В прошлый раз мы рассказывали об одном восходящем к
И цзину теоретическом построении ханьского учёного
Цзин Фана (京房, 77–37 до н.э.), а именно, учении о Восьми дворцах, или о
гексаграммах Восьми дворцов (
Багун шо 八宫说). Непосредственным следствием этого учения является важное календарное приложение
И цзина – как взаимокорреляция гексаграмм Восьми дворцов и лунных месяцев. Считается, что установление данной корреляции – это заслуга Цзин Фана.
Напомним вкратце основное содержание упомянутого выше учения (подробнее см. [11]), после чего перейдём к его календарным приложениям. Учение о Восьми дворцах включает в себя собственно концепцию гексаграмм Восьми дворцов и непосредственно связанное с ней понятие – «черты поколения и взаимооткликающиеся черты (
шиин 世应)». Концепция гексаграмм Восьми дворцов состоит в том, что на основе 8 базовых гексаграмм, состоящих из одинаковых триграмм (т.е.
Цянь,
Чжэнь,
Кань,
Гэнь,
Кунь,
Сюнь,
Ли,
Дуй), путём изменения черт, начиная с нижней, порождаются все остальные гексаграммы. Каждый дворец называется по имени базовой гексаграммы и имеет в своём составе по восемь гексаграмм, включая базовые, так, например, имеется дворец гексаграммы
Цянь (
Цянь гун), дворец гексаграммы
Чжэнь (
Чжэнь гун) и т.д. Описанную выше классификацию 64 гексаграмм можно представить в виде следующей таблицы.
Табл. 1. Гексаграммы восьми дворцов.
Гексаграммы восьми дворцов Результатом дальнейшей детализации учения о распределении гексаграмм по Восьми дворцам являются технические понятия «Черты поколений (
ши) и черты отклика (
ин)». «Черты поколений» – это черты, воплощающие собой то или иное поколение гексаграмм. Поколения гексаграмм – это стадии преобразования одной исходной гексаграммы в пределах одного «дворца» (см. подробнее: [11, с. 161–163]).
Точнее: для базовых гексаграмм «чертами поколения» являются их верхние черты; для гексаграмм 1-го поколения «чертами поколений» будут их начальные (т.е. нижние) черты; для гексаграмм 2-го поколения – соответственно их вторые черты и т.д. до пятого поколения включительно (т.е. для 3-го поколения – третьи, для 4-го поколения – четвёртые, для 5-го поколения – пятые). В гексаграммах «странствующего духа» чертами поколений являются их четвертые черты. В гексаграммах «возвращающегося духа» «чертами поколений» будут третьи черты данных гексаграмм. «Странствующий дух» и «возвращающийся дух» – это традиционно принятые образные названия следующих за пятым поколением двух последующих поколений гексаграмм. «Черта отклика» – это
третья по отношению к данной «черте поколения» черта гексаграммы. Например, если в гексаграмме
Цянь «чертой поколения» является верхняя черта, то соответствующей ей «чертой отклика» будет третья черта; в гексаграмме
Гоу «чертой поколения» является начальная черта, а «чертой отклика» – соответственно четвёртая черта и т.д. Наглядно это можно видеть на нижеследующей схеме.
СхемаТеперь обратимся к календарным приложениям учения Цзин Фана о Восьми дворцах, т.е. к взаимокорреляции гексаграмм Восьми дворцов и лунных месяцев. Эта взаимокорреляция вытекает из самой идеи расположения гексаграмм по Восьми дворцам. Она состоит из двух частей:
цзяньхоу (建候) и
шигуа циюэ (世卦起月). Первую можно истолковать как «построение соответствия между чертами гексаграмм Восьми дворцов и лунными месяцами», вторую – как «установление соответствия гексаграмм поколений лунным месяцам».
Каждой гексаграммной черте Цзин Фан поставил в соответствие определённую пару циклических знаков
цзя-цзы,в результате каждая черта стала указывать на некий определённый месяц. Тем самым каждая гексаграмма оказалась соотнесённой с шестью месяцами (а соответственно, и с шестью парами
цзя-цзы шестидесятеричного цикла). Данное соотнесение выражается словом
цзяньхоу (или
хоуцзянь).
Так, например, разъясняя гексаграмму № 36
Мин и (относящуюся к дворцу гексаграммы
Кань и принадлежащую поколению «Странствующего духа»), Цзин Фан писал: «Построение [соответствия] начинается в четвёртой шестёрке (т.е. в четвёртой прерывистой черте гексаграммы. –
Н.А.) [знаками]
гуй сы и заканчивается [знаками]
у сюй» (см. [4, с. 10]). В этом рассуждении Цзин Фана под «чертой поколения» имеется в виду четвёртая черта гексаграммы
Мин и, поэтому именно с неё начинается построение данного соответствия. Ей соответствует знак
сы, указывающий на 4-й месяц. Далее аналогично: пятой черте соответствует знак
у (5-й месяц); верхней черте соответствует знак
вэй (6-й месяц); начальной черте соответствует знак
шэнь (7-й месяц); второй черте соответствует знак
ю (8-й месяц); третьей черте соответствует знак
сюй (9-й месяц). Таким образом, шести чертам данной гексаграммы соответствуют земные ветви
сы,
у,
вэй,
шэнь,
ю,
сюй.
