Рыков С.Ю.
Древнекитайская философия. Курс лекций
Предисловие
С.Ю.Рыков. Древнекитайская философия. Курс лекцийИстория китайской философии насчитывает около двух с половиной тысяч лет. За это время китайская философия стала неотъемлемой частью не только китайской культуры, но и духовного облика большинства стран Восточной Азии. Она превратилась в духовный стержень социальной жизни, фундамент, на котором покоилась вся культурная традиция этих стран, глубоко проникла в жизнь их народа, сформировала стереотипы массового сознания, поистине став общекультурным мировоззрением. Поэтому-то можно рассматривать китайскую классическую философию как «зеркало китайской цивилизации» (по Жэнь Цзиюю). Попытка отвергнуть старое в Китае была предпринята в 1973–1976 гг. во время проведения кампании «критики Линь Бяо и Конфуция». Но при отрицании идеалов Конфуция началась реабилитация другого, в свое время весьма влиятельного древнего стиля мысли – легизма – что, опять же, показывает глубокую зависимость Китая от своих традиций.
В современном российском обществе замечается все повышающийся интерес к Китаю, прежде всего, видимо, связанный с изменившимися положениями Китая и России на международной политической арене и с той позицией Китая к России, которую последний может занять. Чтобы вернее оценить действия современного Китая, чуть глубже понять китайское мировоззрение, мировосприятие и способ мышления, необходимо исходить не только из сложившейся политической ситуации, но и из знания культуры Китая в самом широком смысле. Беря же во внимание огромную живучесть традиции, исконно подпитывающейся философией, всегда бывшей в Китае подлинной «царицей наук», можно сказать, что, знание культуры Китая современного оказывается невозможным без знания культуры Китая древнего, а последнее – без знания классической китайской философии.
Если для непрофессионала изучение китайской философии может помочь лучше разобраться в современном Китае, то для философа ее изучение может быть вопросом всей его профессии. Как известно, западная философия по оценке самих западных философов всегда находится в перманентном кризисе своих оснований (примерно так же, как для древних китайских мыслителей в перманентном кризисе находилась Поднебесная). В разные времена это заставляло Запад прибегать к разным инородным источникам для собственного обновления. В поисках разрешения нынешнего кризиса (прежде всего кризиса оснований, целей и ценностей, которые давала философия модерна, а затем уже и более прямо ощущаемого кризиса социального, связанного с принижением места философии в обществе, в общественном мнении и в общественных структурах) западная философия стала обращаться к философии Востока, и не в последнюю очередь к философии Китая, в духовном наследии которой многие современные мыслители пытаются найти пути решения наболевших для современной философии и науки проблем, связанных с переходом человечества к стадии потребительского и техногенно-информационного общества, вступающего в конфликт со многими морально-этическими нормами прошлого, а также с поиском новых идей, которые обогатили бы саму западную науку.
Однако при всей важности изучения духовной культуры Китая и развитости мировой и российской синологии, у нас в стране фактически нет удовлетворяющих всем соответствующим критериям современных учебников или учебных пособий по древнекитайской философии[1]. В некоторой степени заполнить указанную лакуну призван настоящий курс лекций. Он рассчитан на изложение основных идей и ходов мысли в китайской философской древности, которую небезосновательно называют «Золотым веком» китайской философии. От других учебных пособий по сходной проблематике его отличают следующие особенности.
Во-первых, в настоящий курс включен значительный материал по древнекитайским гносеологическим и протологическим воззрениям. Гносеологическая и протологическая проблематика древнекитайской философии в отечественной синологии до сих пор не столь разработана, как, например, методологическая или этико-политическая, и это неизбежно сказывается на учебных пособиях. Данный курс лекций знакомит читателя с новейшими исследованиям по данной тематике.
Во-вторых, в настоящий курс добавлен значительный и переработанный материал по философии поздних моистов. Изучению школы Мо-цзы в нашей стране до сих пор были посвящены лишь работы М.Л. Титаренко, во многом включающие устаревший материал. Настоящий курс знакомит читателя с философией поздних моистов на основе реконструкций крупнейшего и авторитетнейшего западного исследователя моизма А.Ч. Грэма.
В-третьих, данный курс предполагает изложение древнекитайской философии исторически. Порядок изложения философских течений и персоналий в нем строится не по функциональному принципу (важности и/или контрастности философских течений и систем отдельных мыслителей) и не всецело хронологически. Изложение отталкивается от фактов хронологии, но пытается связать их общим смыслом и показывает логику их возникновения и трансформаций. Такое изложение всегда может быть оспорено в теоретическом плане, но значительно выигрывает в педагогическом (в упорядочении знаний в голове учащегося и в быстроте запоминания). В значительной степени идея и изложение истории древнекитайской философии в данном курсе лекций восходит к историко-философской концепции уже упоминавшегося крупнейшего западного синолога А.Ч. Грэма.
Текст курса лекций поделен на Предисловие, двенадцать Лекций, содержащих основные данные по философии Древнего Китая, и Рекомендованную литературу.
Курс лекций адресован прежде всего студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, но также будет интересен и широкому кругу читателей, только начинающих знакомство с философской традицией Индии. Именно поэтому автором было принято решение не перегружать текст лекций трудными для понимания и/или чересчур усложненными наукообразными формулировками и при изложении материала использовать стиль речи, не перестающий быть научным, но в то же время наиболее приближенный к разговорному.
- ↑ Из имеющегося весьма скудного набора учебных материалов в настоящее время обычно пользуются либо переведенной с английского работой: Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия. 1998; либо переведенной с китайского: История китайской философии: Пер. с кит./Общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс. 1989. Однако обе работы в силу времени написания в качестве учебного материала в большой степени устарели. Есть довольно объемный материал по древнекитайской философии в книге Васильев Л.С. Древний Китай : в 3 т. Ин-т востоковедения РАН. М., Вост. лит. 1995-2006. Т. 3., однако, он не полон (в нем почти нет информации по китайским софистам). Компендиумом всех знаний по духовной культуре Китая, в том числе и по китайской философии и ее особенностям выступает получившая Госпремию 2010 года Духовная культура Китая. М.: Вост. лит. 2006-2010. Т. 1–6., однако, зачастую форма подачи материала в данной энциклопедии введу специфики жанра слишком конспективна и бегла, чтобы быть в полной мере подходящей для педагогических целей.