АННОТАЦИЯ: В данной статье на примере биографии Люй Дуаня (935–1000 гг.), чиновника империи Северная Сун, рассматривается феномен политического компромисса. Этот феномен оказал огромное влияние на историю рассматриваемого периода, так как, с одной стороны, был необходим для поддержания стабильности в стране, с другой — в условиях политического компромисса невозможны были преобразования и изменение баланса сил в государственном аппарате. В статье подробно рассмотрены механизмы появления данного феномена и его роль в политической жизни начала XI в.
****************************
Данная статья
[1] является продолжением серии наших статей о чиновничестве в империи Северная Сун (960–1127 гг.) [3; 4; 5; 6] и посвящена рассмотрению такого феномена политической борьбы как компромисс. Достижение компромиссов — важнейший способ удержания власти на всех этапах борьбы за неё: борьбы за достижение власти, за удержание власти, за возможность реализации власти, за передачу власти [2, с. 62]. В статье рассматриваются некоторые особенности достижения компромисса между основными участниками политической борьбы и его поддержания, что помогает понять общую динамику политического процесса в Северной Сун.
Вторая половина X в. была временем становления единого государства в Восточной Азии после более чем 50 лет децентрализации времён периода Пяти династий и Десяти царств (907–960 гг.). За это время структура централизованного управления времён империи Тан была полностью разрушена, и сунскому императору Тай-цзу (960–976 гг.) и его окружению пришлось восстанавливать её почти полностью.
Формирование нового государства сопровождалось постоянной политической борьбой как в столице, так и в провинции. Так как Сунская империя была создана из нескольких независимых государств, включённых в состав империи как военными, так дипломатическими путями, в сунский административный аппарат оказались инкорпорированы территориальные элиты покорённых и включённых в империю царств и территорий
[2] [13, c. 220–221].
Важно отметить, что каждый из чиновников в центральном правительстве империи Сун выражал интересы того или иного политического центра. Об это свидетельствует тот факт, что чиновники поддерживали тесный контакт с территориальной элитой своей родной области при помощи родственных или патрон-клиентских отношений. Особенно ярко это проявилось во время организации мятежа Чжао Тинмэя в 985 году, сведения о котором сохранились в биографии Лу Досюня в
Сунши («История [династии] Сун»)
[3]. Организация этого мятежа осуществлялась полностью через родственные каналы, несмотря на то, что люди, задействованные в этом мятеже, служили в разных ведомствах и местах. Именно место рождения и родственные связи считали важным и составители официальных биографий, так как они указывались сразу после его имени. И этот порядок остаётся неизменным для всех биографий этого периода.
Таким образом, в центральном аппарате всегда присутствовало несколько сформированных по региональному принципу группировок, которые явно или скрытно противостояли друг другу. Итогом противостояния двух или более группировок при дворе становились изменения в структуре управления государством, в результате которых сторонам удавалось придти к определённому компромиссу между собой. То есть, если в результате этой борьбы между группировками одной из сторон удавалось победить другую, то это изменение в политической расстановке влияло и на структуру государства. Чаще всего это изменение принимало вид политических преобразований.
В период Северной Сун некоторым политическим деятелям, лавируя между различными группировками, удавалось стать гарантами этого компромисса. В этот момент они уже не защищали интересы одной из группировок, а стремились как можно дольше удерживать равновесие между противоборствующими сторонами. В итоге они набирали такой политический вес, что под их контролем находилось всё сунское государство в целом. Именно они и являлись «носителями компромисса».
Компромисс в данном случае — добровольное или принудительное признание существующей расстановки политических сил всеми участниками политической борьбы. Компромисс позволял на время приостановить политическую борьбу или же сделать её менее ожесточённой, что является необходимым условием для проведения преобразований в самой системе управления государством. Важно отметить, что в случае невозможности заключения компромисса между сторонами на протяжении длительного времени, придворная политическая борьба перетекала в гражданскую войну.
Именно в период, когда компромисс между элитами был достигнут, проводилась большая часть преобразований. Эти периоды были необходимы для достижения стабильности в государстве и для его развития. Гарантами сохранения этого «перемирия» между политическими группировками при дворе и был один из политических деятелей, которому в результате этого компромисса удавалось встать над политической борьбой. Для обозначения этого феномена используется термин «носитель политического компромисса».