СхемаЗдесь особо важно обратить внимание на то обстоятельство, что в рассмотренной системе
цзяньхоу распределение пар циклических знаков идёт по чертам гексаграмм,
предварительно расклассифицированных по Восьми дворцам. Данную систему не надо путать с систематикой
нацзя (纳甲) (о системе
нацзя см. подробнее [11, с. 164–165]), где
иной принцип классификации. Для того чтобы наглядно увидеть различие между этими двумя системами, возьмём для примера две первые гексаграммы дворца
Цянь –
Цянь и
Гоу. На схеме слева от каждой гексаграммы расположены пары циклических знаков, соответствующие распределению по схеме
нацзя, а справа – соответственно циклические знаки, распределённые согласно системе
цзяньхоу. Как видим, обе (левая и правая) последовательности циклических знаков не совпадают друг с другом.
Табл. 2. [1] Таблица 2Вся система распределения месяцев по гексаграммным чертам (
цзянь-хоу), как она изложена в
Цзин ши и чжуань с комментариями Лу Цзи (陆绩, 187–219) представлена в
табл. 2.
Как было уже сказано выше, в системе
цзянъхоу соответствие между гексаграммными чертами и месяцами устанавливается таким образом, что к каждой гексаграмме оказываются приуроченными шесть месяцев. Поэтому 64 гексаграммам должны соответствовать 32 года, после чего цикл повторяется.
Теперь займёмся анализом второй составляющей взаимокорреляции гексаграмм и месяцев, т.е. рассмотрением соответствия гексаграмм поколений лунным месяцам. Для установления этого соответствия Цзин Фан обращается к такому традиционному способу корреляции гексаграмм с месяцами, как принцип «убывания и роста» (
сяо си)
[2].
Вникнем в некоторые детали построений Цзин Фана. 12 гексаграмм возрастания и убывания берутся им за основу, остальные 52 гексаграммы разделяются на
инь и
ян таким образом: какой (непрерывной или прерывистой) чертой становится
ши-черта гексаграммы в данном поколении, такой (
инь или
ян) становится и сама гексаграмма.
Возьмём для примера гексаграммы первого поколения. В гексаграммах № 16
Юй,№ 56
Люй и № 47
Кунь (соответственно относящихся к дворцам
Чжэнь,
Ли и
Дуй) чертой поколения является прерывистая (
инь) начальная черта. Поэтому, согласно теории Цзин Фана, эти три гексаграммы относятся к гексаграммам
инь первого поколения, и совместно с главной в этом поколении гексаграммой
Гоу (которая является гексаграммой убывания и роста,
сяо си) соответствуют пятому месяцу (знаку 午
у). Далее, в том же первом поколении, в гексаграммах № 22
Би, № 60
Цзе и № 9
Сяо чу (соответственно относящихся к дворцам
Гэнь,
Кань и
Сюнь), чертой поколения является непрерывная черта (
ян). Поэтому эти три гексаграммы, согласно теории Цзин Фана, относятся к гексаграммам
ян первого поколения, и совместно с главной в этом поколении гексаграммой
Фу (также является гексаграммой убывания и роста,
сяо си) соответствуют одиннадцатому месяцу (знаку 子
цзы).
Принцип распределения гексаграмм Восьми дворцов по месяцам года наглядно можно увидеть в следующей
таблице.
ТаблицаЕсли обратиться к оценкам современными исследователями творчества Цзин Фана изложенных выше календарных построений, то, например, Чжу Бокунь (朱伯昆, род. 1923) отмечал излишнюю усложнённость его календарных построений. В частности, Чжу Бокунь указывал на запутывающую неоднозначность в соотнесении гексаграмм и месяцев, при которой одна и та же гексаграмма в концепции
цзяньхоу относится к одному месяцу, а в концепции
шигуа циюэ – уже к другому. Признавая наличие определённых технических неувязок в цзинфановых календарных корреляциях, всё же нельзя не отдать должное их общей идейной стройности. Цзин Фан осуществил синтез, по крайней мере, двух следующих основополагающих идей «Книги Перемен»: во-первых, алгоритма порождения двумя «родительскими» триграммами шести «детей», во-вторых, соответствия между циклическими знаками, пятью стихиями и ицзиновским символизмом. Неудивительно, что в ходе такого глобального синтеза могли возникать локальные нестыковки.
