拙 неумелость. Понятие
даосизма, применявшееся гл. обр. в кит. эстетич. мысли. Иероглиф
чжо состоит из графем «рука» и «выходить», подразумевающих «грубое» ручное изготовление. Восходит к основополагающему даос. трактату
«Дао дэ цзин» (IV–II вв. до н.э.), где утверждается, что «великое мастерство подобно неумелости» (§ 45), т.е. оставляет впечатление безыскусности из-за своей предельной естественности. Ассоциируется с понятием
гу [
2] — древность, старость; антоним
чжо цяо —искусность. К
чжо близко по смыслу понятие
шэн [
2] (необработанное, сырое, естественное), к-рое, однако, иногда применяется для обозначения художеств. незрелости. В традиц. кит. эстетике
чжо и
шэн [
2] понимаются как условия подлинного «изящества» (
я) и природосообразной «культурности» (
вэнь). По определению известного теоретика живописи Линь Шу (XVII в.), «неумелость — это то, что ощущается как дух. Первое впечатление, что это — крайняя неумелость, посмотришь еще раз, а это — необыкновенное изящество».
Литература:
Кривцов В.А. Эстетика даосизма. М., 1993, с. 87–89.
По материалам В.А. Кривцова
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 578.