Одним из носителей компромисса в истории империи Северная Сун стал Люй Дуань (935–1000 гг.),
цзайсян (первый министр) времён правления императоров Тай-цзу (960–976 гг.) и Тай-цзуна (976–997 гг.). Для изучения этого феномена целесообразно рассмотреть его биографию в «Истории [династии] Сун» (
Сунши) [СШ, с. 4823–4840].
Прежде чем начать анализировать биографию чиновника, опишем ситуацию в стране во второй половине Х века. В этот период происходило формирование единого государства. Первому императору Тай-цзу для создания новой империи потребовалась создание новой элиты, ими стали выходцы из Хэнаньского политического центра (столичный регион). Однако после его смерти младший брат, император Тай-цзун сделал ставку на старую аристократию, и ему удалось отправить в изгнание лидера новой элиты, Лу Досюня в 985 году. Таким образом, к концу X в. Тай-цзун смог одержать победу над своими противниками, однако у него возникла другая проблема — выбор наследника.
Именно передача власти от второго императора Северной Сун Тай-цзуна к его сыну Чжэнь-цзуну является центральным мотивом биографии Люй Дуаня.
Люй Дуань был представителем служилой знати из Хэбэйского политического центра [4]. В Поздней Цзинь
[4] (936–947) его отец Люй Ци занимал пост заместителя главы военного ведомства
бинбу шилан, в связи с этим после получения учёной степени
цзиньши он сразу получил высокую должность в государственном аппарате: «Благодаря заслугам предков ему удалось стать руководителем личной охраны императора» [СШ, с. 4823].
Начало его карьеры вполне можно назвать успешным: в период Пяти династий он занимал ряд крупных должностей в дворцовой охране, занимался составлением подневных записей и был включён в Историческую коллегию
шигуань. С приходом к власти Тай-цзу его отправили руководить захваченными областями, при этом он сохранял формальные должности при дворе:
«После вступления на престол [сунского] Тай-цзу [960 г.], он стал заместителем руководителя
Тайчансы[5], в то же время он был назначен главой уезда Цзюньи и
тунпанем[6].
В период 968–976 гг. во время посольства Хао Чунсиня к киданям, Люй Дуань, который занимал должность помощника руководителя
Тайпусы[7], был назначен вторым человеком в посольстве. В 975 году он был назначен префектом области Хунчжоу
[8], но до того как он успел отправиться на свою должность, его повысили до должности
сымэн юаньвайлан[9] и главы области Чэнду
[10], ему были дарованы золотая печать и пурпурный шнур» [СШ, с. 4830].
Приведённый отрывок из биографии Люй Дуаня иллюстрирует сферу деятельности не только этого чиновника, но и всего государственного аппарата в данный период. С конца 70-ых годов все силы государства Северная Сун были направлены на инкорпорирование завоёванных территорий в состав империи. Люй Дуань, как представитель старого чиновничества, активно участвовал в этом процессе. Во время чистки 964 года он не был в столице, и, следовательно, изменения в расстановки сил в центральном правительстве его практически не затронули.
Как видно из приведённого выше отрывка, за 15 лет Люй Дуаню удалось подняться в карьерной лестнице от начальника уезда и руководителя одного из
сы до руководителя области и внештатного помощника дворцовой стражи. Данный рост был во многом связан с личностью самого Люй Дуаня, и поэтому следует уделить некоторое внимание его личным качествам.
В отличие от упомянутых выше персоналий, действия которых были во многом обусловлены объективными процессами, происходившими в сунском государственном аппарате, именно ряд личностных особенностей Люй Дуаня в значительной мере повлиял не только на его карьеру, но и на судьбу сунского государства. Люй Дуань отличался невероятной честностью и преданностью сунской империи в целом, а не отдельным её правителям. Его честность и бескорыстие подкупали его подчинённых. Особенно данное качество ценили жители только присоединённых территорий, где случаи коррупции чиновников из центра были особенно часты. Однако эти качества не были востребованы при первом правителе сунской империи Тай-цзу, которому были больше по душе умелые царедворцы, как Лу Досюнь.
