Кобзев А.И.
Философия китайского неоконфуцианства
Содержание
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕОКОНФУЦИАНСТВА
§ 1. Понятие «неоконфуцианство» в китайской терминологии......6
1.1. Термин «сунское учение» (Сун сюэ)...7
1.2. Термин «учение о совершенномудрии» или «учение совершенномудрых» (шэн сюэ)....8
1.3. Термин «учение о реальном» или «реальное учение» (ши сюэ).....9
1.4. Термин «учение [истинного] Пути» (дао сюэ)........9
1.5. Термин «учение о принципе» (ли сюэ) и его развернутые варианты.......12
1.6. Термин «учение о сердце» (синь сюэ).....14
§ 2. Архитектоника неоконфуцианства.......16
2.1. Трихотомическая модель........16
2.2. Значение братьев Чэн.....18
§ 3. Истоки неоконфуцианства.......19
3.1. Роль Хань Юя.........19
3.2. Роль «трех наставников учения о принципе»..........19
§ 4. Завершение неоконфуцианства........19
4.1. Концепция завершения неоконфуцианства при установлении инородной династии Цин (XVII–XVIII вв.).....19
4.2. Концепция завершения неоконфуцианства в связи с началом движения «4 мая» 1919 г. и формированием новой вестернизированной культуры.....20
4.3. Развитие неоконфуцианства в наше время, его место в современной китайской мысли......20
4.4. Соотношение неоконфуцианства с современным конфуцианством и постконфуцианством. Понятие «постнеоконфуцианство»......21
§ 5. Теоретический фундамент неоконфуцианства.......24
5.1. Концепция синтеза конфуцианства, даосизма и буддизма.......24
5.2. Концепция противостояния неоконфуцианства даосизму и буддизму.....25
5.3. Концепция ассимиляции неоконфуцианством даосизма и буддизма.....25
§ 6. Соотношение неоконфуцианства с синхронными идейными образованиями......26
6.1. Концепция четырех идеологий.......26
6.2. Концепция девяти мыслительных моделей.......27
§ 7. Неоконфуцианство как продукт общественного развития.....28
7.1. Концепция китайского Возрождения, породившего неоконфуцианство......29
7.2. Неоконфуцианство как стиль жизни.......29
7.3. Неоконфуцианство как идеология патриархального строя........30
7.4. Неоконфуцианство как идеология мандарината......30
§ 8. Духовная сущность неоконфуцианства......32
8.1. Пять признаков неоконфуцианства как духовно-теоретического образования......32
8.2. Экзистенциалистская интерпретация неоконфуцианства.......34
8.3. Неоконфуцианство как «моральная метафизика».....35
§ 9. Религиозный смысл неоконфуцианства.......37
9.1. Неоконфуцианство как религия.....37
9.2. Неоконфуцианство как нерелигиозный пантеизм.......37
9.3. Неоконфуцианство как атеизм......38
§ 10. Организмическая трактовка неоконфуцианства.........39
§ 11. Значение неоконфуцианства для современной науки.......40
11.1. Неоконфуцианство как «религиофилософия» творческого саморазвития.......40
11.2. Неоконфуцианство как средство решения политико-административных и семейно-родственных проблем.....44
11.3. Неоконфуцианский антимеркантилизм и капитализм......44
11.4. Неоконфуцианский консерватизм.......46
§ 12. Проблемный статус неоконфуцианства в современной синологии.....46
12.1. Место неоконфуцианства в четырехэтапной истории конфуцианства....46
12.2. Учение Ван Янмина как апогей имманентного развития китайской классической философии.....48
ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ВАН ЯНМИНА И ЕГО УЧЕНИЯ......50
§ 1. Место янминизма в дальневосточной культуре прошлого и настоящего....50
§ 2. Основные этапы эволюции восприятия и изучения янминизма в Китае, Японии, на Западе и в России.....53
