社稷 духи земли (Шэ) и духи злаков (Цзи). Жертвоприношение духам земли и злаков совершалось для испрошения благополучия вселенной и для выражения благодарности за их благодетельные действия, т.к. без земли человеку не на чем было бы стоять, а без хлеба ему нечем было бы кормиться. Поскольку земля огромна и ее нельзя чтить повсюду, для чествования ее насыпали жертвенник из земли. Точно так же, ввиду того что каждому из злаков, при их многочисленности, поклоняться невозможно, жертвоприношения совершались в честь осн. и древнейшей культуры — проса (
цзи [14], см.
Хоу-цзи). В первом случае жертвы возносились духу пяти видов земли, а во втором — духу пяти видов злаков. Злаки и земля общими силами питают человека, поэтому жертвы приносились им совместно. Поскольку сын Неба (
тянь цзы) - император являлся владыкой всей земли, жертвоприношение духам земли и злаков совершал именно он.
Источники: Попов П.С. Китайский пантеон. Т. VI. СПб., 1907, с. 17–18;
то же // Всё о Китае. Т. 1. М., 2003.
По материалам П.С. Попова
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 759.