Успехи в управлении провинцией привлекли к Люй Дуаню внимание со стороны циньского вана, наследного принца Чжао Тинмэя
[11]. В 975 году он призывает Люй Дуаня к себе и назначает
юаньвайлан тупань, т.е. внештатным помощником столичной префектуры по судебной части. В 979 году, когда Тай-цзун отправился походом на государство Северная Хань, между Люй Дуанем и Чжао Тинмэем произошёл конфликт. В биографии он описывается таким образом:
«Когда Тай-цзун пошёл походом на Хэдун
[12], Чжао Тинмэю было приказано оставаться в столице, [в связи с этим] Люй Дуань сказал Тинмэю: „Пока правитель, невзирая на дождь и ветер, карает злодеев, освобождая от них народ, вы, как его родственник и циньский ван, должны служить примером для свиты. Если бы сейчас правитель остался в столице, это было бы не подобающе“. Затем Тинмэй попросил императора позволить ему отправиться в поход» [СШ, с. 4831].
После этого управляющего дворцовым хозяйством уличили в том, что он скупал древесину у контрабандистов. За то, что Люй Дуань не проконтролировал этот процесс, его понижают в должности и отправляют советником в приграничную северную провинцию.
Казалось бы, в этом незначительном эпизоде нет ничего примечательного, но во время похода произошёл инцидент, в результате которого умер Чжао Течжао, наследник престола и сын Тай-цзу.
После битвы у реки Каолян в 979 году часть войск, которые вёл в бой лично император, были разбиты. Император Тай-цзун вынужден был бежать с небольшой горсткой солдат и смог вернуться в свою ставку лишь на следующий день. Войска же, которые вернулись в ставку сунского командования раньше его, считали, что он умер. Было принято решение назначить новым императором и главнокомандующим Течжао. Когда Тай-цзун вернулся в лагерь, он был взбешён, испуганный Течжао решил свести счёты с жизнью, и покончил с собой в тот же вечер с помощью кухонного ножа [13, с. 292].
В 985 году в ссылку был отправлен младший брат императора Чжао Тинмэй, где вскоре и скончался. Открыто против ссылки Тинмэя выступил лишь старший сын Тай-цзуна Юаньцзо (965–1027 гг.). После конфронтации с отцом его перестали звать на собрание императорского клана, в связи с чем у него случился нервный срыв. Как сообщает источник, в порыве ярости, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он попытался поджечь дворец. За этот проступок он был лишён всех привилегий и лишён статуса наследника престола.
В итоге к концу 80-х годов официальным наследником стал Чжао Юаньси (966–992 гг.), второй сын Тай-цзуна. В 985 году он был назначен на пост начальника столичного уезда, что было равноценно статусу наследника престола. И он, как и его предшественник на этом посту, призвал к себе всё того же Люй Дуаня.
Честность Люй Дуаня и покровительство императора представителям хэбэйской придворной группировки, к которой принадлежал Люй Дуань, позволило ему не только вернуть своё положение, но и войти в число приближённых императора. Его успехи в управлении территориями на севере, а также восторженные отзывы его подчинённых снискали ему славу умелого управленца, благодаря этому его вернули в столицу в 987 году:
«После чего он был назначен внештатным помощником руководителя министерства обрядов и церемоний, а также главой Кайфэнского уезда, затем он прошёл аттестацию и получил должность помощника, а также историографа-летописца
цзашичжи» [СШ, с. 4833].
Затем Люй Дуань возглавил посольство в Корё, и по возвращении его повысили до главы министерства по сбору налогов и учёту населения. В итоге к 985 году, когда он был назначен следить за финансами столицы под руководством Чжао Юаньси и стал одним из ближайших соратников Тай-цзуна.
Каждый исторический период требует своих чиновников: в период активных завоеваний нужны полководцы, в период формирования государства — теоретики и правоведы, в период активной политической борьбы — умелые царедворцы и заговорщики. Люй Дуань, которому в 985 году исполнилось 50 лет, оказался как раз на своём месте. После победы над своими врагами Тай-цзуну требовался человек, который был бы предан не ему лично, а империи в целом, и именно это впоследствии позволило его преемнику взойти на престол.
Этот человек не должен был участвовать в придворных интригах, но и должен был обладать определённым политическим весом, быть независимым ни от расстановки сил при дворе, ни от поддержки той или иной политической силы. Именно таким человеком и был Люй Дуань, его и поставил при своём наследнике Чжао Юаньси. По оценкам чиновников, сюйский ван Юаньси образцово управлял столицей, и Люй Дуань сыграл в этом не последнюю роль.