§ 3. Разнообразие оценок роли учения Ван Янмина в истории китайской культуры и его противоречивые философские квалификации....60
§ 4. Биография и творческий путь Ван Янмина......64
§ 5. Проблема периодизации жизни и творчества Ван Янмина.......94
§ 6. Литературное наследие Ван Янмина.....97
ГЛАВА III. ГЕНЕАЛОГИЯ ФИЛОСОФИИ ВАН ЯНМИНА И ЕЕ СВЯЗЬ С ДАОСИЗМОМ И БУДДИЗМОМ.........101
§ 1. Определение самим Ван Янмином теоретических корней своего учения......101
§ 2. Отношение Ван Янмина к Чжу Си и Лу Цзююаню.......104
§ 3. Субъективный подход Ван Янмина к даосизму и его оценки этого учения......112
§ 4. Объективное соотношение янминизма и даосизма. Понятия «пружина (механико-органистическая сила)» (цзи4) и «детское сердце» (тун синь).....127
§ 5. Теоретические и практические контакты Ван Янмина с буддизмом.....138
§ 6. Особенности критики буддизма Ван Янмином........140
§ 7. Точки соприкосновения янминизма и чань-буддизма.....142
ГЛАВА IV. СУБЪЕКТИВИЗИРОВАННАЯ ОНТОЛОГИЯ....152
§ 1. Анализ определения философии Ван Янмина как субъективно-принципологической антропософии....152
§ 2. Антропологизация и процессуализация понятий в философии Ван Янмина......155
2.1. Понятие «вещь-объект» (у)......155
2.2. Понятие «принцип» (ли).........164
2.3. Понятие «благопристойность» (ли3)......175
2.4. Понятие «знаки-культура» (вэнь).......180
2.5. Понятие «сокровенное» (вэй3)...........182
§ 3. Понятийный синтез Ван Янмина как основа персоноцентризма.......183
§ 4. Онтология Ван Янмина как теория субъективной данности объективного мира. Понятие «безмятежность» (цзи).....189
§ 5. Концепция «единотелесности» человека и вселенной. Понятия «великий человек» (да жэнь) и «великое тело» (да ти).......198
§ 6. Основные структуры философии Ван Янмина и ее обобщающее определение как субъективного натурализма......200
ГЛАВА V. УЧЕНИЕ О ГУМАННОСТИ И ДОЛЖНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, [ИСТИННОМ] ПУТИ И БЛАГОДАТИ......205
§ 1. Категории «благодать» (дэ) как магическая сила и моральный императив и «добро» (шань) как соответствие природе......207
§ 2. Категории «Путь» (дао), «орудийные предметы» (ци2) и «Великий предел» (тай цзи): единство неба и человека в благом абсолюте.........222
§ 3. Категория «гуманность» (жэнь1): любовь к людям и гармония мира.......240
§ 4. Категория «должная справедливость» (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу...244
ГЛАВА VI. МНОГОВЕКОВАЯ ПОЛЕМИКА О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА....249
§ 1. Концепции природы человека от Конфуция до Хань Юя.....249
§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си.....261.
§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином......267
§ 4. Структурное единство представлений о человеческих чувствах в традиционной китайской философии.......274
§ 5. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве. Понятие «предопределение» (мин)......279
ГЛАВА VII. ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.....287
§ 1. Две организмические модели личности: лицо и тело.......287
§ 2. Онтологические предпосылки и компоненты личности тела (шэнь).......299
2.1. Понятие «семя-дух» (цзин2).......299
2.2. Понятия «вселенная» (юй чжоу), «космос» (тянь ди) и их аналоги..........304
2.3. Понятие «пневма» (ци).......307
2.4. Понятия «дух-божество» (шэнь1) и «духи-нави» (гуй).......315
2.5. Понятие «сердце-психика» (синь)......317.
