Кобзев А.И.
Философия китайского неоконфуцианства
2.5. Понятие «сокровенное» (вэй)
Ван Янмин определил принципы как «сокровенное» (вэй3) в знаках-культуре. Основные значения полисемантического иероглифа «вэй3»: 1) «сокровенное, таинственное, темное»; 2) «мельчайшее, тончайшее, легчайшее». В корреляции с «вэнь» данный термин использовался Сюнь-цзы для дифференциации канонических текстов. «Ли» («Благопристойность») представляет апогей дао и дэ «знаково» (вэнь), «Чунь цю» («Весны и осени») — «сокровенно» (вэй3) («Сюнь-цзы», гл. 1 [381, с. 7; ср. [67, т. 2, с. 146]). Далее Сюнь-цзы заключил, что проникновение в «сокровенное» есть атрибут «совершенного человека» (чжи жэнь) («Сюнь-цзы», гл. 21 [381, с. 269]; ср. [242, с. 240]). Такой вывод он сформулировал при разъяснении цитаты из «Шу цзина», а именно первой половины «Шестнадцатисловной сердечной заповеди», которая у него названа «Каноном Пути» («Дао цзин») («Сюнь-цзы», гл. 21 [381, с. 266]; ср. [67, т. 2, с. 187]). В «Заповеди» «сокровенным» является «даосское сердце», или «сердце Пути» [466, т. 1/3, с. 123].
В качестве одного из важнейших наименований дао термин «вэй3» фигурирует и в другом, гораздо более известном «Каноне Пути» — первой части «Дао дэ цзина» (§ 14; ср. [67, т. 1, с. 118; 232а, с. 235]), где о дао сказано: «Хватаешь его, а не схватывается, [поэтому] нарекается именем „сокровенное“».
В «Си цы чжуани» (II, 4 [87, с. 391]) как «сокровенный» («мельчайший») охарактеризован исходный импульс движения (дун), обозначенный термином «цзи5» («момент»). Там же далее говорится, что «благородный муж знает и сокровенное, знает и явное».
В «Хань Фэй-цзы» (гл. 39) «знание сокровенного» названо «просветленностью» (мин2) [396, с. 293].