展子虔, 550?, область Бохай
渤海 (в совр. пров. Хэбэй), - 617?. Один из крупнейших художников VI – начала VII в.
Сведения о жизни и творчестве Чжань Цзы-цяня содержатся в нескольких сочинениях по истории китайской живописи, в т. ч. трактатах
«Ли дай мин хуа цзи» 歷代名畫記 («Записи/Записки о знаменитых картинах/художниках прошлых эпох») Чжан Янь-юаня
張彥遠 (810?-890?) и
«Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя
郭若虛 (XI в.). В них сообщается, что этот художник происходил из северо-востока Китая, родился в период правления царства Северное Ци (Бэй Ци
北齊, 550-549), был живописцем при дворах царства Северное Чжоу (Бэй Чжоу
北周, 557-581) и империи Суй
隨 (581-618). И что он активно работал в станковой, монументальной живописи и во всех существовавших в то время жанрах:
жэнь-у (
хуа)
人物 (畫), «живопись/изображение фигур», создавая портреты, композиции на религиозные и бытовые темы, воспроизводившие дворцы и сцены придворной жизни, а также анималистические произведения; и в пейзаже –
шань-шуй (
хуа)
山水 (畫), «живопись/изображения гор и вод»; кроме того, владел искусством ваяния. Согласно письменным данным, Чжань Цзы-цянь выполнил внушительное число стенописей в буддийских монастырях (например, Гуанмин-сы
光明寺, Линбаосы
靈寶寺, Юньхуасы
雲華寺), находившихся в самых разных местах - на территории совр. пров. Шэньси, Хэнань, Цзянсу и Чжэцзян, что свидетельствует о широкой известности мастера среди современников. Не исключено, что его кисти принадлежит несколько композиций в знаменитом пещерном монастыре Могао
莫高 (
Дуньхуан 敦煌).
В трактате Чжан Янь-юаня упоминается более десяти станковых произведений Чжань Цзы-цяня, в т. ч. «Чанъань чэ ма жэнь у ту»
長安車馬人物圖 («Люди и колесницы, [запряженные] лошадьми в Чанъяне»), «Цза гун юань ту»
雜宮苑圖 («Различные дворцы и парки»), «Нань цзяо ту»
南郊圖 («Южное предместье/Южное предместное святилище» - варианты перевода названия картины объясняются тем, что «цзяо» - специфический ритуальный термин, означающий т.н. предместные храмы/святилища, в которых приносились сезонные жертвоприношения). Еще несколько работ мастера названы в трактате начала XII в. «Сюань-хэ хуапу»
宣和畫譜 («Каталог живописи [периода правления под девизом] Сюань-хэ»): «Ши ма ту»
十馬圖 («Десять скакунов»), «Цзе ин ту»
接鷹圖 («Быстрый ястреб»), «Чжай гуа ту»
摘瓜圖 («Сбор тыкв»), а также картина «Ши Лэ вэнь дао ту»
石勒問道圖 («Ши Лэ вопрошает о Дао/Пути»), изображавшая, видимо, знаменитого военачальника и государственного деятеля нач. IV в. Ши Лэ
石勒 (274-333), и портрет Ван Ши-чуна
王世充 (?-621), известного военачальника эпохи Суй. Следовательно, творчество Чжан Цзы-цяня высоко ценилось и в эпоху Северная Сун (Бэй Сун
北宋, 960-1127), а в императорской коллекции хранилось немало его работ. Однако в дальнейшем его художественное наследие было почти полностью утрачено, последним о неких картинах кисти мастера из частных коллекций упоминает крупнейший теоретик и эксперт живописи второй половины эпохи Мин
明 (1368-1644)
Дун Ци-чан.
Известно только одно произведение Чжань Цзы-цяня, сохранившееся в копии XI-XII вв., – картина «Ю чунь ту»
遊春圖 («Весенняя прогулка» , 43х80,5 см, шелк, краски. Музей Гугун, г. Пекин). В нем изображен привлекающий декоративностью вид обрамленной горами реки, выполненный в сероватых, голубых, зеленых, синих, желтых и оранжевых тонах. Регулярность в расположении планов гармонирует с графической остротой линий и ритмичностью силуэтов. Очерченные четким контуром скалы, подобно пейзажному фону в картине
Гу Кай-чжи (IV в.), сгруппированы т. н. кулисами. Добиваясь композиционной целостности, Чжань Цзы-цянь вместе с тем экспериментирует в области перспективы: художник выделяет ближний план, заполненный крупными, резко очерченными строениями и деревьями; средний план, состоящий из скал и деревьев меньшего масштаба; и задний план, образованный уходящими вдаль холмами. Центр композиции отделен от ближнего плана речным потоком, струящимся в легкой дымке, что создает впечатление протяженности пространства. Картина насыщена множеством тонко проработанных фрагментов – фигурками людей в светлых, праздничных одеждах, цветущими кронами сливовых деревьев, подчеркивающих величественный масштаб горного ландшафта и придающих картине радостное настроение.
В современном искусствоведении принята точка зрения, что картина Чжан Цзы-цяня, отражая начальный процесс формирования китайского пейзажа, играет роль связующего звена между живописью эпохи Шести династий (Лю-чао
六朝, III-VI вв.), представленной работами Гу Кай-чжи, и творчеством художников эпохи Тан
唐 (618-906). Высказывается также версия (в т. ч. Чжу Жуй-гэнем
朱睿根) о зарождение в живописи этого мастера «сине-зеленого пейзажа» (
цинлюй-шаньшуй 青綠山水), занявшего ведущее место в академическом искусстве эпохи Тан.
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал/Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк. М., 1978;
Чжан Янь-юань. Лидай минхуа цзи (Записки о знаменитых картинах прошлых династий). Шанхай, 2002
Литература:
Виноградова Н. А. Китайская
пейзажная живопись.
М., 1972;
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004;
Ван Бо-минь. Чжан Цзы-цянь. Шанхай, 1958;
Фу Бао-ши. Чжунго гудай шань шуй хуа ши дэ яньцзю (Исследование истории древнекитайской пейзажной живописи). Шанхай, 1962;
У Юй-гуй. Суй, Тан, У дай ([Эпохи] Суй, Тан и Пяти династий) // Чжунго фэнсу тунши (Общая история обычаев и нравов Китая). Т.5. Шанхай, 2001;
Чжу Жуй-гэнь. Ю чунь ту (Картина «Весенняя прогулка» [Чжан Цзы-цяня]) // Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 2. Пекин, 1986; Chinese Painting and Calligraphy. 5-th century B.C. – 20-th century A.D. Beijing, 1984;
Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1,3. L., 1958.
Ст. опубл.: Духовная
культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 818-819.