§ 3. Границы лицевого и телесного, личного и человеческого с точки зрения китайской и европейской культур......319
3.1. Человек и животное.......319
3.2. Голова и сердце........321
3.3. Лицо и тело........324
§ 4. Основные этапы эволюции понимания личностив Китае и в Европе.......325
ГЛАВА VIII. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ.......332
§ 1. Гносеологизация онтологического и этизация гносеологического в учении Ван Янмина......332
§ 2. Проблема «знания и действия» в традиционной китайской философии. Концепция их «совпадающего единства» у Ван Янмина.......334
§ 3. «Благосмыслие», «благомочие» и концепция «доведения благосмыслия до конца» у Ван Янмина. Понятия «пустота разума», «рассуждение», «предвидение» и «память».........352
§ 4. Антропо-гносео-праксиологическая классификация Ван Янмина......372
§ 5. Четыре постулата, высказанные Ван Янмином на мосту Небесного источника, и их различные интерпретации.......375
§ 6. Гносеологизм и праксиологизм Ван Янмина как реакция на онтологизм сунских неоконфуцианцев.........378
ГЛАВА IX. ЯНМИНИЗМ ПРИ ЗАКАТЕ ПОСЛЕДНЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДИНАСТИИ
МИН (XVI–XVII вв.)........381
§ 1. Полемика среди последователей Ван Янмина: Ван Цзи, Ван Гэнь и другие ближайшие ученики....381
§ 2. Утопическое «безумие» «прoклятых философов» Тайчжоуской школы: Хэ Синьинь и Ли Чжи.....387
§ 3. Дунлиньская школа: Гу Сяньчэн и Гао Паньлун..........397
ГЛАВА X. НЕОКОНФУЦИАНСТВО ПОД ВЛАСТЬЮ ИНОЗЕМЦЕВ В ЭПОХУ ЦИН (XVII–XVIII вв.)......401
§ 1. Смена династической власти и идейных ориентиров: Цзишаньская школа – Лю Цзунчжоу и Хуан Цзунси.......401
§ 2. Попытка синтеза философии, науки и религии: Фан Ичжи........410
§ 3. Возникновение новой формы неоконфуцианства: от Ван Тинсяна к Гу Яньу.......415
§ 4. Эмпирико-прагматизирующая тенденция: Ван Чуаньшань и школа Янь–Ли.......421
§ 5. Идейная ситуация в XVIII в.: «сциентизм» Дай Чжэня, «ересь» Ван Чжуна и «мальтузианство» Хун Лянцзи.......436
ГЛАВА XI. НАСЛЕДИЕ КОНФУЦИЯ ПРИ НАТИСКЕ «ВАРВАРОВ» НА СРЕДИННУЮ ИМПЕРИЮ
(XIX — начало XX В.).........441
§ 1. Духовный кризис в XIX в. и возрождение «учения о канонах в современных знаках»: Линь Цзэсюй, Гун Цзычжэнь, Вэй Юань......441
§ 2. Христианизация тайпинами древнего идеала Великого равновесия: Хун Сюцюань и Хун Жэньгань....447
§ 3. Начало «поиска истины на Западе»: Ван Тао, Чжэн Гуаньин, Янь Фу......455
§ 4. Провал традиционалистской модернизации и конфуцианские реформаторы: Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун........462
Приложение
ИЗБРАННЫЕ ПЕРЕВОДЫ.....484
Часть I. «ВЕЛИКОЕ УЧЕНИЕ» — конфуцианский канон и неоконфуцианский первоисточник.......483
Раздел 1. Чжу Си. Предисловие к «Великому учению»
с постатейными и по фразовыми [разъяснениями] [1189 г.].........483
Раздел 2. Ван Янмин. Вопросы к «Великому учению» [1527 г.]........488
Часть II. Эссе Ван Янмина, вошедшие в антологию образцовой литературы «Шедевры прозы древнего стиля» («Гу вэнь гуань чжи», 1695 г.).......500
Раздел 1. Запись о посвященном канонам зале библиотеки у горы [Гуй]цзи [1525 г.]...500
Раздел 2. Запись о капище Сяна [1508 г.].......503
Раздел 3. Поминальное слово о захоронении путешественника [1509 г.]......506
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........509
Библиографические сокращения........539
УКАЗАТЕЛИ..........540
Указатель иероглифических терминов........540
Указатель имен........564
Указатель китайских и японских произведений.........578
Иероглифический указатель к списку цитируемой литературы.......595