Однако в 992 г. Юаньси заболел и скоропостижно скончался при неизвестных обстоятельствах. В биографии Люй Дуаня смерть описана необычайно расплывчато:
«После смерти Чжао Юаньси [992 г.], появились слухи о том, что у Чжао Юаньси были „тёмные делишки“ во время пребывания на должности, и Люй Дуань был отправлен под суд за то, что он как ближайший помощник Юаньси [знал об этом], но ничего не предпринял» [СШ, с. 4835].
По результатам судебного расследования, Люй Дуаня отстранили от управления, дав ему формальную должность во дворце.
Смерть наследника стала большой трагедией для Тай-цзуна, на несколько дней он заперся во дворце и писал в одиночестве элегии. Однако вопрос о наследнике остался открытым. Среди шести сыновей императора ни одного не готовили для того, чтобы занять престол. На протяжении двух лет с 992 года место столичного градоначальника оставалось вакантным. Однако неожиданная болезнь императора заставила его определиться с наследником. Им стал третий сын Тай-цзуна Чжао Хэн, который впоследствии получил тронное имя Чжэнь-цзун
[13].
В отличие от Тай-цзу и Тай-цзуна Чжао Хэн не обладал не только необходимыми задатками, но и требуемым императору опытом. Будучи лишь четвёртым претендентом на престол, большую часть жизни он провёл во дворце и к 26 годам не участвовал ни в управлении империей, ни в военных походах. Тай-цзун прекрасно осознавал этот факт. Ему также было абсолютно очевидно, что без серьёзной поддержки его будущий наследник прожить не сможет [9].
В итоге выбор в очередной раз пал на Люй Дуаня. В 994 году, несмотря на сопротивление со стороны чиновничества, император назначает его первым министром.
«В то время как Люй Дуань занимал пост
чэнсяна [помощника первого министра], Тай-цзун хотел назначить его на пост первого министра, стали говорить: „Люй Дуань — глупый человек“. Сунский Тай-цзун [ответил]: „В малых делах Люй Дуань может и глуп, однако в больших делах он не проявляет глупости“. И сразу же сделал его министром»[СШ, с. 4835].
Несмотря на то, что Люй Дуань был так или иначе связан со всеми остальными наследниками, он всегда оставался верен сунскому государству и именно эту верность ценил в нём Тай-цзун. Кроме того, после смерти Чжао Пу в 992 году, он стал главой старой аристократии при дворе, которая поддерживала власть императора.
В 997 году, уже находясь при смерти, Тай-цзун каждый день вызывал Люй Дуаня. Во время аудиенций император давал последние наставления своему первому министру относительно способов управления страной после его, императора, смерти. Основной задачей Люй Дуаня было привести нового императора к власти и обеспечить нормальное функционирование империей в первые годы его правления.
За те три года, что Люй Дуань находился на посту первого министра, он старался создать максимально стабильную ситуацию:
«Люй Дуань, будучи на посту первого министра, вёл себя очень аккуратно, соблюдал общие интересы, и за основу своей деятельности он взял ясность и чёткость» [СШ, с. 4836].
К 997 году он занял ключевое место в бюрократическом аппарате империи, и практически все важные государственные дела проходили через его руки. Исключением не стал и заговор против будущего наследника престола, который планировала императрица Ли и евнух Ван Цзиэнь. Императрица Ли была дочерью
фаньюйши уезда Цянь (находится на территории совр. провинции Шэньси). Они хотели поставить на престол старшего сына императора Чжао Юаньцзо. Однако Люй Дуань лично проконтролировал коронацию будущего императора, предварительно поставив охрану перед их покоями. Так эта сцена описана в его биографии:
«После того как Чжэнь-цзун вступил на престол и вышел к чиновникам, чтобы чиновники присягнули ему, однако сам был закрыт от них покровом. Люй Дуань, не склонив голову и не представляясь, подошел к тому возвышению, где стоял император, попросил его поднять покров, войдя в тронный зал, пристально разглядел его, и лишь затем спустился и возглавил чиновников, кланяясь и крича „Да здравствует император!“» [СШ, с. 4837].