Литература 1.
Лю Дацзюнь,
Линь Чжунцзюнь. Чжоу и гу цзин байхуа цзе (Древний текст
Чжоу и и его переложение на современный язык). Цзинань, 1989.
2.
Гао Хуайминь. Лян Хань исюэ ши (История ицзинистики [в период] обеих Хань). Тайбэй, 1983.
3.
Лю Юйцзянь. Лян Хань сяншу исюэ яньцзю (Исследование образно-числовой ицзинистики [периода] обеих Хань). Т. 1. Наньнин, 1996.
4. Цзин ши И чжуань сань цзюань (Комментарии к «Книге перемен» господина Цзина в трёх свитках). Шанхай, [б.г.].
5.
Хуэй Дун. Чжоу и шу (Изложение [учения]
Чжоу и). Тяньцзинь, 1989.
6.
Хуэй Дун. И ханьсюэ (Ханьские учения об
И). Шанхай, 1990.
7. Чжоу и цыдянь (Словарь
Чжоу и).Под ред.
Люй Шаогана. Чанчунь, 1992.
8.
Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». СПб., 1992.
9.
Агеев Н.Ю. Сяо си гуа (гексаграммы убывания и роста) // VII Всероссийская конференция «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация». М., 2001.
10.
Агеев Н.Ю. К проблеме возникновения календарных истолкований И цзина // XXXII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2002.
11.
Агеев Н.Ю. Развитие календарных аспектов ицзинистики в творчестве Цзин Фана // ХХХIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2003.
Приложение 1 Для дворца
Цянь:
Цянь (с 甲子
цзя цзы до 己巳
цзи сы);
Гоу (с 庚午
гэн у до 乙亥
и хай);
Дунь (с 辛未
синь вэй до 丙子
бин цзы);
Пи (с 壬申
жэнь шэнь до 丁丑
дин чоу);
Гуань (с 癸酉
гуй ю до 戊寅
у инь);
Бо (с 甲戌
цзя сюй до 己卯
цзи мао).
Для дворца
Кунь:
Кунь (с 甲午
цзя у до 己亥
цзи хай);
Фу (с 乙未
и вэй до 庚子
гэн цзы);
Линь (с 丙申
бин шэнь до 辛丑
синь чоу);
Тай (с 丁酉
дин ю до 壬寅
жэнь инь);
Да чжуан (с 戊戌
у сюй до 癸卯
гуй мао);
Гуай (с 己亥
цзи хай до 甲辰
цзя чэнь).
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIV научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит., 2004. – 304 с. С. 134-141.
- ↑ Современный китайский учёный Сюй Ан (徐昂) полагает, что в Цзин ши и чжуань допущена ошибка относительно порядка распределения месяцев по гексаграммам дворцов Сюнь и Дуй. Согласно Сюй Ану, должен быть следующий порядок. Для дворца Сюнь: Сюнь (5–10-й месяц), Сяо чу (6–11-й месяц), Цзя жэнь (7–12-й месяц), И (№ 42) (8–1-й месяц), У ван (9–2-й месяц), Ши хэ (10–3-й месяц), И (№ 27) (3–8-й месяц), Гу (2–7-й месяц). Для дворца Дуй: Дуй (7–12), Кунь (№ 47) (8–1), Цуй (9–2), Сянь (10–3), Цзянь (11–4), Цянь (№ 15) (12–5), Сяо го (5–10), Гуй мэй (4–9).
Из приведённого в таблице порядка распределения месяцев по чертам гексаграмм Восьми дворцов можно заметить отсутствие в нём какой-либо отчётливой регулярности, кроме дворцов Цянь и Кунь и принадлежащих к ним гексаграмм с первого по пятое поколение (все эти 12 гексаграмм являются гексаграммами убывания и роста, сяо си гуа). Для двенадцати же гексаграмм «убывания и роста» прослеживается определенная логическая закономерность в их распределении (имея в виду пары циклических знаков цзя-цзы из шестидесятеричного цикла). См. приложение 1.
- ↑ Очевидно, что за основу принципа распределения гексаграмм «Восьми дворцов» по месяцам Цзин Фан взял «Теорию о 12 гексаграммах убывания и роста» (сяо си гуа шо), где от Фу до Цянь ян-черты растут, а инь-черты убывают, и данные гексаграммы соответствуют месяцам с 11-го по 4-й (и знакам от цзы до сы); аналогично поставлены в соответствие месяцам и циклическим знакам гексаграммы от Гоу до Кунь (5–10-й месяцы, знаки у–хай). Создание этой теории приписывалось ещё Цзы Ся (в доханьское время), разработал её ханьский ицзинист Мэн Си, о чём говорилось в предыдущих работах (см. [9, 10]).