатско-тихоокеанских исследований университета Сан-Франциско стал Чан Юнг Банг (Chan Young Bang), специалист по экономике Китая, а президентом Центра Вос­ток—Запад Гавайского университета — В. Хао Ли (Victor Hao Li, 1941-?), одновременно входивший в редколлегию издающегося с 1988 г. Оксфорд­ским университетом журнала «Pacific Review». To же самое можно ска­зать об иностранных ученых, особенно англичанах, переезжающих в США в поисках лучшего применения своих талантов и знаний.

Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась новым явлением в американ­ском китаеведении: исходя из высказываемого многими журналистами, политиками и даже учеными предположения, что следующее столетие будет «Веком Тихого океана» («The Pacific Century»), появилась новая единая мультидисциплинарная наука, получившая наименовение «Pacific Rim Studies (PRS)», что можно бы перевести как «Прибрежное тихоокеановедение». Речь идет о комплексном и сравнительном, с учетом разных специальностей и подходов, изучении стран, расположенных по берегам Тихого океана. Естественно, современные проблемы выходят здесь на первый план, однако ученые, работающие в рамках PRS, осознают значе­ние исторического и культурного прошлого азиатских стран, традиций, обычаев и мировоззрений для их современного состояния и будущего развития, поэтому они учитывают события даже глубокой древности. Первый Center for PRS был организован в 1985 г. в Калифорнийском уни­верситете Лос-Анджелеса, его директором стала социолог Л. Чжэн (Lucie Cheng). Он издает бюллетень «The Pacific Rim. Newsletter of the UCLA Center for Pacific Rim Studies».