Люй Дуань вплоть до своей смерти в 1000 году сохранял пост первого министра. Молодой император пожаловал ему ряд почётных должностей и даже приказал построить новое крыльцо во дворце, когда пожилому чиновнику стало сложно подниматься по крутым ступенькам.
Ни один чиновник не удостаивался в конце своей жизни таких почестей, как Люй Дуань. Однако это особое внимание было не случайно. Люй Дуань был носителем компромисса, и это выражалось в том, что даже в тот момент, когда он отстранился от власти и уже не мог даже подняться с постели, он был гарантом того, что политическая система северосунского государственного аппарата останется в равновесном состоянии.
Опираясь на авторитет наиболее сильной придворной группировки из Хэбэйского политического центра, Люй Дуань успешно маневрировал между группировками чиновников. Фактически в тот период, когда он управлял страной, окончательно сформировалась централизованная система управления северосунским государством.
Выводы Во время правления Тай-цзу в 964 году от власти была отстранена старая знать во главе с Фань Чжи, которая была ключевым игроком в период Пяти династий [3, с. 505], в то же время на примере Ши Шоу-синя были отстранены наиболее ненадёжные представители военной верхушки [3, с. 507]. В начале своего правления Тай-цзун в союзе со старой аристократией отстранил от власти представителей новой аристократии в результате неудавшегося мятежа Цинского вана в 985 году [СШ, с. 4004–4007]. В итоге двум братьям удалось ослабить всех наиболее важных противников центральной власти и полностью взять управление страной в свои руки и провести реформы центрального аппарата.
К концу Х века именно император Тай-цзун стал носителем компромисса, император был выше противостояния различных политических центров и мог самостоятельно принимать решения. Однако ему нужен был человек, который бы обеспечил преемственность его власти, и им стал Люй Дуань. В источнике упоминается, что перед смертью Тай-цзун и Люй Дуань долго разговаривали вдвоём. Тай-цзун наделил максимальным политическим влиянием именно Люй Дуаня, а он, в свою очередь, обеспечил передачу власти Чжэнь-цзуну.
Таким образом, на примере биографии Люй Дуаня были выявлены следующие особенности политического процесса в северосунском государстве. Итогом политической борьбы на её определённом этапе стало появление персоны-носителя политического компромисса. Он обладал исключительным положением в государственном аппарате, так как стоял выше политических группировок, а также обладал огромным политическим весом. Люй Дуань принял все меры, чтобы сохранить существующий порядок вещей, а также всеми силами поддерживал стабильность государства. Носитель политического компромисса обладал настолько большим авторитетом, что при его жизни никакие изменения и тем более реформы не были возможны. А политический вакуум, который образовался после его смерти, напротив, стал стимулом для передела власти, неизбежно повлекшего преобразование и самой государственной структуры.
Источник СШ — Сунши (История [династии] Сун) // Эр ши сы ши (24 [династийных] истории). Тт. 15–18. Шанхай, 1958.
Литература 1.
Башкеев В.,
Ульянов М. Периодизация как инструмент и как результат исследования политического процесса: на примере истории Китая поздней древности (221 г. до н.э. — 25 г. н.э.) // 44-я научная конференция Общество и государство в Китае. Часть II. Москва: Институт востоковедения РАН, 2014. С. 312–364.
2.
Башкеев В.,
Ульянов М.,
Целуйко М. Подходы к исследованию политических процессов в описании древней и средневековой истории Китая и стран Юго-Восточной Азии // Отголосок прошедшего в будущем: Сборник научных статей преподавателей и аспирантов Исторического факультета. М., 2012. С. 41–71.
3.
Комаров Д.А. Становление империи Северная Сун (960–1127 гг.) и роль в этом процессе царства Позднее Шу // «В пути за китайскую стену. К 60-летию А.И. Кобзева». М.: Институт востоковедения РАН, 2014. С. 504–509.
4.
Комаров Д.А. Динамика смены региональных элит при дворе императоров Северной Сун // 42-я научная конференция Общество и государство в Китае. Часть III. Москва: Институт востоковедения РАН, 2012. С. 75–77.
5.
Комаров Д.А. Империя Северная Сун (960–1127): циклы развития и противостояние региональных элит (по данным раздела биографии
Сунши, История Сун) // Молодёжь и наука: реальность и будущее: Тезисы докладов III Международной научно-практической конференции / Ред-кол.: В.А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 6 томах. Невинномысск: НИЭУП, 2010. Т. IV. С. 94–100.
