«управа огня». В поздней китайской даосской мифологии одна из небесных управ (см.
У фан шэнь), в к-рой служат все божества огня (
хо-шэнь). Главой этой управы считается Ло Сюань, имеющий титул Хо-дэ син-цзюнь (Государь звезды Огня, т.е., по европейской терминологии, — планеты Марс). Его помощниками выступают 5 божеств: Чжу Чжао, Гао Чжэнь, Фан Гуй, Ван Цзяо и Лю Хуань, первые четыре — божества звезд, а 5-й имеет титул Цзе-хо тянь-цзюнь (Принимающий огонь небесный государь). К Xо-бу относят также духа Чи-цзин-цзы, древнейшего бога огня
Чжу-жуна, а также нек-рых местных божеств огня, почитавшихся древними китайцами, например Хуй-лу, к-рому приносили жертвы в царстве Чжэн и к-рого иногда отождествляют с неким У Хуем, бывшим сподвижником мифического государя
Ди Ку. К этому же ведомству относятся еще
Се тянь-цзюнь, братья Чун и Ли, являющиеся потомками мифического государя
Чжуань-сюя.
Считается, что глава Xо-бу Ло Сюань — даос, именуемый также Янь-чжун сянь (Бессмертный из пламени), происходит с о-ва Холундао (Огненного дракона, см.
Лун). Его представляют трехглазым с красными волосами и красной бородой, кроваво-красным лицом, страшными стальными клыками, в ярко-красной одежде, украшенной изображениями восьми триграмм — ба гуа, см.
гуа [2]).
Его боевой конь красной масти изрыгает огонь.
В позднесредневековых преданиях, действие в к-рых отнесено к концу дин. Шан-Инь (XII/XI в.) и изложенных в фантастич. эпопее «Фэн шэнь янь-и» («Возвышение в ранг духов», XVI в.). Ло Сюань воюет на стороне Инь Цзяо — сына последнего правителя династии Инь Чжоу-Синя. Он обладает способностью во время боя превращаться в шестирукого и трехлицего исполина, причем в каждой руке его оказывается магическое оружие: небесная печать, огненное колесо пяти драконов (лун), кувшин десяти тысяч огненных воронов, трубка (?), с помощью к-рой можно насылать облака и дым, а в двух руках по летающему клинку, испускающему огонь и дым.
Ло Сюань являет все свое магическое искусство в битве при г. Сици, но прибывшая на помощь кудеснику
Цзян тай-гуну дочь
Си-ван-му принцесса Лун-цзи насылает дождь, окончательно добивает его появившийся
Ли тянь-ван. Лю Хуань, один из пяти помощников Ло Сюаня, изображался с желтым лицом, в черном одеянии.
По др. источникам, Хо-дэ син-цзюнь — это дух древнего божества юга
Янь-ди, в свою очередь отождествляемого с божеством земледелия
Шэнь-нуном. Хо-дэ син-цзюню приносили жертвы как богу огня, моля избавить от пожара. Дух Чи-цзин-цзы («красный дух») рассматривается в даосской космогонии как воплощение огня (см.
У син). Считается, что он родился на юге, на горе Шитан, у него красное тело, красные волосы и борода, на нем одежда из красных листьев (в одежде из листьев позднесредневековые кит. художники изображали своих первопредков). Согласно «Шэнь сянь тунцзянь» («Зерцало бессмертных»), он добыл огонь (трением?) из шелковицы и этот огонь в соединении с водой дал ростки земной жизни.
Литература:
Сюй Чжун-линь. Фэн шэнь яньи (Возвышение в ранг духов). Пекин, 1955, с. 615–626;
Dorй H. Researches into Chinese Superstitions. Schangai, 1933, vol. 10, p. 119–130;
Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 194–199.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 658.