Завершая обзор американской синологии, назовем две публикации, по разным причинам заслуживающие особого внимания: двадцатипятитом­ную «Encyclopaedia of the Far East» (Cambridge, Mass., 1975), коллектив­ную работу американских ориенталистов, итог их многолетнего труда, и Wu Rukang, John W. Olsen (eds.) «Palaeoanthropology and Palaeolithic Archaeology in the People's Republic of China» (Orlando, 1985) — резуль­тат сотрудничества китайских и американских ученых в новых условиях нормализованных отношений двух сторон, пример, достойный подража­ния, и один весьма солидный журнал (отдельные номера насчитывают от 100 до 400 страниц) «Early China», издающийся Обществом по изучению раннего Китая (Society for the Study of Early China, до марта 1975 г. — Society for the Study of Pre-Han China) с конца 1975 г., освещающий разные стороны жизни древнекитайского общества и отражающий между­народные (включая советские) достижения в указанной области. Вооб­ще же китаеведы могут публиковать свои исследования приблизительно в двух десятках научных журналов, например, «Artibus Asiae», «Asian Survey», «Harvard Journal of Asiatic Studies», «Journal of Asian Studies», «Journal of Oriental Literature», «Literature East and West», «Philosophy East and West», «American Historical Review», «Language», «Archives of the Chinese Art Society of America» и др. В заключение нашего очерка укажем фамилии ряда специалистов по Древнему Китаю: X. Биленстайн (Hans Henrik August Bielenstein, 1920-?), бывший профессор Колум­бийского университета шведского происхождения, ученик К. Карлгрена: «The Restoration of the Han Dynasty», т. 1-2 (1953, 1959); Д. Боддэ (Derk Bodde, 1909-?), крупный исследователь истории философии и культуры, в 1985 г. отмеченный наградой «Distinguished Scholarship Award» Ассо­циации азиатских исследований: Feng Yu-lan. «A History of Chinese Philosophy» (перевод и ред. Д. Боддэ; 1937), «China's First Unifier» (1938), «China's Cultural Tradition: What and Whither» (1957), «The Myths of Anci­ent China» — «Mythologies of the Ancient World» (1961); А. Г. Буллинг (Anneliese Gutking Bulling), специалист по археологии и искусству Древ­него Китая немецкого происхождения (статьи); Р. 3. Бэрн (Rebecca Zerby Byrne): «Harmony and Violence in Classical China: A Study of the Battles in the Tso-chuan» (1974); Э. Кэйпон (Edmund Capon): «Art and Archaeology of China» (1977); полевой археолог и знаток древней истории Китая ки­тайского происхождения Чжан Гуан-чжи (Chang Kwang-chih): «The Archaeology of Ancient China» (несколько постоянно дополняемых изда­ний 1963, 1968, 1977, 1989), «Kingship, the Ancestors, and the Gods: The Politics of Mythology in Ancient China» (1963), «Fengpitou, Tapenkeng, and the Prehistory of Taiwan» (1969, в соавторстве), «Шан Чжоу цинтунци (Брон­за периода Шан-Чжоу; 1973, в соавторстве), «Early Chinese Civilization» (1976); историк и историк философии немецкого происхождения X. Виль-хельм (Hellmut Wilhelm, 1905-?): «Geschichte der chinesischen Kultur» (1928), «A Short History of Chinese Civilization» (1929), «Chinas Geschichte» (1942), «Die Wandlungund Dauer, die Weisheit des I-Ching» (1956), «Gesells-chaft und Staat in China» (1960); лингвист Дж. Чикоски (John S. Cikosky): «Introduction to Classical Chinese» (1976); историк искусства Ш. ван Р. Кам-ман (Schuyler van Rensselaer Camman, 1912-?): «The Land of the Camel: Tents and Temples of Inner Mongolia» (1951), «China's Dragon Robes» (1952), «Substance and Symbol in Chinese Toggles» (1962); H. Дж. Жирар­до (Norman John Girardot): «The Theme of Chaos (Hun-tun) in Early Taoism» (1974); Сюй Чжо-юнь (HsiiCho-yun): «Ancient China in Transition» (1965); Л. Хубэр (Louisa Gait Fitzgerald Huber): «The Traditions of Chinese Neolithic Pottere» (1974); крупный специалист по истории Китая II тыс. до н. э. Д. Кэйтли (David N. Keightley): «Public Work in Ancient China» (1969), «Shang Divination and Shang Metaphysics» (1973), «Sources of Shang History» (1978); К. Линдафф (Katheryn McAllister Linduff): «Tradition, Phase and Style of Shang and Chou Bronze Vessels» (1972); переводчик одного из важ­нейших древнекитайских трактатов «Гуань-цзы» У. Л. Рикет (W. Allyn Ri-cket): «Kuan-tzu... A Repository of Early Chinese Thought» (1965); P. Л. Уо-кер (Richard Louis Walker, 1922-?): «The Multi-State System of Ancient China» (1953), «China under Communism» (1955), «Should the United States Change Its China Policy?» (1953, в соавторстве с Е. Seligman); историк и историк философии, специалист по истории буддизма в Китае А. Ф. Райт (Arthur Frederick Wright, 1913-?): «Studies in Chinese Thought»(ed., 1953), «Confucianism in Action» (ed., 1959), «Buddhism in Chinese History» (1959), «The Confucian Persuasion» (ed., 1960), «Confucian Personalities» (ed., 1962); историк искусства Китая и Японии А. К. Сопер (Alexander Coburn Soper, 1904-?): «The Art and Architecture of Japan» (1955, в соавторстве с R. Т. Paine), «The Art and Architecture of China» (1956, в соавторстве с L. С. S. Sickman), «Literary Evidence for Early Buddhist Art in China» (1959); историк М. К. Уильбур (Martin Clarence Wilbur, 1908-?): «Slavery in China During the Former Han Dynasty» (1943), «Chinese Sources on the History of the Chinese Communist Movement» (1959); крупный переводчик древ­некитайских трактатов Б. Уотсон (Burton Watson): «Ssu-ma Ch'ien: Grand Historian of China» (1958), «Records of the Grand Historian of China», т. 1-2 (1961), «Early Chinese Literature» (1962), «MoTzu» (1963, 1966), «Hstin Tzu» (1963, 1969), «Han Fei Tzu» (1964); историк китайской литературы Дж. Р. Хайтауэр (James Robert Hightower, 1915-?); «Topics in Chinese Literature» (1950), «Han Ying, fl. 150 B. C.» (1952); лингвист Чжао Юань-жэнь (Chao Yuen-ren, 1892-?): «A Phonograph Course in the Chinese National Language» (1925), «Cantonese Primer» (1947), «Mandarin Primer» (1948); исследователь начал градостроительного дела в Китае П. Уитли (Paul Wheatley): «The Pivot of the Four Quarters» (1971), и другие.

 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.