6.
Комаров Д.А. Чиновничество в период Северная Сун: формирование элиты нового типа и смена парадигм развития // Общество и государство в Китае: Т. XLIII. Ч. 1. / Редколл.:
А.И. Кобзев и др. М.: ФГБУН Институт востоковедения РАН (ИВ РАН), 2013. С. 205–221.
7.
Лапина З.Г. Политическая борьба в средневековом Китае (40–70-е годы XI в.). М., 1970.
8.
Малявин В.В. Источниковедение средневекового Китая, М., 1986. (Рукопись).
9.
Наньсун Буи. Сунчао ваньши: Вань Аньши юй Сыма Гуан (Оглядываясь на Сун: Ван Аньши и Сыма Гуан). Ханчжоу, 2009.
10. Очерки по истории Китая / под ред.
Шан Юэ. М.: Издательство восточной литературы, 1959.
11.
Смолин Г.Я. Антифеодальные восстания в Китае второй половины X — первой четверти XII в. М., 1974. 556 с.
12.
Федорин А.Л. К вопросу о государственном аппарате и системе власти в северном Вьетнаме в XV–XVIII вв. // Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти. М., 1993. С. 362–380.
13. Cambridge History of China. Cambridge U. Press. Vol. 5. L., 2009.
14.
Franke Herbert. Sung Biographies. 4 volumes. Steiner. 1976.
15.
Hucker Charles O. A Dictionary of Official Titles in Imperial China. Stanford: Stanford University Press, 1985.
16.
Hymes Robert P. Statesmen and Gentlemen: The Elite of Fu-Chou, Chiang-Hsi, in Northern and Southern Sung. Cambridge: Cambridge University Press., 1986.
D.A. Komarov Phenomenon of the bearer of political compromise in the history of Northern Song Empire: A case study of Lü Duan’s biography ABSTRACT:This paper analyses one of the most important phenomena of the political struggle in the Northern Song Empire, the phenomenon of political compromise bearer’s personality. This analysis is based on the case study of the biography of the high-ranked Northern Song official Lui Duan (935–1000). This official managed to maintain stability in the country, on the other hand — while alive, he opposed to any changes in the balance of power and in the state apparatus too. The article describes the mechanism of occurrence of this phenomenon and its role in the political life in the beginning of the XI century.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2015. – [1031] стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 18 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 113-123.
- ↑ Автор благодарит своего научного руководителя М.Ю. Ульянова за его помощь в написании этой статьи.
- ↑ В 963 году были присоединены Наньпин и Хунань, в 964 году — Позднее Шу, в 971 году — Южная Хань, в 975 году — Южная Тан, в 978 и 979 годах — Уюэ и Северная Хань.
- ↑ В 985 году был раскрыт мятеж цинского вана Чжао Тинмэя, младшего брата императора Тай-цзуна. Его организацией занимались родственники Тинмэя по материнской линии из Хэнаньского политического центра, лидером которого являлся главный политический противник Тай-цзуна, представитель новой аристократии Лу Досюнь [СШ, с. 4825–4340].
- ↑ Поздняя Цзинь занимала территории Северного Китая.
- ↑ Тайчансы — Жертвенный приказ (Приказ великого постоянства/обычая). Занимался ритуалами, музыкой, жертвоприношениями Небу и Земле.
- ↑ Тунпань — помощник руководителя области, который занимался вопросами в сфере судебной власти.
- ↑ Тайпусы — Великий конюшенный приказ. Ему подведомственны конюшни и пастбища, ручные повозки, паланкины. Обеспечивал транспорт для путешествий императора по империи.
- ↑ Совр. г. Наньчан, пров. Цзянси.
- ↑ Сымэн юаньвайлан — внештатный помощник начальника охраны.
- ↑ Совр. г. Чэнду, пров. Сычуань.
- ↑ Сыновья и братья императоров наделялись владениями и титулами знатности, названия которых соответствовали историческим названиям данных территорий.
- ↑ Хэдун — терр. совр. пров. Шаньси.
- ↑ Интересно отметить, что мать Чжэнь-цзуна Юаньдэ Хуанхоу была родом из Чжэньдина, а значит, как и Люй Дуань принадлежала к Хэбэйскому политическому центру.