石鼓 «каменные барабаны». Десять культовых яйцеобразных тумб из камня с усеченным верхом и низом, по форме напоминающих барабаны (отсюда название), с опоясывающим верх шестирично членящимся орнаментом из выпуклых кружков и выбитыми на верхней плоскости поэтическими текстами, посвященными ритуальной охоте правителя (
цзюнь цзы). Позднее подобные артефакты получили название «охотничий мемориальный камень» (ле цзе
猎碣). До нач. ХХ в. «каменные барабаны» считались либо изготовленными в эпоху Зап. Чжоу при Чэн-ване (1024 – 1005) или Сюань-ване (827 – 782), либо подделанными при северовэйском Тай У-ди (440 – 452), или западновэйском Вэнь-ди (535 – 551), или при Сев. Чжоу (557 – 581). По мнению современных ученых, они были созданы в эпоху Вост. Чжоу, в период от 770 до н.э. (Го Мо-жо) до 374 до н.э. (Тан Лань, В.М.Крюков). Найдены в VII в. в Тяньсине
天兴 (совр. г. Баоцзи пров. Шэньси) при неясных обстоятельствах. В период Южн. Сун (1127 – 1279) находились у чжурчжэней и очень пострадали. Сохранились сделанные с них до этого (1049 – 1054 и на руб. XI – XII вв.) три эстампажа, находящиеся ныне в Японии. При маньчжурском имп. Цянь-луне (правил в 1735 – 1796) были сделаны их каменные копии (Цянь-лун ши гу), к-рые в наст. время располагаются в Храме Конфуция (
Кун мяо) в Пекине, в «Воротах Великого свершения» (Дачэн-мэнь), ведущих во второй, главный его двор. Стоявшие там ранее оригиналы хранятся в Музее Старого [императорского] дворца (Гугун боуюань).
На каждом «барабане» большим уставным почерком (дачжуань
大篆) выбито отдельное рифмованное стихотворение с четырехсложной строкой (за искл. шести пятисложных). Текст разбит на столбцы по 6 – 7 иероглифов без учета деления на строки. Все стихотворения объемом от 17 до 22 строк в целом состоят из ок. 740 иероглифов. На одном из «барабанов» текст полностью утрачен, на остальных не хватает от трех знаков до половины, что однако, в значительной мере компенсируется северосунскими эстампажами. Остается загадочной последовательность надписей, поскольку неясно, как изначально должны были взаимно располагаться в пространстве их носители. Имеются рус. переводы одной надписи (М.В.Крюков, 1978) и всех сохранившихся с реконструированным воспроизведением оригинала (В.В.Дорофеева [Лихтман], 1984).
Стилистически «Письмена на каменных барабанах» («Ши гу вэнь») соответствуют поэтической традиции
«Ши цзина» («Канон стихов») и даже помогают прояснить смысл темного текстолого-нумерологического (
сяншучжи-сюэ) термина «ши» [16]
什 («десяток»), к-рым в каноне обозначены группы стихотворений, составляющие специфический структурный элемент его изощренной архитектоники. Идейно «Письмена на Каменных барабанах», по-видимому, должны были «лапидарным слогом», обращенным в вечность, выразить претензию считавшегося полуварварским царства Цинь на культурное равенство с «центральными государствами» (чжун го). Об этом свидетельствуют упомянутые в них сын Неба (тянь цзы, см.
Тянь [1]), царь (ван [1]), князь (гун [2]) и великий жрец (да чжу
大祝).
Находка «барабанов» сразу стала важным культурным событием, на к-рое откликнулись изящным словом выдающиеся деятели кит. культуры, в частности, Чжан Юэ
张说 (667 – 730), Ду Фу (712 – 770),
Хань Юй (768 – 824) и Су Ши (1037 – 1101) (два последних в одноименных «Ши гу гэ
歌» - «Песня о Каменных барабанах»). Их каллиграфией восхищались знаменитые мастера нач. эпохи Тан - Оуян Сюнь
欧阳询, Юй Ши-нань
虞世南 и Чу Суй-лян
禇遂良, а прославившийся в эпоху Мин знаток старины Лан Ин
郎瑛 (ок. 1487 – 1566) считал ее образцовой среди «охотничьих мемориальных камней». Посвященные «барабанам» многочисленные исследования, как правило, составляют специальный раздел в каталогах по эпиграфике. Подробную сводку лит-ры о них опубликовал в 1933 в Шанхае Ю Юнь-лун.
Источники:
Го Мо-жо. Ши гу вэнь яньцзю (Исследование «Письмен на Каменных барабанах»). Шанхай, 1951; Акадзука Киёси. Исикобун син кэнкю (Новое исследование «Письмен на Каменных барабанов») // Ниппон кокоцу гаккай. 1976, № 11, 1980, № 12; Крюков М.В., Хуан Шуин. Древнекитайский язык. М., 1978, с. 146 – 148, 356; Дорофеева В.В. Надписи на «каменных барабанах» - памятник древнекит. поэзии // XV НК ОГК. Ч. 1. М., 1984, с. 104 – 118.
Литература:
Карапетьянц А.М. К вопросу о лингвистической датировке древнекитайских памятников // Ученые записки Тартуского ун-та. 1969, вып. 201 (Труды по востоковедению, № 1); Крюков М.В. Древнекитайские стихотворные надписи IV в. до н.э. и традиции «Шицзина» // Жанры и стили литератур Китая и Кореи. М., 1972, с. 4 – 11; Рычило Б.П., Солнцев М.В. Пекин. М., 2000, с. 142; Тан Лань. Ши гу няньдай као (Исследование эпохи [создания] «Каменных барабанов) // Гу гун боуюань юанькань (Альманах Музея Старого [императорского] дворца). Пекин, 1958, № 1.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 741-742.