Дворец наук (ученый двор) у [зап. ворот] Цзи (Цзися сюэ гун) — древнейшая в Китае научно-филос. академия, созданная правителями гос-ва Ци и действовавшая более столетия (возможно, до 150 лет) со 2-й четверти IV в. до н.э. в Линьцзы, столице гос-ва Ци (совр. г. Цзыбо пров. Шаньдун). Название академии связано с ее местоположением в городе, ставшем в то время крупнейшим урбанистич. центром с населением до 300 тыс. чел. В деятельности Цзися принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных филос. школ (за исключением чистых моистов
мо-цзя) —
конфуцианства,
даосизма,
легизма,
мин-цзя,
иньян-цзя (
Мэн-цзы и
Сюнь-цзы, Тянь Пянь и Хуань Юань, Шэнь Дао, Сун Цзянь,
Инь Вэнь, Тянь Ба и Эр Шо, Цзоу Янь и Цзоу Ши). По сообщению
Сыма Цяня («Ши цзи», гл. 46), 76 виднейших из них правитель Сюань-ван назначил старшими сановниками (шан да фу). Обсуждавшаяся в Цзися проблематика отражена гл. обр. в энциклопедич. трактате
«Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), а также в
«Янь-цзы чунь цю» («Вёсны и осени Янь-цзы», III–II вв. до н.э.), «Сыма фа» («Законы Сыма», IV в. до н.э., см.
Бин-цзя) и др. В условиях официально поощряемой дискуссии в Цзися уточнялись теоретич. позиции и рождались первые формы синтеза основных идейных направлений кит. философии. В итоге сложилось и собственно «учение Цзися» (цзися-сюэ), отмеченное общей даос. ориентацией. Его крупнейшими представителями считаются Сун Цзянь и Инь Вэнь (IV в. до н.э.; см.
Сунъинь-сюэпай), привнесшие в даосизм специфический для созданной ими школы интерес к гносео-психологич. проблематике, что отражено в 36 – 38 и 49-й главах «Гуань-цзы»: «Синь шу» («Искусство сердца»), «Бай шу» («Чистое сердце») и «Нэй е» («Внутренняя деятельность»).
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, с. 288–290; т. 2. М., 1973, с. 25–40, 51–57, 147–149; Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. М., 1994, с. 132–139; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VII. М., 1996, с. 168–172.
Литература:
Быков Ф.С. Философская школа «Цзи ся» // ПДВ. 1977, № 2, с. 122–133; Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959, с. 318–361; он же. Философы древнего Китая. М., 1961, с. 217–266; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 417–418; Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1994, с. 102–118.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 539.