禹, Да Юй (Великий Юй), Ся Юй (Сяский Юй). В древнекитайской мифологии культурный герой, усмиритель потопа. Существует предположение, что его культ сложился в основном в бассейне р. Янцзы, т.к. многие деяния Юя связаны с различными местностями в совр. пров. Чжэцзян и Сычуань (Д.В. Деопик). Есть основания полагать, что этимологически имя Юй имеет отношение к земноводным существам (у Л.Д Позднеевой он – Молодой Дракон, у А. Биррел – След Рептилии). Согласно мифу, Юй родился из тела своего отца
Гуня, принявшего перед смертью облик трехлапой черепахи (медведя, по др. версии — желтого дракона, см.
Лун). Выйдя из чрева умершего отца, Юй имел облик двурогого дракона (
цю [
1]). В памятниках начала н.э. мать рождает Юя от проглоченной ею чудесной жемчужины в Каменной впадине — Шияо. Отец Юя потерпел неудачу, борясь с потопом, и был казнен за это. Миф о Юе можно реконструировать по отд. фрагментам примерно в таком виде: Верховный владыка (
Шан-ди) приказал Юю завершить дело отца, дав ему
си жан — «саморастущую землю». Когда Юй стал проводить каналы и исправлять русла рек, ему помогал дракон Ин-лун (по др. вариантам — желтый дракон, к-рый полз впереди и волочил свой хвост, чертя направление для будущих потоков воды). За Юем ползла черепаха, таща на спине зеленую глину. Когда, усмиряя воды, Юй дошел до р. Хуанхэ, из нее вышел дух реки
Хэ-бо, видимо, чтобы помочь Юю. Когда он буравил проход сквозь гору Лунмэнь (Ворота дракона), существо со светящейся жемчужиной во рту (по одной версии — кабан, по другой — черная змея) освещало ему путь. В пещере он встретил также божество со змеиным туловищем, к-рое вручило ему нефритовую пластинку длиной 1
чи и 2
цуня для измерения неба и земли (постоянный атрибут Юя). Юю приписывается и разделение одной из гор, мешающей течению Хуанхэ, на три части (совр. Саньмэнься). Усмиряя потоп, Юй трижды доходил до горы Тунбо (на юго-западе совр. пров. Хэнань), но не мог справиться с бушевавшей там стихией. Он призвал на помощь богов Поднебесной, считая, что во всем виноваты чудовища и злые духи. Только так он справился со стихией. Землеустроительная функция Юя постоянно сочеталась и с характерной для архаического мифического героя очистительной функцией: отводя воду, он уничтожал всякую нечисть. Усмиряя потоп, Юй обошел весь Китай и др. земли. Юю приписывается разделение Китая на девять областей (
Цзю чжоу), прокладка девяти осн. дорог, ограждение насыпями девяти озер и измерение девяти горных вершин (см.
Сяншучжи-сюэ). Юй велел своим помощникам Шу-хаю и Да-чжану измерить землю. Один шел с востока на запад и насчитал 200 млн. 33 тыс. 500
ли, и 75 шагов, др. — с запада на восток и насчитал столько же. Юй приказал выдать народу рис и сеять его в низинах, установил перечень и размер податей с разных местностей страны. Собрав всю бронзу, к-рую поднесли Юю правители уделов, он отлил девять громадных треножников, каждый из к-рых могли сдвинуть с места лишь 90 тыс. человек. На треножниках были изображения многочисл. злых духов для того, чтобы люди при встрече с нечистью сразу же распознавали ее и могли избежать напасти. Государь
Шунь, восхищаясь мудростью и трудолюбием Юя, передал ему престол, и Юй стал основателем легендарной династии Ся. Его атрибутами считались уровень и веревка, всегда находившиеся у него слева, а также циркуль и угольник, находившиеся справа.
Литература:
Деопик Д.В. Элементы южной традиции в китайском мифе // НК ОГК. Ч. 1. 1972, с. 208–217;
Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979, с. 115–127;
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
Сюй Цзянь-чунь. Да Юй чжи шуй шэньхуа яньцзю-чжун-ды синь фасянь // Цзянси шэкэсюэ. 1990, № 4, с. 113–117;
Чжан Чжэнь-ли. Да Юй чжи шуй шэньхуа шоюань (Истоки мифа о Великом Юе, усмирившем поток) // Чжун-юань гудянь шэньхуа любянь лунь као. Шанхай, 1991, с. 209–236;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 284–285.
Автор: Рифтин Б.Л.
Источники:
Цюй Юань. Стихи. М., 1954, с. 30;
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ. (Молодой Дракон);
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, указ. Т. II / Пер. тех же. М., 2003, указ. Т. III / Пер. Р.В.Вяткина. М., указ. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986; Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Шицзин (Книга песен и гимнов) / Пер. А.А.Штукина. М., 1987, с. 233; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.;
Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. I, II. М., 2001, указ.; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.;
Legge J. The Chinese Classics. Vol. III, pt I. Hong Kong, 1960, p. 52 – 171.
Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ. (След Рептилии);
Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977, с. 394 – 398;
Гране М. Китайская мысль. М., 2004, с. 114 – 122, указ.;
Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., 2000, указ.;
Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, указ.;
Чжао Ню-лань. О главе «Дары Юя» («Юй гун») в «Книге преданий» («Шан шу») // XI НК ОГК. Ч. 1. М., 1980, с. 54 – 60;
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.;
Син Шу-чжи. Юй гун синь цзе («Дары Юя» в новом разъяснении). Пекин, 1968;
Eberhard W. Lokalkuituren im alten China. T. I. Leiden, 1942, S. 368. T. II. Peiping, 1942, S. 380 – 381;
Chu Wan-li. On the Data of the Yu-kung // Bulletin of the Institute of History and Philology, Academia Sinica. Vol. XXXV. Taipei, 1964;
Maspero H. Légendes mythologiques dans le Chou king // Journal Asiatique. Vol. CCIV. 1924, p. 70 – 73.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 760-762.