Синология.Ру

Тематический раздел


Кобзев А.И.

Философия китайского неоконфуцианства

§ 4. Структурное единство представлений о человеческих чувствах в традиционной китайской философии

Прежде чем сформулировать основные выводы из проделанного анализа решений проблемы человеческой природы (син2) в конфуцианстве, мы попытаемся обобщить полученные в ходе нашего рассмотрения данные о чувствах-эмоциях (цин).

В приводившихся цитатах списки эмоций отличаются друг от друга: во-первых, количественно нами были указаны четверичные, шестеричные и семеричные наборы, но встречаются также и пятеричные (см., например, [350, с. 26; 67, т. 2, с. 293–294; 359, с. 267]); во-вторых, качественно — списки частично разнятся составом, например, в третьей позиции указывается то печаль, то скорбь, а в четвертой — то веселье, то страх.

В связи с последним обстоятельством свой перевод одного из процитированных выше высказываний Ван Янмина Чэнь Юнцзе сопроводил замечанием: «Обычно вместо страха упоминается радость» [534, с. 229, примеч. 61]. Но в самом деле, обычно ли это?

Если говорить только об основных доханьских текстах, то и тут в одних случаях в качестве четвертого члена фигурирует радость, а в других — страх. Это наблюдается даже в пределах одного и того же памятника — именно так разнятся списки «Чжун юна» и «Ли юни», двух глав «Ли цзи». Равным образом в одних и тех же памятниках встречаются разночисленные наборы, например, семеричный в «Ли юни» и шестеричный в «Юэ цзи» (обе — главы «Ли цзи»).

Ниже приводится сводная таблица (табл. 4) вышеуказанных списков, дополненная некоторыми другими, менее распространенными списками из доханьских и неоконфуцианских текстов. При построении этой таблицы мы располагали одинаковые и синонимичные обозначения друг под другом; в случае несовпадения порядка перечисления последующее помещалось уровнем ниже; для большей ясности цифры со скобками маркируют последовательность иероглифов в оригинале.

Таблица 4

На основании материала таблицы 4 можно реконструировать общую модель традиционного набора эмоций, показанную далее в схеме. В каждой заполненной клетке этой схемы первая цифра демонстрирует число употреблений соответствующего иероглифа, отраженных в таблице 4, а вторая, стоящая после косой линии, — число сочетающихся с данным иероглифом обозначений других эмоций. Числа, расположенные в самой нижней строке, передают аналогичные характеристики всей позиции в целом, соответствующей столбцу. Звездочки, помечающие номера столбцов 1, 4, 6, означают, что эти три позиции могут быть начальными в списках эмоций.

 

1*

2

3

4*

5

6*

7

8

1

приязнь
ай
4/9

ненависть
у2
7/9

вожделение
юй
5/9

веселье
си
15/13

гнев
ну
15/13

печаль
ай1
10/11

радость
лэ
11/12

страх
цзюй
2/7

2

любовь
хао
4/7

 

алчность
ли2
1/5

 

 

скорбь
ю1
4/9

 

осторож-
ность
цзин3
1/5

3

 

 

 

 

 

горе
бэй2
3/7

 

боязнь
кун
2/5

 

8/10

7/9

6/9

15/13

15/13

17/12

11/12

5/8

Таблица и выведенная из нее схема доказывают:

1) Хотя ни в одном из привлеченных текстов разных эпох не обнаружен более чем семичленный список эмоций, общая модель «эмоциональной сферы», структурно реконструируемая на их основе, состоит из восьми элементов.

2) Эти восемь элементов, соответствующие пронумерованным столбцам таблицы 4 и схемы, разделяются на два блока: троичный и пятеричный, что определяется прежде всего возможностью их самостоятельных воплощений в текстах.

3) В свою очередь, троичный блок состоит из антонимичной пары (столбцы 1–2) и непарного элемента (столбец 3), а пятеричный — из двух антонимичных пар (столбцы 4–5, 6–7) и также одного непарного элемента (столбец 8). Это деление обусловлено семантической парностью иероглифических обозначений, количественными характеристиками их употреблений, отраженными в схеме, и «пограничностью» столбцов 1, 4, 6 — начальных позиций различных списков эмоций.

4) В реальных воплощениях этой модели троичный блок (самостоятельно — всегда[1], а вместе с пятеричным блоком — чаще всего) бывает представлен двумя элементами, пятеричный блок (самостоятельно — всегда, даже в пятисловных выражениях, когда два иероглифа синонимичны, а вместе с троичным блоком — чаще всего) бывает представлен четырьмя элементами; здесь мы опять, как в вышеприведенных онтологических, социологических и гносеологических моделях (см. гл. V), сталкиваемся со стандартным усечением одного элемента.

5) Наличие максимум трех вариантов иероглифического обозначения одного из восьми элементов (конкретно — 6-го и 8-го) обусловлено выделением трех нумерованных строк в схеме. С учетом основной дихотомии столбцов на три и пять здесь обнаруживаются классические для китайской нумерологии пространственные матрицы 3х3 и 5х3 (подробно см. [118, с. 228–338]).

6) Заполнили эти матрицы также нумерологически значимые величины. В троичном блоке 3х3 — 5 клеток, а в пятеричном блоке 5х3 — 9 (3х3) клеток.

7) Общее число заполненных клеток всей схемы, т.е. зафиксированных в обследованных текстах систематизированных обозначений эмоций, равно 14 (5+9). Налицо удвоение (видимо, по модели инь-ян) стандартной формулы «семь эмоций» (ци цин) и ее конкретных воплощений как самых полных отдельных списков эмоций.

Теперь остается сказать, почему, несмотря на то что большинство списков начинается с первого элемента пятеричного блока, мы сочли правильным расположить пятеричный блок после троичного. Все дело в том, что троичный блок составляют чувства более простые, а пятеричный — более сложные, прямым свидетельством чему служит рассуждение из «Цзо чжуани», в котором отражены и маркировка блоков, и их соотношение в плане усложнения: «Веселье рождается из любви, гнев рождается из ненависти» (Чжао-гун 25 г. [458, с. 471]; ср. [67, т. 2, с. 13]).

Нетрудно также заметить, что две крайние точки модели — «приязнь» и «осторожность» — знаменуют собой чувства, которые по конфуцианским понятиям соответствуют полярным аспектам окружающей человека реальности: приязнь должна испытываться по отношению к вещам на онтологическом уровне и по отношению к народу на социальном, а осторожность — по отношению к небу и духам на онтологическом уровне ([469, с. 66]; «Лунь юй», VI, 22 [184, с. 345]) и правителю — на социальном («Лунь юй», V, 16; XIII, 4; XV, 38 [184, с. 337, 388, 418]; «Да сюэ» II, 3 [116, с. 235]). Текстуальное подтверждение этому можно найти в «Записках о музыке», где приязнь и осторожность предстают как две равнозначные полярности, символизирующие слитно-целостное (музыкально-гармоническое) и раздельно-целостное (ритуально-иерархическое) состояние природного и человеческого мира [330, с. 207; 207, с. 296 («ай» и «цзин3» переведены словами «любовь» и «уважение»)].




  1. Часто встречающаяся в источниках и потому специально нами не отмечаемая самостоятельная форма троичного блока — «любовь и ненависть».
 [Вверх ↑]
[Оглавление]
 
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.